Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:45, курсовая работа
Целью работы является проведение анализа влияния инфляции на финансовые результаты организации.
Задачами работы являются:
- определить общее понятие инфляции и выявить ее причины;
- провести расчет влияния инфляции на финансовый результат АО «БТА Банк»;
- рассмотреть управленческие финансовые решения для компаний в период инфляции;
Введение…………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы финансового менеджмента………………………………...4
Содержание и назначение финансового менеджмента…………………………………..4
Сущность, виды и причины возникновения инфляции………………………………….9
Глава 2. Анализ влияния инфляции на финансовое состояние компании………………….13
Расчет влияния инфляции на финансовые показатели компании на примере АО «БТА Банк» ………………………………………………………………..……………………...13
Управление финансами компании в условиях инфляции………………..……………..20
Заключение……………………………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………………………..26
ресурсов, известно как эффект Фишера.
Для расчетов влияния инфляции на финансовое состояние компании была взята организация АО «БТА Банк». По состоянию на 1 января 2010 года в республике функционируют 34 банка второго уровня, 14 банков с иностранным участием (включая 9 дочерних банков банков-нерезидентов Республики Казахстан)6.
Банковскому сектору Республики Казахстан присуща высокая концентрация активов, а также депозитов физических и юридических лиц. Последние несколько лет лидерство удерживается тремя крупнейшими банками республики, как АО "Казкоммерцбанк", АО "БТА Банк", АО "Народный Банк", которые превосходят остальные банки по размеру активов.
БТА Банк - это универсальный, динамично развивающийся банк, штаб – квартира которого расположена в Казахстане7. БТА активно продвигает финансовые услуги на развивающихся рынках стран СНГ, Восточной Европы и Азии. Для повышения качества и эффективности предоставления финансовых и консультационных услуг, БТА создает дочерние структуры, специализирующиеся на отдельных продуктах.
За период своей работы банк получил несколько наград. «Лучший банк в СНГ» и «Лучший банк в центральной Азии» от журнала «Euromoney» в 2005 г. Другой журнал — «The Banker» — присудил ему статус «Банк года в Казахстане 2005».
Одно из основных конкурентных преимуществ БТА – культура инноваций, выражающаяся в готовности развивать свое присутствие на новых рынках и постоянно расширять или адаптировать свой продуктовый ряд, предлагать высокотехнологичные услуги, удовлетворяя тем самым потребности рынка.
Основным источником динамичного роста БТА является реализация огромного рыночного потенциала стран постсоветского пространства (СНГ), разделяющих общее прошлое и, в некоторой степени, и общий подход к практике деловых отношений. Банк намерен стать ключевым игроком на рынке СНГ, опираясь на:
- Глубокое
знание местного рынка и
- Значительный
накопленный опыт ведения
- Создание
широкой сети стратегических
партнеров, в том числе через
привлечение
История создания акционерного общества АО "БТА Банк" начинается с 15 октября 1925 года.
Сегодня Группа БТА – одна из лидирующих банковских сетей на территории СНГ. Сеть банков-партнеров АО "БТА Банк" охватывает Россию, Украину, Беларусь, Грузию, Армению, Кыргызстан и Турцию. Представительства БТА работают в России, Украине, Китае и ОАЭ. АО "БТА Банк" имеет одну из наиболее развитых филиальных сетей в Республике Казахстан: 22 филиала и 230 отделений. Также "БТА Банк" имеет расширенную сеть банкоматов (864) и терминалов самообслуживания (160). В "БТА Банк" обслуживаются более 1,2 млн. частных и 132 тыс. корпоративных клиентов.
В качестве основных причин выхода инфляции за прогнозный уровень фигурируют внешние факторы – высокие мировые цены на нефть и металлы (основа казахстанского экспорта), а также внутренние – социальные выплаты из бюджета, направленные на повышение заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, рост цен на энергоносители, услуги и плодоовощную продукцию. Для правильного планирования хозяйственной деятельности в условиях инфляции люди должны учитывать силу инфляционных процессов.
Инфляция существенно сказывается на оценках имущественной, и финансового состояний фирмы, а также на выводимом по итогам очетного периода финансовом результате. В практике учета разработаны две ключевые методики расчета прибыли в инфляционной сред, методика ССА, предусматривающая переоценку объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость (Current Cost Accounting, CCA) и Методика GPL, предусматривающая оценку объектов бухгалтерском, учета в денежных единицах одинаковой покупательной способ (General Price Level Accounting, GPL).
Бухгалтер-аналитик должен помнить, что в условиях высокой инфляции организации, имеющие значительную величину денежных активов, теряют в покупательной способности, а организации, у которых имеется значительная величина денежных обязательств, остаются в выигрыше. Следуя этому правилу, бухгалтер-аналитик должен рекомендовать менеджменту организации более рационально распределить ее активы и пассивы в условиях высокой инфляции. Анализ рекомендуется начинать с классификации статей баланса на две группы: денежные и неденежные статьи. В соответствии с МСФО денежные статьи бухгалтерского баланса - это различные активы и обязательства, подлежащие получению или выплате деньгами. Денежные статьи - это денежные средства, активы и обязательства, финансовые инструменты, предусматривающие наличие, получение или выплату фиксированных или определяемых денежных сумм. Важной характеристикой денежных статей является то, что они не корректируются в связи с воздействием инфляции, так как уже отражают масштаб цен, действующий на дату составления отчетности.
В ходе анализа влияния инфляции на конечные
результаты деятельности организации
бухгалтер-аналитик оценивает значения
следующих коэффициентов:
К1 = ДА/А,
где К1 – показатель удельного веса денежных активов в активе баланса;
ДА – величина денежных активов;
А –
величина актива.
К2 = ДП/П,
где К2 – показатель удельного веса денежных пассивов в пассиве баланса;
ДП – величина денежных пассиов;
П – величина
пассива
К3 = ДА/ДП,
где К3
- соотношение денежных активов и
денежных пассивов организации.
Минимизируя отрицательное влияние инфляции на результаты финансово-хозяйственной деятельности (что весьма актуально в условиях гиперинфляции), организации должны стремиться разумно снижать показатель K1 и увеличивать значение показателя К2. Однако следует помнить, при этом может возрасти риск потери ликвидности, что, несомненно, отрицательно скажется на финансовом состоянии и устойчивости организации. Показатель К3, с одной стороны, характеризует величину общей ликвидности (способность покрыть денежными активами денежные обязательства), с другой стороны, он отражает возможные направления воздействия инфляции на конечные результаты деятельности организации.
Если показатель К3 > 1, то в этом случае практически полностью все расходы на пополнение запасов и замену внеоборотных активов финансируются за счет собственного капитала организации. Эта ситуация отрицательно сказывается на величине чистой прибыли из-за ослабления покупательной способности денежных активов.
Если показатель К3 < 1 , то расходы на замещение неденежных активов будут покрываться за счет смешанного финансирования (использования внешних и внутренних ресурсов). В этом случае вследствие снижения доли денежных активов организация в условиях инфляции сохраняет свою покупательную способность, а чистая прибыль будет больше (в процессе корректировки немонетарных статей возникает скрытая инфляционная премия).
Таким образом, можно говорить об аналитическом показателе К3 как о своеобразном инфляционном рычаге, изменением которого может ослабить (укрепить) финансовую позицию организации и одновременно усилить (уменьшить) сопротивляемость организации отрицательному влиянию инфляции. Выбор оптимальной величины инфляционного рычага будет зависеть от квалификации бухгалтеров-аналитиков, а также от индивидуальных рисковых предпочтений менеджмента и собственников организации.
Результат расчета данных коэффициентов приведем в нижеследующей таблице. Используя показатели АО «БТА Банк»8:
Таблица 2.1 Анализ устойчивости АО «БТА Банк» к воздействию инфляции.
Показатели | На 01.01.2008 | На 01.01.2009 | Отклонение |
Денежные активы (ДА) | 107 452 945 | 96 515 129 | -10 937 816 |
Неденежные активы (НДА) | 2 541 150 221 | 2 818 595 608 | 277 445 387 |
Денежные пассивы (ДП) | 14 237 181 | 26 233 906 | 11 996 725 |
Неденжные пассивы (НДП) | 2 230 083 571 | 2 471 951 010 | 241 867 439 |
Показатель удельного веса денежных активов в активе баланса (К1), % | 0,04 | 0,03 | - 0,01 |
Показатель удельного веса денежных пассивов в пассиве баланса (К2),% | 0,005 | 0,009 | 0,004 |
Соотношение денежных активов и денежных пассивов организации (К3) | 7,54 | 3,67 | - 3,87 |
К1(2008 год) = 96 515 129 / 2 915 110 737 = 0,03
К1(2007 год)
= 107 452 945 / 2 648 603 166 = 0,04
К2 (2008 год) = 26 233 906 / 2 915 110 737 = 0,009
К2 (2007 год)
= 14 237 181 / 2 648 603 166 = 0,005
К3 (2007 год) = 107 452 945 / 14 237 181 = 7,54
К3 (2008 год) = 96 515 129 / 26 233 906 = 3,67
По данным табл. 2.1, можно сделать следующие выводы. В исследуемой организации наблюдается снижение денежных активов (- 10 937 816 тыс.тнг.) и увеличение денежных обязательств (+ 11 996 725 тыс. тнг.). Доля денежных активов в валюте баланса уменьшилось на 0,01% при одновременном увеличении доли денежных пассивов на 0,004%. Сложившуюся ситуацию достаточно четко характеризует такой обобщающий показатель, как инфляционный рычаг. На данном предприятии он снизился до -3,87%. Это свидетельствует о том, что менеджмент компании придерживается консервативной политики в области привлечения заемного капитала для финансирования расходов на пополнение запасов и замену внеоборотных активов. С одной стороны, эта ситуация положительно сказывается на укреплении финансовой устойчивости организации, с другой стороны, за отчетный период снизилась способность организации противостоять негативному влиянию инфляции. В том случае, если бы в этом периоде индекс роста цен был незначителен (как в большинстве промышленно развитых странах рыночной экономики, т.е. в пределах 4-5%), то данное изменение показателя К3 можно было интерпретировать как положительное. В нашем случае при среднегодовой инфляции в размере 18,8% резкое увеличение инфляционного рычага говорит о низком качестве прибыли вследствие потери покупательной способности денежных активов.
Другой способ анализа с применением балансовых уравнений, характеризующие финансовые показатели предприятия в период инфляции:
- при ведении учета в неизменных ценах:
M+N = E+L
- при ведении учета в денежных единицах одинаковой покупательной способности (методика GPL):
M+N(l + i) = E(l+i) + L + i(L-М);
- при ведении учета в текущих ценах (методика ССА):
M+∑k*Nk(1+ik)=E+L+∑k*Nk*ik
,где М — монетарные активы;
N — немонетарные активы;
i – темп инфляции;
ik – темп изменения цен к k-му немонетарному активу (группе активов);
Монетарные активы (обязательства) - это учетные объекты, которые либо находятся в форме денег, либо будут оплачены или получены в виде оговоренной суммы денег. Такие объекты в силу своей природы отражаются в учете и отчетности в текущей денежной оценки и не требуют переоценки исходя из долгосрочного изменения покупательной способности денежной единицы. К ним относятся денежные средства в кассе и на расчетном счете, депозиты, финансовые вложенния, расчеты с дебиторами и кредиторами.
Немонетарные активы (обязательства) - это учетные объекты, реальная денежная оценка которых меняется с течением времени и изменением цен. В силу своей природы эти объекты должны периодически переоцениваться. К ним относятся основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, обязательства перед контрагентами, которые должны быть погашены товарами или услугами.
В условиях инфляции финансовые решения имеют определенную специфику: усложняется планирование, возрастает потребность дополнительных источниках финансирования, увеличиваются процентные ставки по кредитам и займам, снижается роль заемного капитала как источника финансирования деятельности компании, появляется необходимость тщательной диверсификации собственного инвестиционного портфеля, усложняется интерпретация отчетности потенциальных контрагентов, существенно возрастает значимость методов, стимулирующих ускорение оборачиваемости средств в расчетах.
2009 год стал точкой падения всех показателей. На какой-то промежуток времени перестали выдаваться кредиты, клиенты, боясь за сохранность своих сбережений, начали закрывать свои депозитные счета. Некоторые предприятия перешли на работу с другими банками. Лишь после того, как в СМИ появилась информация о начале реструктуризации, ситуация стала немного стабилизироваться. Некоторые клиенты вернулись к работе с банком, возобновились кредитные операции.
Информация о работе Особенности управления финансами компании в условиях инфляции