Организация внутрифирменного планирования на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение следующих задач:
1.раскрыть понятие и содержание внутрифирменного планирования;
2. рассмотреть виды финансовых планов на предприятии;
3. рассмотреть бюджетирование как метод совершенствования финансового планирования.

Содержание

Введение______________________________________________3
Глава I. Содержание и принципы внутрифирменного планирования______________________________________________5
Глава II. Виды финансовых планов предприятия______________________________________________11
Глава III. Бюджетирование как метод совершенствования финансового планирования__________________________________20
Глава IV. Разработка и анализ финансового плана ООО «ГРАНТ-ТУР»_____________________________________________________24
Заключение__________________________________________29
Список литературы____________________________________30
Приложение__________________________________________31

Работа состоит из  1 файл

Организация внутрифирменного планирования на предприятиях.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)

5. Бюджет производства перетекает в бюджет расхода основных материалов. С одной стороны, этот бюджет образует себестоимость реализованной продукции в Отчете о прибыли и убытках, с другой — он показывает, сколько сырья, материалов и комплектующих будет израсходовано для намеченного объема производства (потребность в ресурсах).

6. Бюджет косвенных производственных расходов, т. е. расходов, которые предприятие несет для поддержания производства в действующем состоянии, но которые не могут быть увязаны с каким-либо конкретным изделием. Расходы также могут демонстрировать разную степень связи с доходами и быть как полу переменными, так и постоянными.

7. Составление бюджетов валовой и удельной себестоимости.

8. Составление бюджета доходов и расходов по основной деятельности.

9. Прогноз выручки, т. е. реальных поступлений «живых денег».

10. Прогнозирование баланса - по данным полученного прогноза баланса можно будет рассчитать будущие показатели финансовой устойчивости и ликвидности и сравнить их с нынешними.

11. Составлени бюджета инвестиций

12. Составление бюджет движения денежных средств

Оперативное планирование является развернутым продолжением текущего планирования производства. Оперативное планирование на предприятии охватывает период от одного до 10-12 рабочих дней. Оно включает:

- детализацию текущего плана и доведение его заданий до каждого цеха, отдела или участка;

- организацию доставки на рабочие места материалов, топлива, вывоз готовой продукции, организацию контроля качества;

- обеспечение сплошного контроля за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе.

В оперативных планах устанавливают загрузку оборудования, последовательность выполнения различных операций технологического цикла и время, отводимое для этого, а также расстановку работающих с учетом имеющихся производственных мощностей, материальных ресурсов и персонала. Все это должно обеспечить оптимальный ход производственных процессов, рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, полное и своевременное выполнение плановых заданий, поддержание необходимого ритма работы предприятия.

Платежный календарь является формой оперативного финансового планирования. Так как на предприятии существует масса потоков денежных средств, то каждый из них может составлять свой платежный календарь.    Формами оперативного финансового планирования также является налоговый календарь, кассовый план, оперативный план капитальных вложений и др.

Для разработки финансовых планов используются следующие исходные данные:

1. договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками товарно-материальных ценностей;

2. прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;

3. экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным фондам, учетная ставка банковского процента, устанавливаемая Центробанком России и др.).

Разработанный на основе этих данных план служит для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Бюджетирование как метод совершенствования финансового планирования.

 

Бюджетирование - один из основных инструментов управления компанией. Оно давно и активно используется компаниями как технология финансового планирования. Однако немногие компании рассматривают бюджетирование как реальный инструмент управления эффективностью бизнеса и достижения стратегических целей и задач. Наиболее «продвинутые» российские предприятия уже успешно применяют процедуру бюджетирования для планирования своей деятельности.

В основе концепции стратегически ориентированного бюджетирования лежит Сбалансированная Система Показателей - ССП (BSC - Balanced ScoreCard), разработанная Р.Капланом и Д.Нортоном. В соответствии со стратегическим планом развития компания разрабатывает стратегические карты, которые отражают ее цели в четырех проекциях: «Финансы», «Клиенты», «Бизнес-процессы», «Персонал». Для каждой проекции определяются ключевые факторы успеха и их индикаторы - ключевые показатели эффективности КПЭ (KPI - Key Performance Indicator). В проекции «Финансы» стратегия компании представлена либо стратегией роста доходов, либо стратегией снижения затрат. Ключевыми показателями эффективности выступают такие показатели, как доля рынка, рентабельность бизнеса, свободный денежный поток и т.д.

Достижение указанных показателей характеризует успешность реализации стратегии компании. Для расчета КПЭ формируют бюджетные показатели - объем продаж, прямые и накладные расходы по статьям и т.д. Бюджетные показатели подразделений являются составной частью бюджетных показателей компании. Выполнение бюджетных показателей должно найти свое отражение в системе мотивации, которая является связующим звеном между целями компании и целями персонала.

У компании, которая хочет преуспеть в конкурентной борьбе, должен быть план стратегического развития. Успешные компании создают такой план не на основе статистических данных и их проекции на будущее, а базируясь на видении того, какой должна стать компания через определенное время. И только после этого они решают, что следует сделать сегодня, чтобы оказаться в намеченной точке завтра.

В процессе достижения поставленных целей возможны отклонения от заданного маршрута, поэтому на каждом «повороте» предприятию приходится просчитывать различные варианты своих дальнейших действий. Инструментом для таких расчетов и является бюджетирование.

Вся процедура бюджетирования должна быть организована таким образом, чтобы на последнем этапе руководство получало три основные бюджетные формы:

- бюджет доходов и расходов;

- бюджет движения денежных средств;

- прогнозный баланс.

Некоторые предприятия считают достаточным составление только одного бюджета: доходов и расходов или движения денежных средств. Однако для эффективного планирования деятельности компании на выходе целесообразно получать все три бюджетные формы.

Бюджетом доходов и расходов определяется экономическая эффективность предприятия, в бюджете движения денежных средств непосредственно планируют финансовые потоки, а прогнозный баланс отражает экономический потенциал и финансовое состояние предприятия. При отсутствии хотя бы одного из трех бюджетов картина планирования будет неполной.

Все итоговые формы заполняются на основании операционных бюджетов (бюджета продаж, бюджета производства и др.).

После составления бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса работа по планированию не заканчивается. Во-первых, полученные данные являются исходными для управленческого анализа, например для расчета коэффициентов. А во-вторых, начинается стадия коррекции, согласований, решения проблемных вопросов.   Весь процесс бюджетирования выходит на второй круг, и в результате одна часть количественной информации переходит в категорию «обязательной к исполнению», а другая - в категорию ближайших уточненных планов.

Непрерывность бюджетирования выражается в «скольжении». Существует стратегический период планирования, например пять лет. На этот период составляется бюджет развития, который представляет собой финансовую часть бизнес-плана.

Пятилетний стратегический период планирования включает еще один период длиной в четыре квартала. Такой период планирования выдерживается всегда: по прошествии первого квартала к четвертому прибавляется еще один и снова составляется бюджет на четыре квартала. Это и есть принцип «скольжения».

Это нужно для того, чтобы, во-первых, используя «скользящий» бюджет, предприятие регулярно могло учитывать внешние изменения (например, инфляцию, спрос на продукцию, ситуацию на рынке), изменения своих целей, а также корректировать планы в зависимости от уже достигнутых результатов. В итоге прогнозы доходов и расходов становятся более точными, чем при статичном бюджетировании. Во-вторых, при статичном бюджетировании к концу года значительно снижается горизонт планирования, чего не происходит при «скользящем» бюджете. Например, предприятие, которое раз в год в ноябре утверждает бюджет на год вперед, в октябре располагает планами только на два следующих месяца. И когда появится бюджет на январь, может оказаться, что уже поздно заказывать какие-то ресурсы, заявку на которые нужно было размещать за три месяца до поставки, то есть в октябре.

Статическое (периодическое) бюджетирование представляет собой процесс разработки бюджетов компании на определённый период времени, по завершении которого процесс повторяется. Как правило, такой период равен одному году.

И тот и другой подход к бюджетированию имеет свои преимущества и недостатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Разработка и анализ финансового плана ООО «ГРАНТ-ТУР»

 

Предприятие "Грант-тур" работает в сфере предоставления туристических услуг.

Принципы работы:

1. Работа только с проверенными и надежными партнерами.

2. Оптимизация затрат клиента на всех этапах организации поездки.

3. Внимание и индивидуальный подход к каждому туристу.

Задача туристкой компании "Грант-тур" состоит в том, чтобы обеспечить полноценный отдых от начала до конца и постараться сделать так, чтобы никакие неприятности, пусть даже самые мелкие, не могли испортить впечатления от долгожданного отпуска. Поэтому компания выбирает надежных и проверенных туроператоров и доступные по стоимости авиакомпании, лучшие отели и экскурсионные программы.

ООО "Грант-тур" относится к малым предприятиям, его штат 9 человек, финансовая служба представлена только генеральным директором и главным бухгалтером.

В разработку финансового плана предприятия входит составление плана доходов и расходов, прогнозирование движения денежных средств, определение потребностей в финансовых ресурсах, возможности инвестирования и составления прогнозного баланса.

Расчет плана доходов и расходов предприятия представлен в табл.1. (приложение).

Из этой таблицы видно, что выручка от реализации и переменные затраты возросли на 10,75% и 9,22% соответственно. Валовая прибыль возросла на 13,55%, постоянные затраты остались без изменения. Прибыль от продаж, налогооблагаемая прибыль увеличатся в прогнозном году на 15,28%. В 2010 году ставка налога на прибыль остается 20%. Вся чистая прибыль в прогнозном году идет в нераспределенную прибыль.

План движения денежных средств представлен в таблице 2. (приложение).

Проанализировав данные из таблицы 2, можно сказать, что ООО "Грант-тур", как и любое турагентство зависит от сезонности спроса. И результаты деятельности за каждый месяц существенно отличаются друг от друга как раз из-за влияния сезонности.

Прогнозный баланс составляется с учетом его оптимизации для анализируемого предприятия. При составлении баланса необходимо учитывать нормативные значения коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости. В хозяйственной практике не существует единых стандартов для всех предприятий, поэтому при составлении прогнозного баланса должны быть учтены отраслевые особенности финансовой деятельности предприятия и имеющиеся возможности (таблица 8 приложение):

1. Внеоборотные активы (ВА) на конец периода:

ВА к = ВА н + Сумма приобретенных ВА - сумма выбывших - сумма начисленной амортизации =187+350-35,2 =501,8 тыс. руб.

2. Запасы на конец периода: (на конец прогнозируемого года сумма запасов остается без изменений) = 16 тыс. руб.

3. Дебиторская задолженность на конец периода:

Д3к= ДЗн + объем реализованной продукции - сумма оплаченной продукции, услуг, работ - погашение дебиторской задолженности =126+32227,36-31661,79-126=565,57 тыс. руб.

4. Величина денежных активов на конец периода = 463,13 тыс. руб.

5. Величина собственного капитала на конец периода: увеличивается на размер нераспределенной прибыли прогнозируемого года

СКк =206+1527,87-750=983,87 тыс. руб.

6. Долгосрочный заемный капитал на конец периода:

ДЗКк = ДЗКн - погашение долгосрочного кредита =76 тыс. руб.

7. Краткосрочный заемный капитал (краткосрочный кредит и кредиторская задолженность) на конец периода:

Краткосрочный кредит на конец периода (ККк) =ККн - погашение краткосрочного кредита + сумма полученных краткосрочных кредитов=0

Информация о работе Организация внутрифирменного планирования на предприятиях