Лекции по теории финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:31, курс лекций

Описание

Тема 1. Концепции управления финансами
Современные теории фирмы
Идеальные и эффективные рынки капитала
Агентские отношения и теория асимметричной информации
Теории структуры капитала и дивидендной политики
Концепция управления на основе стоимости
Теория человеческого капитала

Работа состоит из  1 файл

Лекции.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)

 

      Задача. Структура капитала бизнеса без  проведения дополнительных мероприятий  следующая:

Vt = 1300 усл. ед.; Bt = 950 усл. ед.

      Возможны  две стратегии развития.

      Первая  требует дополнительных инвестиций 120 усл. ед. и прироста долга 200 усл. ед.

      Вторая  стратегия – сокращения вложений на 70 усл. ед. при уменьшении долга  на 100 усл. ед.

      350 = (1300 – 950) – стоимость бизнеса  без реализации стратегии;

      1) 270 = (1300 + 120 – 950 – 200);

      2) 380 = (1300 – 70 – 950 + 100).

      Вторая  стратегия сворачивает бизнес и  достигает его максимальной стоимости. 

      4. Модель стоимости, формируемая посредством факторов, может быть представлена следующим образом:

Е = Е (Ф1…Фn),

где Фi, i = 1, …, n – факторы стоимости.

      Наиболее  значительными факторами, с точки  зрения их влияния на стоимость бизнеса, это:

  • стоимость бизнес-единиц (отдел, цех);
  • дивиденды;
  • ставка дисконтирования;
  • время.

     Степень приращения стоимости бизнеса относительно приращения факторов называется ее чувствительностью. Она показывает, на какой процент прирастает или уменьшается стоимость бизнеса при увеличении значения фактора на 1%. Чем больше коэффициент чувствительности, тем существеннее изменяется стоимость.

     Управление  общей стоимостью бизнеса сводится к управлению стоимостями формирующих его бизнес-единиц, вкладом каждой из них в итоговую величину стоимости.

     Каждое  предприятие обладает уникальным набором процессов для создания стоимости и достижения финансовых целей. Существует некая общая модель создания стоимостной цепочки. 
 

     

     Эта модель включает три основных бизнес-процесса:

  1. инновации;
  2. операционный (основные задачи здесь: снижение издержек производства и поставки, качество продукции);
  3. послепродажное обслуживание (инструкции как использовать продукт, как его утилизировать).
 

     5. В современном финансовом анализе для оценки состояния бизнеса чаще всего применяются следующие показатели:

  • рентабельность продаж;
  • рентабельность активов;
  • рентабельность собственного капитала;
  • доходность;
  • стоимость бизнеса.

     В среде экономистов сложилась следующая точка зрения: стоимость бизнеса в качестве критерия наиболее предпочтительный показатель. Компании, использующие стоимость в качестве объекта управления, имеют явное конкурентное преимущество перед компаниями, которые используют другие экономические критерии (или показатели).

     Авторы  системы стратегического управления и оценки эффективности на    основе сбалансированных показателей считают, что только финансовых показателей не достаточно для оценки деятельности предприятия. Поэтому в концепции BSC разработаны четыре составляющие:

  1. Рынок – удовлетворенность покупателей (объем продаж, маркетинговые исследования), удержание клиентов, приобретение новых клиентов, доля рынка в сегменте. Такая оценка рынка дает возможность усилить стратегию в области маркетинга и приведет к росту финансовых показателей.
 
 
  1. Внутренние  процессы – определяют основные бизнес-процессы, которые необходимо совершенствовать. Это позволяет достигнуть эффекта синергии через усилия всех подразделений компании на достижение стратегической цели.
  2. Обучение и рост – непосредственно связаны с ростом и повышением качества интеллектуального капитала.  Рост и развитие – это результат трех основных факторов:
    1. человеческих ресурсов,
    2. систем (системы коммуникации, мотивация, повышение квалификации, удержание работников),
    3. организационных процедур.
  3. Финансы – в качестве показателя, отражающего процесс создания стоимости, рассматривается показатель экономической добавленной стоимости (EVA). Данный показатель можно использовать для оценки предприятий, акции которых не котируются на открытом рынке.

     В теоретической модели авторов концепции  Б. Стюарта и Д. Стерна показатель экономической добавленной стоимости определяется как разность между чистой операционной прибылью после налогообложения и затратами на привлечение капитала:

где    NORAT – чистая операционная прибыль,

     WACC – средневзвешенная цена капитала,

             K – инвестированный капитал (в активы).

     В основе другой практической методики расчета лежит предположение, что если рентабельность инвестированного капитала выше затрат на его привлечение, то стоимость предприятия увеличивается, и наоборот:

где ROI – рентабельность инвестированного капитала

                (рентабельность чистых активов).

      Из  алгоритмов расчета видно, что значение показателя зависит от:

  • чистой операционной прибыли;
  • средневзвешенной стоимости капитала;
  • и его инвестированной величины.

     Компания  имеет ценность, если EVA > 0, ROI > WACC.

     На  практике показатель экономической добавленной стоимости можно использовать при:

  • оценке стоимости компании;
  • оценке инвестиционных проектов, имеющих одинаковую рентабельность,
  • и, главное, для разработки справедливой системы премирования менеджмента компании.

 

Тема 5. Теория реструктуризации: концепции и финансовые аспекты 

  1. Сущность, причины, основные этапы реструктуризации
  2. Рынок корпоративного контроля
  3. Теории слияний
  4. Реструктуризация активов, дебиторской и кредиторской задолженностей (самостоятельно, КОПР)
 

     1. Реструктуризацию компании определяют как процесс, направленный на создание условий для эффективного использования всех факторов производства в целях повышения финансовой устойчивости и роста конкурентоспособности предприятия.

     Она всегда связана с изменением структуры  компании и требует ответов на вопросы:

  • сможет ли компания достичь положительных результатов деятельности;
  • какие условия необходимы;
  • и какие вложения капитала потребуются.

     Кризис  в компании созревает длительное время, проходит ряд этапов, прежде чем компания станет банкротом.

     Реструктуризация  предприятия проводится с целью:

  • решение определенных экономических задач (например, финансовое оздоровление предприятия);
  • изменение распределения собственности и контроля над деятельностью предприятия;
  • привлечение инвестиций в производство;
  • разрешение конфликтов между собственниками и менеджерами.

     Конфликты, антагонистические противоречия приводят к таким процессам как слияние, поглощение предприятий. 

     2. Возникающие конфликты и противоречия разрешают рынок корпоративного контроля посредством слияний и поглощений.

     Данный  процесс имеет свои положительные  стороны:

  1. повышает качество управления корпорацией, так как каждый менеджер понимает, что чем ниже качество управления, тем больше шанс поглощения;
  2. повышает эффективность и конкурентоспособность корпоративного сектора экономики;
  3. разрешает агентские конфликты внутри корпорации.

     В мировой практике принято определять поглощение как оплаченную сделку, в результате проведения которой  происходит передача прав собственности  на     корпорацию, чаще всего с заменой и изменением финансовой и производственной политики. В сделке принимают участие две стороны: корпорация—покупатель и корпорация—цель.

     Возможны  следующие формы поглощений:

  1. корпорация—покупатель делает тендерное предложение корпорации—цели выкупить 95—100% акций; такое поглощение называют «дружеским поглощением»;
  2. корпорация—покупатель делает тендерное предложение акционерам корпорации—цели, минуя менеджмент; это «жесткое поглощение».

     полное  поглощение

     консолидация

     Классификация слияний и поглощений строится на основе характеристики сливающихся корпораций. Различают:

  1. горизонтальное слияние – сливаются корпорации, работающие на одном сегменте рынка (например, одной отрасли) и имеющие сходную продукцию. Основная цель – увеличение сегмента рынка или устранение конкурентов. Могут быть проблемы с Антимонопольным Комитетом.
  2. вертикальное слияние – когда корпорация—покупатель расширяет свою операционную деятельность, ориентируясь либо на поставщиков сырья, либо на конечных потребителей.

         Различают вертикальное слияние

  • на стадию вверх (корпорация—покупатель создает источник спроса);
  • и на стадию назад (корпорация—цель – дешевый источник сырья, который контролирует только корпорация—покупатель).
  1. родственное, или концентрическое, слияние – предприятия (корпорация—покупатель и корпорация—цель) связаны базовой технологией, производственным процессом, рыночной нишей.
  1. конгломеративное слияние – абсолютно не соприкасаемые между собой корпорации, основная цель – диверсификация.
 

     3. Наиболее известны три основные теории, объясняющие слияние:

  1. синергетическая теория;
  2. теория агентских издержек свободных потоков денежных средств;
  3. теория гордыни.

     1. Синергетическая теория. Эффект синергии часто называют: «2 + 2 = 5». Сформирована данная теория в работах Бредли, Кима (1983 г.). Ее суть: возникшая в результате слияния новая корпорация может использовать широкий спектр преимуществ (синергúй), которые возникают вследствие объединения ресурсов этих корпораций.

     Все синергетические эффекты можно  разделить на два типа:

  1. операционные синергúи;
  2. финансовые синергúи.
 
 
 

     Операционные синергии являются результатом воздействия следующих факторов:

    1. экономия операционных издержек (эффект агломерации);
    2. экономия на централизации управленческого аппарата;
    3. повышение квалификации персонала;
    4. эффект комбинирования ресурсов;
    5. увеличение размеров рыночной ниши.

     Финансовые  синергии. Влияют следующие факторы:

  1. создание налоговых щитов:
    1. увеличение размеров дивидендных выплат;
    2. инвестирование временно свободных денежных средств    в инструменты финансового рынка;
    3. выкуп своих собственных акций.
  2. возможность покупки корпорации по цене ниже рыночной;
  3. диверсификация как способ снижения рисков.

     При поглощении или слиянии первым делом  определяются:

Информация о работе Лекции по теории финансового менеджмента