Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:33, курсовая работа
Среди проблем защиты банковской деятельности от угроз внешнего и внутреннего характера все более актуализируется необходимость обеспечения охраны финансовых ресурсов, защиты информации и имущества коммерческого банка, создание системы его финансовой безопасности. Для коммерческих банков особо значимыми являются такие условия эффективной и безопасной деятельности, как обеспечение возвратности кредитов, повышение прибыльности, поддержание ликвидности, снижение банковских рисков.
Введение
Глава 1.Теоритические аспекты обеспечения финансовой безопасности коммерческих банков в России
1.1 Сущность, место и роль финансовой составляющей в системе обеспечения экономической безопасности банковской деятельности
1.2 Система управления безопасностью в коммерческих банках
1.3 Факторы обеспечения финансовой составляющей безопасности банковской деятельности
Глава 2.Оценка финансовой безопасности коммерческого банка ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.1 Краткая характеристика ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности Банка
2.3 Анализ финансовой безопасности Банка
Глава 3. Оптимизация механизма финансовой безопасности ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
3.1 Общие меры совершенствования механизма финансовой безопасности в Банке
3.2 Пути совершенствования устойчивости Банка и совершенствование методик ее оценки
3.3 Повышение качества IT-сопровождения, как одна из основных антикризисных задач Банка
Заключение
Список используемой литературы
Вторым требованием
Третьим требованием выступает
ориентированность системы на обеспечение
приоритетной защиты конфиденциальной
информации и лишь затем иных объектов
потенциальных угроз. Роль информации
и информационных технологий в функционировании
современной цивилизации, государства,
отдельных фирм последовательно
увеличивается. Все для большего
числа хозяйствующих субъектов
утеря или разглашение
Четвертым требованием является непосредственное участие в обеспечении безопасности банка всех ее структурных подразделений и сотрудников в рамках установленной им компетенции и ответственности. Структура возможных угроз, среди которых не последнее место занимают и угрозы со стороны собственного персонала, исключают возможность эффективного противодействия им силами исключительно сотрудников службы безопасности. Поэтому в заключительном разделе пособия специально рассматривается комплекс мероприятий по воспитанию в трудовом коллективе соответствующей идеологии и обучению его членов методам профилактики и пресечения наиболее вероятных угроз.
Пятым требованием выступает обеспечение взаимодействия системы управления безопасностью с другими направлениями менеджмента. Указанное требование реализуется как на стратегическом, так и на оперативном уровне системы управления. В отечественных условиях в режиме оперативного управления наиболее тесная взаимосвязь должна обеспечиваться между рассматриваемой системой и персональным менеджментом. Нарушение требования о координации управления различными направлениями деятельности может привести к крайне негативным последствиям. В случае, когда при разработке смежных систем управления (например, финансового менеджмента или маркетинга) будут нарушены требования со стороны рассматриваемой системы, резко увеличивается вероятность негативной реализации соответствующих угроз. В свою очередь нормальное функционирование смежных систем управления будет постоянно нарушаться, если управление безопасности будет организовано по принципу самодостаточности - безопасность ради самой безопасности. Таким образом, комплексная система управления должна формироваться с учетом обеспечения относительного паритета или баланса интересов каждого из направлений деятельности кредитно-финансовой организации.
Шестым требованием является
соразмерность затрат на обеспечение
безопасности банка реальному уровню
угроз. Оно связано с реализацией
принципа разумной достаточности. С
позиции конечной эффективности
системы в равной степени недопустимо
экономить на рассматриваемом направлении
деятельности, ослабляя собственную
безопасность, и преувеличивать возможные
угрозы, осуществляя излишние, т.е. не
окупаемые расходы. Учитывая, что
руководство службы безопасности по
очевидным причинам склонно именно
к завышению уровня потенциальных
угроз, для соблюдения данного требования
желательно привлечение независимых
экспертов в лице сотрудников
государственных
Заключительным требованием является формализованное закрепление не только функциональных обязанностей, но и полномочий (предела компетенции) службы безопасности. В отличие от других направлений деятельности банка работа большинства сотрудников этого подразделения всегда связана с угрозой превышения служебных полномочий. В результате велика вероятность возбуждения против кредитно-финансовой организации уголовных дел и гражданских исков по обвинению в нарушении действующего законодательства или гражданских прав.
Оценка эффективности управления безопасностью является необходимым элементом системы. Она позволяет решить несколько прикладных задач, в частности, осуществлять статистический анализ вероятности негативной реализации тех или иных угроз, а также объективно оценивать результативность деятельности службы безопасности. В отличие от большинства других направлений менеджмента здесь не всегда можно точно подсчитать обеспеченный экономический эффект. В частности, затруднительно определить возможные потери от своевременно пресеченных угроз. По некоторым видам угроз, например, в адрес сотрудников банка прямой эффект невозможно рассчитать в принципе. Поэтому приходится опираться на результаты не только прямой, но и косвенной оценки. Ниже приводится перечень критериев, которые целесообразно использовать для решения этой задачи:
общее количества выявленных
угроз, с дифференциацией на угрозы,
пресеченные в полном объеме, пресеченные
лишь частично, негативно реализованные
в полном объеме (в динамике в
сравнении с предыдущими
прямой финансовый ущерб,
нанесенный банку в результате частично
и полностью реализованных
потенциальный ущерб, который могли бы нанести банку полностью или частично пресеченные угрозы;
результаты реализации плановых профилактических мероприятий;
отсутствие обоснованных претензий к службе безопасности со стороны правоохранительных органов, собственных подразделений и отдельных сотрудников.
Правовые основы безопасности
коммерческого банка определяют
соответствующие положения
Защиту имущественных
и иных материальных интересов и
деловой репутации коммерческих
банков призваны обеспечивать также
гражданское, гражданско-процессуальное
и арбитражное и арбитражно-
Правовую основу безопасности кредитных отношений банков с клиентами составляют законодательные акты, регулирующие возможность применения различных способов обеспечения исполнения обязательств. Гражданский кодекс РФ позволяет применять удержание, залог, поручительство и банковскую гарантию. Наиболее надежным способом обеспечения выполнения кредитных обязательств является залог. Правовое регулирование залоговых отношений осуществляется при помощи ряда законодательных актов и норм, их которых наиболее важными являются ГК РФ (ст. 334-358), Закон РФ «О залоге» от 29.05.92 N 2872-1, Гражданский процессуальный кодекс РФ (ст. 399-405), Временное положение о согласовании залоговых сделок (утверждено распоряжением Госкомимущества РФ от 21.04.94 N 890-р), Основные положения о залоге недвижимого имущества - ипотеке (одобрено распоряжением заместителя Председателя СМ РФ от 22.12.93 N 96-рз).
Обеспечение информационной безопасности в банковской системе регулируется законами Российской Федерации: «О банках и банковской деятельности», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации».
Важное значение в этом
деле имеют указы Президента Российской
Федерации «О защите информационно-
При практическом решении задач обеспечения безопасности банковской деятельности необходимо опираться также и на следующие правовые нормативные акты:
постановление Правительства РСФСР от 05.12.91 N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»;
«Положение о сертификации средств защиты информации», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 608 "О сертификации средств защиты информации»;
Положение о государственной системе защиты информации от ИТР и от утечки по техническим каналам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.09.93 N 912-51;
«Положение о государственном лицензировании деятельности в области защиты информации», утвержденное совместным решением Гостехкомиссии и ФАПСИ при Президенте Российской Федерации от 27.04.94 N 10.
Существующие правовые условия обеспечения банковской безопасности в основном позволяют государственным и иным правоохранительным и охранным структурам организовывать противостояние противоправным посягательствам на банковскую безопасность в различных ее аспектах.
Успешное и эффективное
решение задач обеспечения
1.3 Факторы обеспечения
финансовой составляющей
Управление финансовыми
ресурсами, денежными потоками банка
является одним из ключевых элементов
всей системы современного управления,
имеющим особое, приоритетное значение
для сегодняшних условий
Главный принцип сохранения финансовой безопасности – это контроль и балансирование доходов и расходов экономической системы. На сохранение финансовой безопасности оказывают значительное влияние следующие факторы.
1. Внутренние:
квалификация учетного и финансово-экономического персонала;
квалификация и навыки высшего руководства банка;
юридическое обеспечение и экспертиза договоров и контактов банка;
эффективность системы внутреннего контроля;
кассовая, налоговая и платежная дисциплина;
сбытовая и маркетинговая стратегия банка.
К внутренним опасностям и угрозам, влияющим на финансовую устойчивость и безопасность, относятся преднамеренные или случайные ошибки менеджмента в области управления финансами банка, связанные с выбором стратегии банка; управлением и оптимизацией активов и пассивов банка (разработка, внедрение и контроль управления дебиторской и кредиторской задолженностями, выбор инвестиционных проектов и источников их финансирования, оптимизация амортизационной и налоговой политики).
2. Внешние:
законодательная и нормативная база, регулирующая хозяйственную деятельность;
платежеспособность дебиторов;
деятельность (противодействие)
государственных органов и
активность кредиторов по востребованию долгов;
эффективные деловые отношения с финансово-банковской системой (способность или возможность привлекать кредитные ресурсы по минимально возможной цене);
надежность партнеров и контрагентов.
Главные внешние опасности и угрозы, влияющие на потерю финансовой устойчивости и безопасности следующие:
скупка акций, долгов банка нежелательными партнерами;
наличие значительных финансовых обязательств у банка (как большой величины заемных средств, так и больших задолженностей предприятию);
неразвитость рынков капитала и их инфраструктуры;
недостаточно развитая правовая система защиты прав инвесторов и исполнения законодательства;
кризис денежной и финансово-кредитной систем;
нестабильность экономики;
несовершенство механизмов формирования экономической политики государства.
Способность противодействовать внешнему воздействию и есть безопасность как процесс. К субъективным предпосылкам (зависящим от банка) для подавления его финансово-хозяйственной деятельности государством относятся: уклонение от уплаты налогов, неуплата налогов из-за потери ликвидности, невыплата налогов из-за отсутствия налоговой базы, нарушение кассовой и платёжной дисциплины, неудовлетворительное состояние расчётов с контрагентами и т. д. Именно от финансовых работников банка зависит, как будут действовать данные факторы и насколько сильно они могут угрожать его финансовой безопасности.
В настоящее время понимание роли финансового работника в управлении банком перешло на качественно иной уровень, более высокий. Сейчас без участия финансистов не обходится ни одно решение, касающееся будущего банка. Главное предназначение финансиста - оказывать содействие руководству в решении стратегических задач. Под финансовым работником следует понимать должностных лиц организации или внештатных консультантов, ответственных за сохранение, учет и управление финансами, их привлечение, а также мониторинг за их использованием. К ним относятся: финансовые директоры (менеджеры), гл. бухгалтеры, казначеи, аудиторы, ревизоры и инспекторы. Требования к уровню и качеству профессиональной подготовки данных работников в последнее время существенно возросли не только со стороны самих банков, как работодателей, но и со стороны государства в данных социально-экономических отношениях - как регулирующей, контролирующей и наблюдающей стороны. Данные нормы регламентируются законами и нормативными документами федерального уровня.