Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:40, курсовая работа
Главным звеном финансовой системы страны являются финансы предприятий отраслей народного хозяйства. Именно в производстве лежит реальная основа всевозможных экономических отношений, в основе которых задействованы денежные отношения: финансовые, кредитные и т.п.
Преобразование сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость внедрения не традиционных для нашей экономики методов обновления материальной базы. Рыночные отношения предполагают оздоровление кредитно-финансовой системы и сокращение государственных инвестиций, появляются всевозможные варианты достижения целей, поставленных различными субъектами экономических отношений.
Актуальность развития лизинга в Казахстане, включая формирование лизингового рынка, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Эффективным способом решения данных проблем, хорошо апробированным на Западе и в настоящее время получающим развитие у нас, является лизинг – форма инвестирования, позволяющая предоставлять дополнительные гарантии инвесторам по сравнению с традиционным кредитованием.
Введение 3
Экономическое содержание и сущность лизинга 5
Экономическая сущность лизинга 5
Лизинг – эффективный инструмент обновления основных средств предприятий 8
Порядок расчета лизинговых платежей 10
Анализ развития лизинговой деятельности АО «Темiрлизинг» 12
Экономическая характеристика АО «Темiрлизинг» 12
Преимущество лизинговых операций как источника финансирования основных средств 20
Проблемы развития лизинговых операций в РК 24
Государственная поддержка развития лизинга в РК 24
Проблемы и пути совершенствования лизинговых операций АО «Темiрлизинг» 25
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение 35
Лизинг в Казахстане является одним из главных инструментов долгосрочных инвестиций в обновление основных фондов. Его доля в общем объеме инвестиций в основной капитал предприятиями малого и среднего бизнеса по итогам 2011 года составила более 15%. За прошедшие десять лет портфель казахстанских лизинговых компаний вырос до 1,1 млрд. долларов.
Мировая практика свидетельствует о том, что именно лизинговые компании должны обеспечивать финансирование проектов по модернизации производственных мощностей, а следовательно, поддерживать инновационную траекторию экономического роста и способствовать укреплению конкурентоспособности национальной экономики. Для целого ряда инфраструктурных отраслей лизинговое финансирование является базовым источником средств для модернизации бизнеса. Кроме того, для малого и среднего бизнеса лизинг — практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают.
На фоне постоянного роста
инвестиций в основной капитал лизинг
набирает все большую популярность.
Старт государственной
График 1.
В то же время на пути развития
рынка лизинга стоит ряд
Первый посткризисный год для казахстанского лизинга выдался противоречивым: эффект от некоторого оживления частных лизинговых компаний был с лихвой нивелирован уменьшением активности государственных игроков. В итоге объем новых сделок второй год подряд демонстрирует снижение, хотя и менее сильное. Если в 2009 году объем сделок сократился более чем на треть — до 446 млн долларов, то в 2010 году совокупный объем нового бизнеса уменьшился менее чем на четверть, составив 336 млн долларов (см. график 2).
График 2.
Частичное восстановление деловой активности в стране вкупе с рядом государственных программ, стимулирующих реальный сектор экономики, а также «эффект низкой базы» — вот основные факторы, обусловившие рост объема новых сделок большинства частных лизинговых компаний. «Прошлый год охарактеризовался активизацией рынка лизинга. Оживает экономика, а вместе с ней желание компаний расширять бизнес, приобретать необходимую технику, оборудование. К примеру, строительство международного транзитного коридора Западная Европа — Западный Китай повлекло за собой активный интерес к дорожной спецтехнике», — отмечает генеральный директор АО «Темiрлизинг» Бекболат Сыдыкбеков.
Сокращение объемов нового бизнеса не позволило лизинговым компаниям ощутимо нарастить свой портфель, динамика которого за последние годы сильно замедлилась. Так, в 2009 году портфель вырос на 6%, а по итогам 2010 года был зафиксирован всего полуторапроцентный рост показателя. Совокупный портфель лизинговых компаний по результатам 2010 года был равен 1,1 млрд. долларов, что составило более 1% от ВВП (см. график 3).
График 3.
Впечатляющую динамику роста показала лизинговая компания АО «Темiрлизинг», заключившая в 2010 году сделок приблизительно на 1,5 млрд. тенге, что более чем в 7 раз превышает показатель 2009 года. В компании отмечают, что подобный результат обусловлен двумя основными факторами: участием АО «Темiрлизинг» в «Программе финансирования лизинговых сделок субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере обрабатывающей промышленности через банки второго уровня и лизинговые компании» АО «ФРП ДАМУ», а также некоторым улучшением общих макроэкономических условий.
Рост совокупного портфеля
заключенных договоров у
После двухлетнего сокращения объема нового бизнеса лизинговых компаний уже в текущем году можно ожидать роста рынка. Запуск программы ФИИР в 2010—2014 годах вкупе со стартом работы Таможенного союза и ожидаемым началом функционирования Единого экономического пространства способны вывести казахстанский рынок лизинга на качественно новый уровень. Прописанные в программе ФИИР средства достижения намеченных целей, среди которых в качестве одного из основных инструментов обновления основных фондов обозначено льготное финансирование посредством финансового лизинга, способны оказать двойной положительный эффект на отечественный рынок лизинга.
Во-первых, посредством субсидирования процентной ставки будет напрямую простимулировано использование услуг лизинговых компаний для инвестиций в основной капитал. Во-вторых, реализация отдельных механизмов программы ФИИР, таких как «Дорожная карта бизнеса 2020», посредством которой планируется оздоровление предпринимательского сектора и поддержка новых бизнес-инициатив, способна существенно облегчить нагрузку на частный бизнес, что, в свою очередь, обусловит появление дополнительных возможностей инвестировать в основной капитал.
В то же время необходимо
отметить, что в настоящий момент
прогноз динамики рынка лизинга,
помимо общеэкономических тенденций,
обуславливается также
Развиваться лизинговым компаниям
в периоды роста экономики, а
также оставаться на плаву в период
кризиса значительно помогли
различные преференции, в частности
льготы по НДС, срок действия которых
был обозначен до 1 января 2012 года.
В настоящее время уплата НДС
на предметы лизинга осуществляется
методом зачета согласно статье 250 НК
РК. Данная статья предусматривает
льготы по НДС для целого перечня
основных средств, производство которых
отсутствует на территории страны или
не покрывает потребности
В этой связи планируемая отмена льгот по НДС с 1 января 2012 года на такие виды товаров, как оборудование, сельскохозяйственная техника, железнодорожные вагоны и локомотивы, морские суда, вертолеты, самолеты и другие, по мнению агентства, несет в себе прямое противоречие целям программы ФИИР, посредством которой планируется обеспечить развитие приоритетных секторов экономики.
Так, высокая степень износа основных фондов страны называется в программе ФИИР в числе ключевых проблем на пути устойчивого экономического роста. По данным «Эксперт РА Казахстан», показатель в прошлом году превысил отметку в 70%. Вместе с тем в настоящий момент в стране идет активное обновление основных фондов, о чем свидетельствуют данные Агентства РК по статистике, согласно которым импорт машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов составляет 43,2% от общего объема импортированных товаров. При этом производство и сборка большей части перечня товаров на территории страны не осуществляется, в связи с чем происходит освобождение от уплаты НДС при импорте подобных основных средств, что, безусловно, является существенным подспорьем для переживающего нелегкие времена бизнеса.
Планируемая отмена льгот по НДС, по мнению «Эксперт РА Казахстан», может привести не только к снижению эффективности амбициозной программы ФИИР, но и обусловить снижение темпов экономического роста на фоне лишения предприятий малого и среднего бизнеса возможностей эффективных инвестиций в основной капитал. Кроме этого, удорожание средств производства неминуемо приведет к росту цен на конечную продукцию.
Ожидаемая отмена льгот по НДС в 2012 году, по мнению агентства, является преждевременной и, возможно, даже губительной для еще неокрепшего после двухлетнего спада бизнеса. Мы считаем, что действующий льготный налоговый режим по НДС и КПН необходимо продлить как минимум до завершения программы ФИИР в 2014 году. Агентство придерживается той точки зрения, что корректировать сроки действия той или иной льготы необходимо по мере происходящих в отрасли изменений. В то же время на сегодняшний день более или менее подходящим для перехода на общий налоговый режим нам видится период с 2016 по 2017 год.
Тем не менее, несмотря на имеющие место пробелы в казахстанском законодательстве, порой не позволяющие в полной мере воспользоваться всеми преимуществами государственной поддержки, следует отметить, что количество инструментов и в целом объем государственного стимулирования отрасли являются показательными не только в Центральной Азии, но и на всем пространстве СНГ. Комплексный подход, обуславливающий, с одной стороны, наличие целого ряда налоговых и таможенных преференций, а с другой — стимулирование спроса на услуги лизинговых компаний посредством специальных программ льготного финансирования, характерен далеко не для всех стран постсоветского пространства.
Согласно статье 78 Налогового кодекса (НК) РК передача имущества по договору лизинга является финансовым лизингом, обуславливающим наличие имеющихся преференций, если она, в частности, отвечает требованиям:
— срок сделки должен быть не менее 3 лет;
— в течение 3 лет не должна быть произведена замена лизингополучателя.
Таким образом, в случае если договор лизинга расторгается до истечения минимально необходимых трех лет, в соответствии со статьей 238 НК РК к лизинговой компании применяются штрафные санкции в виде начисления дополнительных налогов и штрафов за период с момента начала действия сделки. Это ставит лизингодателя в заведомо невыгодное положение перед недобросовестным лизингополучателем, который, понимая нежелание лизинговой компании идти на крайние меры, может потребовать необоснованные преимущества по заключенному ранее договору.
По мнению участников рынка, данную статью необходимо переформулировать, с тем чтобы облагаемым оборот признавался именно с даты наступления изменений условий сделки при прекращении обязательств по договору, что было бы более справедливо и позволило бы уменьшить риски лизинговой компании, которые в конечном счете отражаются на стоимости услуги.
Еще одним спорным моментом
является невозможность замены лизингополучателя.
Крупное предприятие зачастую предпочитает
использовать в производстве новое,
модернизированное
Наличие определенных проблем
при изъятии предметов лизинга
на сегодняшний день является одним
из основных рисков для лизингополучателей,
что отражается на конечной стоимости
услуг лизинговой компании. Кроме
этого, отсутствие гарантий своевременного
и полноценного возврата предмета лизинга,
в случае если сделка прерывается, нередко
удерживает лизингодателей от заключения
сделки с небольшими предприятиями,
что также негативно
Заключение
Цель данной курсовой работы заключалась в изучении экономического содержания и развития лизинга.
Представленный в работе материал представляет собой краткую информационную базу, содержащую основную характеристику лизинговой деятельности. Особое внимание уделено правовому урегулированию лизинговых отношений в Казахстане. Раскрыты темы налогового, таможенного, валютного регулирования.
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:
Современный лизинг – есть продукт и категория развитой рыночной экономики. Он возник на основе эволюции и тесной интеграции арендных, торговых и кредитных отношений.
Во-первых, лизинг, представляя
собой, сочетание особого вида финансовых
услуг со специфической формой предпринимательства,
имеет большие шансы для