Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 01:45, курсовая работа
В современных условиях главными задачами развития экономики является повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. В условиях рынка финансово-хозяйственная деятельность предприятия осуществляется за счёт самофинансирования, а при недостатке собственных финансовых ресурсов, за счёт заёмных средств. Поэтому необходимо знать какова финансовая независимость предприятия от заемного капитала и, какова финансовая устойчивость предприятия. Финансовая устойчивость во многом определяется структурой капитала, то есть долей собственного и заёмного капитала в общем капитале предприятия.
1. Финансовый анализ и финансовая устойчивость предприятия
1.1 Сущность и назначение финансового анализа…………………… 5
1.2 Понятие финансовой устойчивости предприятия…………………6
1.3 Методы анализа и оценки финансовой устойчивости…………….9
2. Основные методы обеспечения финансовой устойчивости
2.1 Особенности организации и управления финансовой устойчивостью на предприятии……………………………………………………………...17
2.2 Оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия…………………………………………………………………18
3. Механизм обеспечения финансовой устойчивости предприятия……………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………...…....28
4.Расчетная часть………………………………………………….….31
Список использованной литературы…………
- общая величина запасов и затрат;
- общая величина запасов и затрат;
Для характеристики источников формирования запасов и затрат используется несколько показателей:
- наличие собственных оборотных средств;
- наличие собственных и долгосрочных заёмных источников формирования запасов и затрат или функционирующий капитал;
- общая величина основных источников формирования запасов и затрат.
Трём показателям наличия источников формирования запасов и затрат соответствуют три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками формирования:
Излишек (+) или недостаток (-) СОС (Фс= СОС-ЗЗ);
Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заёмных источников ( Фт=КФ-33);
С помощью данных показателей определяется трёхкомпонентный показатель типа финансовой ситуации . [9]
Четыре типа финансовой устойчивости, при использовании метода абсолютных показателей:
Абсолютная устойчивость финансового состояния. Фс ³О; Фт ³О; Фо ³0; т.е. S= {1,1,1};
Нормальная устойчивость финансового состояния. Фс< 0; Фт³0; Фо³0; т.е. S={0,1,1};
Неустойчивое финансовое состояние: Фс<0; Фт<0;Фо³0;т.е. S={0,0,1};
Кризисное
финансовое состояние: Фс<0; Фт<0; Фо<0;
т.е. S={0,0,0}.
2.
Основные методы обеспечения
финансовой устойчивости
2.1. Особенности
организации и управления финансовой
устойчивостью на предприятии
Организация и управление финансовой устойчивостью являются важнейшим аспектом работы финансово-экономической службы предприятия и включают целый ряд организационных мероприятий, охватывающих планирование, оперативное управление, а также создание гибкой организационной структуры управления всего предприятия и его подразделений. При этом широко используются такие методы управления, как регламентирование, регулирование и инструктирование. Особое внимание уделяется разработке положений о структурных подразделениях предприятия, должностных обязанностей сотрудников и движения информационных потоков в разбивке по срокам, ответственным лицам и показателям.
Организация планирования финансовой устойчивости необходима, прежде всего, для того, чтобы увязать источники поступления и направления использования собственных денежных средств.
Организация текущего управления финансовой устойчивостью предполагает обработку особым способом бухгалтерских данных. В результате получаются необходимые выходные документы — внутренние формы отчетности, анализа и аудита. Эти формы представляют собой стандартные типовые документы для служебного пользования, формируются на базе бухгалтерских данных и могут быть получены в любой момент по требованию пользователя — за год, квартал, месяц и день.
Основная задача сводных рапортов заключается в информационном обеспечении руководителей разных уровней в целях принятия ими управленческих решений в оперативном режиме. Простота, доступность и читабельность предлагаемых аналитических документов позволяют руководителю понять финансовое состояние предприятия без специальных знаний бухгалтерского, финансового и налогового учета.
Укрепление финансово-экономического состояния предприятия полностью зависит от организации работы финансово-экономической службы. Особая роль при этом отводится руководителю данной службы — финансовому директору, которому понятен язык бухгалтеров, экономистов и финансистов.
Принимая
во внимание, что на многих предприятиях
уже давно введена должность финансового
директора2, можно объективно говорить
о качественном изменении работы службы.
Однако данная должность не была введена
в законодательном порядке и поэтому довольно
долго отсутствовала в квалификационном
справочнике должностей и специальностей.
2.2. Оперативное
управление финансовой
При
проведении анализа финансово-
Основная
задача этих документов — получить
наглядную и объективную
Несмотря на то, что в настоящее время ощущается объективная потребность в таком анализе, оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия не проводится в полном объеме в силу ряда обстоятельств:
- несовершенства сложившегося на предприятии документооборота,
- несоответствия действующей отчетности потребностям аналитики,
- отсутствия взаимосвязи и дублирования полномочий между структурными подразделениями внутри финансово-экономической службы,
Для решения этих задач предлагается комплекс мероприятий, который охватывает ряд аспектов.
Организационный аспект:
1) на базе действующей бухгалтерской программы создается отдельный встроенный блок для финансово-экономической службы предприятия;
2) создаются сводные рапорты внутренней отчетности, анализа и аудита;
3) получение этих рапортов и оперативная работа с ними осуществляются в режиме реального времени пользователями со своих рабочих мест;
4) устанавливается порядок движения документов;
5) устанавливаются конкретные сроки представления, обработки и передачи информации внутри той или иной службы, а также между службами.
Методический аспект:
1) разрабатываются перечень, внутреннее содержание и формат типовых рапортов;
2) определяется уровень аналитики для каждого пользователя (1 — большие группы, 2 — подгруппы, 3 — учетная единица);
3) устанавливается продолжительность периода анализа (день, неделя, месяц, квартал, год).
Аналитический аспект:
1) определяется перечень анализируемых объектов (участок, объект, подразделение, бизнес-единица, материально ответственное или подотчетное лицо);
2) разрабатываются справочники в разбивке по видам объектов, товарно-материальных ценностей (ТМЦ), поставщиков и покупателей, налогов и банков, сотрудников, учредителей и т.д.;
3) устанавливаются единый доступ, порядок заполнения и обновления справочников (в целях устранения дублирования).
Правовой аспект:
1) рапорты предназначены для служебного пользования специалистами финансово-экономической службы и руководящего состава предприятия;
2) в соответствии с решением директора предприятия для каждого специалиста устанавливаются уровень детализации и права доступа к информации (полный, ограниченный, частичный);
3) устанавливается определенный перечень рапортов для конкретного пользователя.
Технический аспект:
1) соответствующими техническими службами прокладывается сеть, устанавливается необходимое оборудование, проводятся технические и другие работы;
2) решается вопрос об увеличении рабочих мест за счет расширения числа пользователей;
3) проводится подключение рабочих мест к единой базе данных.
Только решив данный комплекс задач, можно говорить о постановке оперативного учета финансовой устойчивости предприятия.
Разумеется, оперативное управление предприятием в целом и финансовой устойчивостью в частности тесно связано с бухгалтерским, финансовым и управленческим учетом, поскольку через систему сводных рапортов наиболее наглядно проявляется взаимосвязь между бюджетированием, учетом, анализом и контролем, с одной стороны, и движением материальных, финансовых и документарных потоков — с другой.
3.
Механизм обеспечения
финансовой устойчивости
предприятия
Для обеспечения финансовой устойчивости предприятия можно использовать механизм совершенствования оборотных средств. Такая работа предполагает определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия, оптимизацию объема оборотных средств, формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов. Совершенствование организации оборотных средств проходит в три этапа: 1 этап – анализ, 2 этап – оптимизация, 3 этап – констатация полученных результатов, выводы и предложения.
По
результатам первого этапа
Далее составляется таблица условий, реализация которых должна служить улучшению организации оборотных средств на предприятии в сочетании с оптимальной устойчивостью финансового положения. На ее базе составляется таблица решений, в которой содержатся конкретные указания к изменению балансовых величин, с помощью чего поставленные условия могут быть достигнуты.
В рамках второго этапа – оптимизации оборотных средств – предполагается совершенствование структуры оборотных активов предприятия с целью обеспечения финансовой устойчивости.
Существенное преобладание в структуре какого-либо из текущих активов свидетельствует о недостатках в управлении финансами на предприятии: рост дебиторов – о недостатках в проводимой кредитной политике, инвестиций – об отвлечении средств от основного направления деятельности. Следовательно, оптимальная структура оборотных активов стремится к положению, в котором три элемента текущих активов разной степени ликвидности – запасы, дебиторская задолженность, ценные бумаги и денежные средства – присутствуют в равных долях. При этом следует учитывать, что величина денежных средств тесно связана с величиной краткосрочных инвестиций, и в течение отчетного периода они могут переходить из одного состояния в другое, обладая близкой степенью ликвидности, а потому могут считаться единым элементом.
При расчете желаемого объема каждого элемента оборотных средств необходимо помнить о запрете на резкое изменение величины запасов за один финансовый период, поскольку это сопряжено с опасностью возникновения скрытой финансовой неустойчивости.
Для оценки изменений, происходящих в результате совершенствования организации оборотных активов, на третьем этапе составляются таблицы, отражающие изменение баланса и финансовых показателей, структуру покрытия активов пассивами одинаковой степени срочности. В результате должны быть получены временные ряды для каждого элемента баланса и их удельные веса в итоговой сумме – два варианта структур баланса, которые предприятие наиболее вероятно достигнет к концу намеченного периода, но которые не отвечают необходимым условиям финансовой устойчивости и эффективности работы предприятия. [5]
Информация о работе Методы и механизмы обеспечения финансовой устойчивости предприятий