Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:33, курсовая работа
Среди проблем защиты банковской деятельности от угроз внешнего и внутреннего характера все более актуализируется необходимость обеспечения охраны финансовых ресурсов, защиты информации и имущества коммерческого банка, создание системы его финансовой безопасности. Для коммерческих банков особо значимыми являются такие условия эффективной и безопасной деятельности, как обеспечение возвратности кредитов, повышение прибыльности, поддержание ликвидности, снижение банковских рисков.
Введение
Глава 1.Теоритические аспекты обеспечения финансовой безопасности коммерческих банков в России
1.1 Сущность, место и роль финансовой составляющей в системе обеспечения экономической безопасности банковской деятельности
1.2 Система управления безопасностью в коммерческих банках
1.3 Факторы обеспечения финансовой составляющей безопасности банковской деятельности
Глава 2.Оценка финансовой безопасности коммерческого банка ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.1 Краткая характеристика ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности Банка
2.3 Анализ финансовой безопасности Банка
Глава 3. Оптимизация механизма финансовой безопасности ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
3.1 Общие меры совершенствования механизма финансовой безопасности в Банке
3.2 Пути совершенствования устойчивости Банка и совершенствование методик ее оценки
3.3 Повышение качества IT-сопровождения, как одна из основных антикризисных задач Банка
Заключение
Список используемой литературы
Принципиальное значение
для экономической безопасности
каждого банка имеет
Система мер позволяет
обеспечивать устойчивую экономическую
безопасность банковской деятельности.
Основу этих мероприятий составляет
планирование и прогнозирование. Прогнозные
оценки находят отражение в
1.2 Система управления безопасностью в коммерческих банках
Обеспечение собственной
безопасности является одним из постоянно
действующих направлений
Для обеспечения необходимой эффективности управление безопасностью должно осуществляться в рамках целостной системы управления, структура которой иллюстрируется следующей схемой:
Рисунок 1. – Структура целостной системы управления безопасность коммерческого банка.
Стратегия обеспечения безопасности – совокупность долгосрочных целей и управленческих подходов, реализация которых обеспечивает защиту кредитно-финансовой организации от потенциальных угроз разглашения коммерческой и банковской тайны, а также нанесения ей любых других форм ущерба имущественного и неимущественного характера.
В своей основе стратегия обеспечения безопасности банка может иметь одну из трех рассмотренных ниже концепций.
Вариант 1. Концепция упреждающего противодействия.
Данная концепция является
логическим следствием избранной банком
стратегии роста и вытекающей
из нее агрессивной конку рентной
стратегии. Она предполагает возможность
использования службой
Преимущества концепции:
возможность эффективного решения возникающих у банка проблем, связанных с обеспечением собственной безопасности, практически без участия государства;
обеспечение приоритета методов
профилактического
возможность обеспечения эффективной поддержки других направлений внутрибанковского менеджмента, в первую очередь, маркетинга и управления персоналом.
Недостатки концепции:
высокая вероятность адекватного ответа со стороны пострадавших от подобной политики конкурентов;
неизбежные противоречия
с действующим
необходимость более высокого уровня ресурсной поддержки – финансовой, кадровой, материально-технической.
Рекомендации по применению: для крупных банков, ориентированных на обслуживание высокорентабельных предприятий (отраслей) или работающих в условиях жесткого прессинга со стороны конкурентов либо криминальных структур.
Вариант 2: Концепция пассивной защиты.
Данная концепция является
логическим следствием ранее избранной
банком стратегии сокращения и вытекающей
из нее пассивной конкурентной стратегии.
Она предполагает приоритетную ориентацию
банка на защиту со стороны государства
в лице правоохранительных и судебных
органов. Это позволяет резко
ограничить функции собственной
службы безопасности, сохранив в ее
инструментарии лишь минимально необходимую
номенклатуру методов профилактики
и отражения потенциальных
Преимущества концепции:
минимальные затраты на ее практическую реализацию;
отсутствие угроз применения
к банку соответствующих
Недостатки концепции:
полная зависимость
ориентация на методы противодействия уже реализованным угрозам, которые являются менее эффективными по сравнению с профилактическими и пресекающими.
Рекомендации по применению: для небольших банков, работающих либо на наименее конкурентных рынках, либо под непосредственным патронажем органов государственного управления.
Вариант 3. Концепция адекватного ответа.
Данная концепция является
логическим следствием ранее избранной
банком стратегии ограниченного
роста и вытекающей из нее наступательной
конкурентной стратегии. Она предполагает
возможность использования
Вариант является компромиссным между первой и второй концепциями, смягчая их радикальные недостатки (однако, не позволяя в пол ной мере использовать и достоинства). В современных условиях применяется большинством кредитно-финансовых организаций.
Факторы, определяющие выбор базовой концепции обеспечения:
общая стратегия развития («миссия») банка, например ориентация на обслуживание высокорентабельных отраслей или теневой экономики;
степень агрессивности конкурентной стратегии банка;
степень «криминогенности» региона размещения банка;
финансовые возможности банка по обеспечению собственной безопасности;
квалификация персонала службы безопасности банка;
наличие поддержки со стороны
местных органов
Общая последовательность реализации избранной стратегии:
определение общего перечня реальных и потенциальных угроз безопасности банка, а также их возможных источников;
формирование ранжированного перечня объектов защиты;
определение ресурсов, необходимых для реализации стратегии;
определение рациональных форм защиты по конкретным объектам;
определение функций, прав и ответственности службы безопасности банка;
определение задач других структурных подразделений и управленческих инстанций банка в рамках реализации стратегии;
разработка оперативного плана мероприятий и целевых программ.
Операционные подсистемы - это самостоятельные элементы системы управления, каждый из которых направлен на решение формализованного перечня однотипных задач по обеспечению безопасности. Отражая установленные стратегией управления цели и приоритеты, операционные подсистемы имеют своими объектами:
информационную безопасность;
безопасность персонала;
имущественную безопасность.
В соответствии с методологией менеджмента, при формировании операционных подсистем необходимо соблюдать следующие общие требования:
подсистемы не могут содержать элементов (методов, процедур и т.п.), практическое функционирование которых может объективно затруднить эксплуатацию смежных подсистем;
общая структура каждой из
подсистем должна соответствовать
следующей типовой схеме: «определение
целей процесса - планирование и
организация процесса - оперативное
управление процессом - оценка результатов
процесса путем сопоставления их
с ранее запланированными целями»;
формализованное закрепление
Блок обеспечения является необходимой частью любой управляющей системы. Формируя исходные условия для эффективного управления, он включает в себя несколько направлений.
а) Информационное обеспечение системы управления безопасностью включает в себя три компонента:
используемые в рамках системы методы и конкретные процедуры получения субъектами управления необходимой первичной информации;
формализованные каналы прохождения информации в рамках системы, которые определяют маршрут движения ранее собранной информации по инстанциям (принципиальная схема: от кого - кому - в какой форме - в какие сроки);
базы данных, связанных с любыми проблемами внутренней и внешней безопасности, которые накапливаются и обновляются в течение всего периода функционирования на рынке и используются при формировании управленческих решений любого уровня.
б) Нормативно-методическое
обеспечение включает в себя комплект
внешних и внутренних регламентов,
используемых в процессе управления
рассматриваемым направлением деятельности,
а также документов рекомендательного,
т.е. не директивного характера. К внешним
регламентам относятся
в) Технологическое обеспечение определяется как совокупность формализованных технологий обеспечения безопасности банка от раз личных видов угроз. Их наличие является основной предпосылкой эффективности управления, поскольку позволяет четко определить:
непосредственных участников (инстанции и рабочие места, принимающие участие в описываемой операции по защите от конкретной угрозы);
управленческие процедуры (мероприятия, осуществляемые в рамках операции);
типовые сроки по операции в целом и каждой управленческой процедуре в отдельности;
ответственность участников
за нарушение описываемой
г) Инструментальное обеспечение определяется как совокупность прикладных методов управления, используемых в рамках системы . Применительно к управлению безопасностью их можно дифференцировать на три группы:
методы профилактического характера, позволяющие не допустить практической реализации потенциальной угрозы;
методы пресекающего характера, позволяющие отразить уже реализуемую угрозу, не допустив или минимизировав возможный ущерб;
методы карающего характера, позволяющие наказать непосредственных виновников реализованной угрозы.
д) Трудовое обеспечение определяется как полностью укомплектованный штат службы безопасности, включающей в себя три квалификационные категории работников:
менеджеры, т.е. руководители
различного уровня - от возглавляющего
рассматриваемое направление
эксперты, т.е. высококвалифицированные сотрудники службы безопасности, специализирующиеся на определенных направлениях ее обеспечения (аналитики, разработчики специальных программных средств и т.п.), но не выполняющие при этом прямых управленческих функций;
исполнители (охранники, ремонтники спецоборудования и др.).
е) Финансовое обеспечение определяется как совокупность финан совых ресурсов, выделяемых на поддержание и развитие рассматриваемого направления (приобретение спецоборудования, зарплата персонала, оплата информации и т.п.).
При формировании, эксплуатации и развитии системы управления безопасностью банка необходимо соблюдать некоторые общие методические требования. Главным из них выступает системный подход к проблеме обеспечения безопасности. Под этим понимается недопустимость акцентирования усилий службы безопасности на отражении какого-либо одного или нескольких видов потенциальных угроз в ущерб остальным. Нарушение данного требования до настоящего времени характерно для многих отечественных коммерческих фирм и определяется, чаще всего, прежней областью профессиональной деятельности руководителя рассматриваемого направления.