НДФЛ на примере ООО "Сибиряк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание

Налогообложение доходов населения является важнейшим элементом налоговой политики любого государства. Статьей 57 Конституции Российской Федерации за гражданами РФ закреплена обязанность уплаты установленных законодательством налогов и сборов. Налог на доходы физических лиц является одним из таких налогов.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы налога на доходы физических лиц 6
Экономическое содержание НДФЛ 6
Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами 9
Способы оптимизации НДФЛ 13
Анализ практики исчисления НДФЛ, как основного налога с физических лиц, на примере ООО «Сибиряк» 20
Характеристика организации 20
Учет расчетов по НДФЛ 23
Пути снижения налоговой нагрузки 37
Заключение 42
Список используемой литературы 45

Работа состоит из  1 файл

Глава 1 Основы налогового планирования НДФЛ.docx

— 78.63 Кб (Скачать документ)

Если  же налогоплательщик получает доход  в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг, го налоговая база определяется как превышение их рыночной стоимости  над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.

При определении  налоговой базы по отдельным видам  доходов российское налоговое законодательство установило ряд особенностей.

В налоговую  базу не включаются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи  с наступлением страховых случаев  по обязательному страхованию, установленному действующим законодательством, а  также по добровольному долгосрочному (на срок не менее 5 лет) страхованию жизни и в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов.

Освобождены от налогообложения государственные  пособия, а также выплаты и  компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Исключение составляют лишь пособия  по временной нетрудоспособности, включая  пособие по уходу за больным ребенком. Не подлежат налогообложению также  пособия по безработице и пособия  по беременности и родам.

Не являются объектом обложения все виды государственных  пенсий, назначаемых и выплачиваемых  в соответствии с действующим  законодательством.

Не включаются в облагаемый доход все виды установленных  федеральным законодательством, законодательством  субъектов Федерации или решениями  органов местного самоуправления компенсационных  выплат с целью возмещения дополнительных расходов, связанных с выполнением  налогоплательщиком трудовых обязанностей, возмещением ущерба, причиненного увечьем  или иным повреждением здоровья, а  также возмещением других подобных расходов.

К компенсационным  выплатам относятся также выходные пособия и все виды денежной компенсации, выплачиваемые работникам при их увольнении с предприятий.

При этом отдельные виды компенсационных  выплат не включаются в облагаемый доход налогоплательщика только в пределах норм, установленных законодательством.

Основной  налоговой ставкой, которая применяется  к большинству видов доходов, является ставка в размере 13%. Вместе с тем, для отдельных видов  доходов действуют другие ставки налога.

Налоговая ставка в размере 35% установлена  в отношении таких доходов  как стоимость любых выигрышей  и призов, страховых выплат по договорам  добровольного страхования, заключенным  на срок менее пяти лет, в том случае, если эта сумма превышает внесенные  налогоплательщиком страховые взносы, увеличенные на ставку рефинансирования Банка России на момент заключения договора страхования, процентных доходов  по вкладам и т.д.

Налоговая ставка в размере 30% действует в  отношении доходов, полученных физическими  лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

Налоговая ставка от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, составляет 9%.

Налог удерживается ежемесячно по совокупности дохода с  начала календарного года. Предприятия, учреждения и организации обязаны  перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц  налога. 

1.2 Особенности  исчисления налога налоговыми  агентами. Порядок и сроки уплаты  налога налоговыми агентами.

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 227, 227.1 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.

3. Исчисление  сумм налога производится налоговыми  агентами нарастающим итогом  с начала налогового периода  по итогам каждого месяца применительно  ко всем доходам, в отношении  которых применяется налоговая  ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным  налогоплательщику за данный  период, с зачетом удержанной  в предыдущие месяцы текущего  налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении  которых применяются иные налоговые  ставки, исчисляется налоговым агентом  отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление  суммы налога производится без учета  доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые  агенты обязаны удержать начисленную  сумму налога непосредственно  из доходов налогоплательщика  при их фактической выплате.

Удержание у  налогоплательщика начисленной  суммы налога производится налоговым  агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом  налогоплательщику, при фактической  выплате указанных денежных средств  налогоплательщику либо по его поручению  третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых  агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами  указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных  организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.

5. При невозможности  удержать у налогоплательщика  исчисленную сумму налога налоговый  агент обязан не позднее одного  месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Форма сообщения  о невозможности удержать налог  и сумме налога и порядок его  представления в налоговый орган  утверждаются федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  налогов и сборов.

6. Налоговые  агенты обязаны перечислять суммы  исчисленного и удержанного налога  не позднее дня фактического  получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях  налоговые агенты перечисляют суммы  исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых  в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания  исчисленной суммы налога, - для  доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в  виде материальной выгоды.

7. Совокупная  сумма налога, исчисленная и удержанная  налоговым агентом у налогоплательщика,  в отношении которого он признается  источником дохода, уплачивается  в бюджет по месту учета  налогового агента в налоговом  органе.

Налоговые агенты - российские организации, указанные  в пункте 1 настоящей статьи, имеющие  обособленные подразделения, обязаны  перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту  нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

8. Удержанная  налоговым агентом из доходов  физических лиц, в отношении  которых он признается источником  дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется  в бюджет в установленном настоящей  статьей порядке. Если совокупная  сумма удержанного налога, подлежащая  уплате в бюджет, составляет менее  100 рублей, она добавляется к сумме  налога, подлежащей перечислению  в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего  года.

 

9. Уплата  налога за счет средств налоговых  агентов не допускается. При  заключении договоров и иных  сделок запрещается включение  в них налоговых оговорок, в  соответствии с которыми выплачивающие  доход налоговые агенты принимают  на себя обязательства нести  расходы, связанные с уплатой  налога за физических лиц.

Работодатель - налоговый агент обязан перечислять  сумму исчисленного и удержанного  налога не позднее дня фактического получения дохода, то есть 20 февраля.

 

 

 

1.3 Способы оптимизации НДФЛ

НДФЛ смело  можно назвать универсальным  налогом, его платят практически  все организации независимо от системы  налогообложения. Если удержания из выплат сотрудникам складываются в  увесистую величину, то стоит подумать о том, как оптимизировать налог  с доходов. Организации это может  сулить не только признательность сотрудников, но и значительную экономию на зарплате. 

В последнее  время зарплатные комиссии перестали быть редкостью для работодателей. Желание вывести доходы физических лиц «на чистую воду» вполне обосновано, но оно значительно увеличивает и так немалое налоговое бремя. Тем не менее пробелы в налоговом законодательстве все еще дают возможность сэкономить на налоговых платежах. Рассмотрим отдельные способы, позволяющие оптимизировать НДФЛ при выплате доходов физическим лицам.

 

Способ 1. Официальный

Трудно найти  человека, который никогда в жизни  не учился, не учил своих детей, не лечился, не приобретал жилую недвижимость. Именно для таких ситуаций Налоговым  кодексом предусмотрены социальные и имущественные налоговые вычеты. Об этом говорится в статьях 219 и 220 Налогового кодекса соответственно.

 

Помимо этого, всем налогоплательщикам в соответствии со статьей 218 Налогового кодекса предоставляются  стандартные налоговые вычеты до того момента, пока их доход не достигнет законодательно установленного лимита.

 

Данный способ является безусловно «белым». Основным его плюсом является признание методики уменьшения НДФЛ на законодательном уровне.

 

Однако предоставление вычетов зачастую осложняется некомпетентностью  самого работника в области налогообложения, необходимостью обширного документального  сопровождения вычетов и споров с контролирующими органами. Так, к примеру, налоговики отказывают организациям в праве предоставления стандартного вычета за месяцы, в которых налогоплательщик не имел дохода. Однако суды в большинстве  случаев, как и требует Налоговый  кодекс, трактуют неясности в пользу компаний.

 

Способ 2. Страховой

Несмотря  на ярое сопротивление налоговиков  до сих пор работают схемы уменьшения «подоходного» налога при помощи взаимодействия со страховыми организациями. Страхователем выступает организация-работодатель, страховщиком — соответствующая  компания, а выгодоприобретателем — работник организации. Итак, если в договоре со страховщиком (по обязательному и добровольному личному страхованию, а также добровольному пенсионному страхованию) прописано, что выгодоприобретатель может получать часть средств ежемесячно, то организация вполне может часть зарплаты выдавать непосредственно работнику, а дополнительный доход он будет получать в страховой компании.

Юридически  такую возможность закрепляет пункт 3 статьи 213 Налогового кодекса, в котором  сказано, что «при определении налоговой  базы учитываются суммы страховых  взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей  либо из средств организаций или  индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении  тех физических лиц, за которых они  вносят страховые взносы, за исключением  случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования».

 

Затрудняет  применение этого способа сложившаяся  скандальная репутация страховых  схем. Применение данного метода также  нельзя ставить на поток. Иначе налоговики могут задаться вопросом экономической  целесообразности действий компании, в худшем случае оспорить их, обозначив  отсутствие любой цели такой деятельности, кроме минимизации налогообложения.

это важно!

Компенсации за использование работником личного  имущества в служебных целях  не облагаются НДФЛ только в пределах, или установленных законодательно, или определенных самой организацией экономически обоснованных норм.

Информация о работе НДФЛ на примере ООО "Сибиряк"