Организация финансового планирования на предприятии (на примере ОАО "Молочный комбинат "Пензенский")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:32, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - исследовать теоретические основы финансового планирования в современных условиях, проанализировать финансовое состояние ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» и предложить направления совершенствования финансового планирования предприятия на основе использования бюджетирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать экономическую сущность финансового планирования;
- изучить виды и методы финансового планирования;
- рассмотреть структуру финансового плана предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Виды и методы финансового планирования
2. Анализ и оценка финансового планирования на предприятии ОАО «Молочный комбинат «Пензенский»
2.1 Анализ финансового состояния предприятия
2.2 Оценка финансового плана предприятия на основе бюджета доходов и расходов
3. Основные направления совершенствования финансового планирования на предприятии
3.1 Разработка мероприятий по внедрению бюджетирования
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы планирования производственно-финансовой деятельности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

практическое бюджетирование.doc

— 496.50 Кб (Скачать документ)

Данные документы позволяют  прогнозировать эффективную финансовую деятельность (первый документ), текущую  платежеспособность (второй документ) и финансовую устойчивость (третий документ). Таким образом, предлагаемая концепция финансового планирования на предприятиях основана на следующих принципах:

- необходим единый  методологический подход в финансовом  планировании, основанный на идее  развития рыночных отношений.

- главной парадигмой  финансового планирования должна стать идея стратегического планирования, а не долгосрочного управления.

- в рамках стратегического  управления финансовое планирование  должно включать последовательность  документов: стратегический план (система  целей), финансовые политики (программы)  и основной бюджет (тактические планы).

- за основу принять  встречное планирование: сверху  вниз и снизу вверх.

- нормативными документами  четко разделить понятия сводный,  или обобщенный, бюджет для предприятия  и консолидированный бюджет для  корпорации.

Так как кассовый план составляется по требованию банка, обслуживающего предприятие, то из оперативных планов для исследуемого нами предприятия можно рекомендовать разработку платежного календаря. В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

- организация учета  временной стыковки денежных  поступлений и предстоящих расходов  предприятий;

- формирование информационной  базы о движении денежных потоков  и оттоков;

- ежедневный учет изменений  в информационной базе;

- анализ неплатежей (по  суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;

- расчет потребности  в краткосрочном кредите в  случаях временной «нестыковки»  денежных поступлений и обязательств  и оперативное приобретение заемных  средств;

- расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств фирмы;

- анализ финансового  рынка с позиции наиболее надежного  и выгодного размещения временно  свободных денежных средств фирмы.

Платежный календарь  составляется на квартал с разбивкой  по месяцам и более мелким периодам. В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений. Информационной базой платежного календаря служат:

- план реализации продукции;

- смета затрат на  производство;

- план капитальных  вложений;

-выписки по счетам  предприятия и приложения к  ним;

- договора;

- внутренние приказы;

- график выплаты заработной  платы;

- счета-фактуры;

- установленные сроки  платежей для финансовых обязательств.

Процесс составления  платежного календаря можно разделить  на пять этапов:

- выбор периода планирования. Как правило, это - квартал или месяц, на предприятии, где часто изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие периоды планирования (декады);

- расчет объема возможных  денежных поступлений (доходов);

- оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде;

- определение денежного  сальдо представляет собой разность  между суммами поступлений и  расходов за период планирования;

- подведение итогов  показывает, будет ли у предприятия  недостаток средств или излишек.

Превышение планируемых  расходов над ожидаемыми поступлениями означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры:

- перенести часть не  первоочередных расходов на следующий календарный период;

- ускорить по возможности  отгрузку и реализацию продукции;

-принять меры по  изысканию дополнительных источников.

Задача финансового  плана состоит в финансовом выражении  тех целевых установок и количественных показателей, которые заданы другими планами. Методика и инструментарий, применяемые различными видами планирования на предприятии, во многом схожи. Поэтому в дальнейшем элементы системы планирования целесообразно рассматривать в рамках финансового планирования. Для того чтобы разработать механизм совершенствования организации финансового планирования на предприятии, необходимо, прежде всего, выделить проблемы, существующие на современных предприятиях в этой области, и объекты совершенствования. На основании опыта работы специалистов консалтинговых фирм по постановке автоматизированных систем финансового планирования был выявлен ряд проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприятия в области организации финансового планирования:

- нереальность формируемых  финансовых планов, что связано с необоснованными плановыми данными по сбыту, планируемой долей денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, увеличенными потребностями в финансировании. Основной причиной такого положения дел является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов. В результате планы не являются реальным инструментом управления;

- низкая оперативность  составления планов. Это связано  с отсутствием четкой системы  подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, длительностью процедуры согласования планов, недостатком и недостоверностью информации;

- отсутствие четких  внутренних стандартов составления  планов;

- «оторванность» стратегического  планирования от текущего;

- слабая выполнимость планов с точки зрения обеспечения необходимыми финансовыми и материальными ресурсами.

Многие причины возникновения  проблем в области финансового  планирования связаны с отсутствием  организации самого процесса планирования. Причинами этого являются: отсутствие ориентации на конечный результат, потери информации и ее искажение при передаче, проблемы на стыках между функциональными отделами, чрезмерная длительность процедур согласования решений, дублирование функций. Для решения указанных проблем в области финансового планирования необходимо определить, с какими элементами системы финансового планирования они в наибольшей степени связаны и какие инструменты могут быть использованы для их решения. Поэтому на анализируемом нами предприятии организация финансового планирования может быть успешной только тогда, когда:

- происходит координация  интересов различных служб в  процессе разработки плана и  его реализации;

- создается единый  порядок действий для всех  работников предприятия;

- действует система мотивации, направленная на эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия;

- весь процесс планирования  разбивается на отдельные модули, что существенно упрощает процесс  разработки и реализации плана,  а также контроль за его выполнением;

- разработана система  документооборота, смысл которой  заключается в том, что на  ее основе можно получить объективное  представление о производственно-хозяйственной  деятельности на предприятии;

- существует взаимосвязь  между долгосрочными и краткосрочными планами в целях нахождения оптимального решения в условиях ограниченного альтернатив использования ресурсов;

- составляемые на предприятии  планы сбалансированы между собой.

Таким образом, только в  результате этих функций на практике можно говорить о постановке и организации финансового планирования на исследуемом предприятии. Следующим элементом системы финансового планирования, требующим рассмотрения, выступает процесс планирования. Процесс планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность этапов, выполняемых при составлении плана. Таким образом, при диагностике данного элемента системы на предприятии необходимо выяснить, соблюдается ли последовательность этапов процесса, и если нет, то необходимо выявить причины отклонений и провести соответствующие мероприятия по внедрению алгоритма планирования на предприятии. На первом этапе обосновываются цели, определяющие функции и методы планирования. Они задают также критерии принятия плановых решений и контроля за ходом их реализации. На этапе анализа проблемы определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечный сценарий. Далее, среди возможных вариантов решения предложенного сценария выбирается наилучший, после чего производится оформление планового решения и начинается его реализация. В ходе контроля фактически полученные результаты сравниваются с плановыми, выявляются отклонения и выясняются причины отклонений факта от плана. Результаты такого анализа используются при корректировке целей планирования. С нашей точки зрения, при совершенствовании системы финансового планирования на предприятии нужно идти от содержания к организации, а не наоборот. Поэтому перед предприятием должна прежде всего ставиться задача реформирования внутренней стороны системы. Еще одним важным элементом системы финансового планирования и выступают средства, обеспечивающие процесс планирования. Они позволяют автоматизировать технологический разработки плана предприятия: от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное обеспечение. Комплексное использование этих средств позволит создать автоматизированную систему плановых расчетов. Подводя итог, можно сформулировать следующие выводы:

- работу по совершенствованию организации финансового планирования на предприятии необходимо начинать с выявления существующих проблем, которые выступают в качестве факторов, ограничивающих достижение поставленных целей предприятия;

- рекомендовать разработку  стратегических планов и составление оперативных планов в виде платежного календаря;

- для целей оперативного  контроля на основе фактической  информации внедрить систему  управленческого и финансового  учета и анализа, так как  управленческий учет - это подготовка, интерпретация, обобщение, оформление, передача информации для управленческого аппарата. Завершающей информацией является информация о финансовых итогах и операциях, то есть финансовая отчетность. Эта информация является объектом финансового учета и финансового анализа;

- систему финансового  планирования необходимо рассматривать  как составной элемент всей  системы планирования на предприятии,  используя единый подход к  выбору методов и инструментов  для всех видов составляемых  на предприятии планов;

- предприятие, в зависимости от наличия у него тех или иных проблем в области финансового планирования, должно делать акцент на определенные функции финансового планирования, уделяя их реализации наибольшее количество сил и средств;

- совершенствуя организацию  финансового контроля на предприятии, необходимо также выявить проблемы предприятия в этой области и затем обозначить те элементы системы, которые подлежат оптимизации;

- переход предприятия  к построению своей деятельности  на основе процессного подхода  позволяет устранить недостатки, характерные для традиционной схемы организации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня бюджетирование используется в российских компаниях  крайне редко. Это объясняется нестабильностью  инфляционных процессов, налогового законодательства, высокой степенью неопределенности на российском рынке и другими ограничивающими факторами, а также, как это не печально, нежеланием многих руководителей вкладывать денежные средства в малоэффективный, по их мнению, процесс. Однако, общепризнанно, что эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта. В данной работе были рассмотрены теоретические основы финансового планирования деятельности предприятия и его финансовых результатов работы. Анализ ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» проведен по данным бухгалтерской отчетности за 2008-2010 гг.

В рамках данной работы были решены следующие задачи:

- рассмотрена сущность  и содержание финансового планирования;

- проведено ознакомление  с методикой финансового планирования;

- проанализировано финансовое  состояние ОАО «Молочный комбинат  «Пензенский»;

- рассмотрена организация  финансового планирования на  ОАО «Молочный комбинат «Пензенский»;

- рассмотрены направления  совершенствования механизма финансового планирования на предприятии.

Для принятия решений  по управлению финансами необходимо произвести предварительный анализ финансового состояния, который  представлен во втором разделе. Основные выводы по результатам расчетов следующие. В рассчитанных показателях видно, что с 2008 года на предприятии наблюдается рост выручки, и в 2010 году ее прирост составил 289209 тыс. руб. Положительным можно считать меньший прирост себестоимости (245254 тыс.руб.) по сравнению с приростом выручки. Увеличение коммерческих и управленческих расходов вызвано повышением затрат ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» на проведение маркетинговых исследований, на рекламу, поиск новых рынков сбыта. На анализируемом предприятии коэффициент соотношения доходов и расходов чуть больше 1. Так в 2008 коэффициент составлял- 1,05, в 2009 -1,06, в 2010 году - 1,05. Значит, финансово-хозяйственная деятельность организации является недостаточно эффективной. Имущество ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в 2010 году увеличилось на 36742 тыс. руб., или на 18,9 % к соответствующему периоду 2008 года благодаря модернизации и технического перевооружения производства. За это время внеоборотные активы увеличились на 7652 тыс. руб., или 110,8 %, а оборотные активы соответственно на 29090 тыс. руб., или на 23,5 % к соответствующему периоду 2008 года. Проведенный анализ ликвидности баланса ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» за 2008 - 2010 гг. показал, что предприятие находится в неустойчивом состоянии. Рассчитанные показатели финансовой устойчивости говорят о том, что предприятие не зависимо от заемного капитала и обеспечено собственными средствами. Анализ динамики пассивов показал, что ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» использует собственные, а также долгосрочные и краткосрочные заемные средства. Собственный капитал за 2010 вырос на 71284 тыс.руб. или на 191,0 % к 2008 году. Наблюдается снижение долгосрочных обязательств организацией на конец 2010 года в сумме 11925 тыс.руб. или на 84% к уровню 2008 года. Краткосрочные обязательства также имеют тенденцию к снижению. К концу 2010 года они сократились на 22617 тыс.руб., или на 23,0 %. Решающее влияние на формирование всех финансовых показателей предприятия, в том числе и прибыли, оказывает соотношение его доходов и расходов. На анализируемом предприятии коэффициент соотношения доходов и расходов чуть больше 1. Так в 2008 коэффициент составлял- 1,05, в 2009 -1,06, в 2010 году - 1,05. Поэтому, финансово-хозяйственная деятельность организации является недостаточно эффективной.

Информация о работе Организация финансового планирования на предприятии (на примере ОАО "Молочный комбинат "Пензенский")