Планирование и прогнозирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основе исследования теоретико-методологических положений разработать бизнес-план развития предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Развитие как экономическая категория 7
1.2. Организация процесса прогнозирования на предприятии 13
1.3. Планирование на предприятии: сущность и виды 22
2. МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
2.1. Система прогнозов и планов: основы их сопряжения 31
2.2. Методы прогнозирования и планирования 39
2.3. Разработка бизнес-плана предприятия 51
3. РАЗРАБОТКА ПЛАНА-ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГЕОМАШ») 56
3.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Геомаш» 56
3.2. Разработка бизнес-плана предприятия ОАО «Геомаш» 62
3.3. Расчет эффективности плана развития ОАО «Геомаш» 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 106
Приложение А. Структура пассива баланса ОАО «Геомаш» 109
Приложение Б. Структура актива баланса ОАО «Геомаш» 110
Приложение В. Резюме ОАО «Геомаш» 111
Приложение Г. Поставщики ОАО «Геомаш» 114
Приложение Д. Конкуренты ОАО «Геомаш» 116
Приложение Ж. SWOT-анализ ОАО «Геомаш» 118

Работа состоит из  1 файл

Планирование и прогнозирование на предприятии.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)
y">     Прогнозирование как любая хозяйственная деятельность осуществляется на основе упорядоченных  правил и концентрируется на решении            целевых задач, вытекающих из цели предпринимательства. На основе предпринимательской инициативы и с учетом реальных условий деятельности предприятия определяется вероятный сектор рынка, в котором предприятие в состоянии конкурировать и развиваться.

     Прогнозирование - это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем. На основе прогнозов определяется возможность (вероятность) достижения поставленных целей. Обычно в прогнозах указывается вероятная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно-технических, природно-климатических, социально-экономических и политических факторов.

     Прогнозирование служит важной основой для выявления тенденций развития фирмы в условиях непрерывного изменения и воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также поиска рациональных мероприятий по поддержке необходимой устойчивости ее экономического положения [1,          c. 216]. 

     Составление прогнозов, или прогнозирование, предполагает:

     - во-первых, анализ экономических, социальных, технических и других процессов, происходящих в организации и ее окружении, связей между ними, оценку сложившейся ситуации и выявление узловых проблем;

     - во-вторых, формирование видения будущего и определение трудностей и практических задач, которые необходимо решить;

     - в-третьих, обоснование и анализ различных вариантов изменения потенциала (кадрового, производственного и научно-технического), возможных стратегий.

     Процесс прогнозирования состоит из следующих  этапов:

     1) определение потребностей в прогнозе, его цели;

     2) уточнение характеристик объекта  прогнозирования;

     3) установление и анализ активных  факторов прогнозного фона;

     4) формирование информационной базы;

     5) выбор моделей и методов прогноза;

     6) формулировка и оценка вариантов:

     7) разработка рекомендаций по принятию  решений.

     Прогнозы учитывают требования плана, но являются самостоятельной формой предвидения объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели по времени (годы, месяцы) и ресурсам, выраженным в деньгах [9, c. 234].

     Начальным этапом экономического прогнозирования на предприятии является определение социально-экономического заказа со стороны общества на выпускаемую продукцию и выявление на рынке спроса. В самом общем плане социально-экономический заказ характеризуется тем, что помимо детерминированных потребностей общества в отдельных продуктах он содержит и ограничения со стороны ресурсов, которые потребители могут затратить на приобретение, а предприятие - выделить на производство продукции для удовлетворения этих потребностей. Связь «потребность - ресурсы» должна быть учтена уже на первой стадии прогнозирования.

     Определяя конкретные пути и направления развития предприятия и сроки осуществления конкретных проектов в рассматриваемой области производства, прогнозирование делится на две ветви - экономическое и научно-техническое прогнозирование.

     Задачами  экономического прогнозирования являются:

     - предвидение возможного наличия и распределения ресурсов по различным секторам экономики и направлениям, по которым может действовать предприятие;

     - определение нижних и верхних границ получаемых результатов на вложенный труд и капитал по выбранным прогнозным объектам;

     - оценка максимально возможного количества ресурсов, выделение которых для развития предприятия в выбранном целевом направлении оправдано для решения соответствующей хозяйственной и научно-технической проблемы, и др.

     Прогнозирование базируется на использовании специальных методов, позволяющих осуществить достаточно рациональный и точный прогноз. Однако на практике руководители некоторых предприятий (фирм) пренебрегают ими и используют различные подходы, приемы и принципы, позволяющие, по их мнению, как бы отказаться от использования методов прогнозирования [4, c. 47].

     Рассмотрим  некоторые из этих подходов и принципов  с позиций правомерности их применения.

     1. Подход с позиций «отсутствие  прогноза» означает, что рассмотрение будущего осуществляется вслепую. Все решения, связанные с развитием, пытаются принимать безотносительно от их будущих последствий. Должно быть ясно, что любая организация, функционирующая на этой основе, в условиях рынка выжить не может. В большинстве случаев понятие «отсутствие прогноза» не следует понимать буквально. В действительности это означает, что принято допущение о постоянстве внешних условий, и специалист принимает свое решение на основе прогноза о том, что ситуация, при которой будет реализовано его решение, останется такой же, какой она была в момент разработки решения.

     2. Принцип «может случиться все,  что угодно», т.е. применяется  такой принцип, исходя из которого  будущее рассматривается как игра случая. Считается, что ничего нельзя сделать для развития в будущем предприятия в желаемом направлении. Очевидно, что любой специалист, принимающий решение на основе этого принципа, обречен на неудачу. Любая фирма, осуществляющая свою деятельность в рыночных условиях на основе этого принципа, может просуществовать чрезвычайно короткое время.

     3. Принцип «славное прошлое» означает, что при принятии решения делается  упор на методы, используемые  в прошлом, в надежде на прошлое и игнорирование будущего. Упорная приверженность идеям «славного прошлого» в рыночных условиях при предположении о том, что оно гарантирует наступление «славного будущего», ведет предприятие к неминуемой катастрофе. Любая фирма, концентрирующая свое внимание на прошлой деятельности, вместо анализа перспектив своего развития в будущем может превратиться в музейный экспонат.

     4. Прогнозирование «сквозь шоры».  Этот вид прогнозирования характеризуется такими понятиями, как «выше, быстрее и дальше» или «больше и лучше». Предполагается, что будущее будет похоже на прошлое, только уровень развития будет более высоким. Этот принцип лучше, чем предыдущие, т.к. признается неизбежность изменений, однако при этом отрицаются другие направления развития фирмы, общества. Любая фирма, опирающаяся на этот принцип, в рыночных условиях рано или поздно попадет в тупик, поскольку те или иные непредвиденные изменения положат конец избранному курсу ее развития.

     5. Принцип «решительные действия».  В основу этого подхода заложен принцип «ожидания и действия» - ожидается наступление той или иной кризисной обстановки, и сразу же осуществляются меры по смягчению ее неблагоприятных последствий. Результатом такой политики может быть только зигзагообразное развитие фирмы вместо непосредственного движения к определенной цели. Кроме того, этот принцип основан на предположении, что предприятие (фирма) будет иметь резерв времени для принятия эффективных решений после наступления кризисной обстановки. Если же этого резерва времени нет, фирма прекратит свое существование. При использовании этого принципа полностью игнорируется возможность избежать кризисной обстановки, если воспользоваться соответствующим прогнозом. Он не приемлем в рыночных условиях, хотя иногда и используется.

     6. Прогнозирование с помощью «гения».  В основу этого метода заложена идея нахождения «гения» и получение от него интуитивного прогноза. Этот метод исключает использование рациональных и точных методов. Прогноз, составленный «гением», невозможно проверить, что чревато для предприятия (фирмы), осуществляющего свою деятельность в условиях рынка, большими неприятностями.

     Таким образом, вышеприведенные принципы неприемлемы. Кроме того, с позиций рыночной экономики основным требованием, предъявляемым к прогнозу, является не только и не столько умение предвидеть будущее, сколько разработка программ достижения установленных на будущее ориентиров (целей) развития фирмы, а также рычагов управления, позволяющих направлять деятельность фирмы по тому или иному варианту ее развития, обеспечивая эффективность ее перехода из настоящего в желаемое будущее ее состояние [18, c. 130].

     В отличие от экономического научно-техническое прогнозирование определяет вероятное натурально-вещественное состояние прогнозируемого объекта. Взаимосвязь экономического и технического прогнозирования выглядит следующим образом. Вначале разрабатываются технические прогнозы, непосредственно связанные с объектом экономического прогнозирования, выявляются и конкретизируются потребности рынка в нововведениях, которые являются составной частью рыночной конъюнктуры. Эти прогнозы могут увязываться с задачами повышения качества продукции, снижения ее себестоимости или, например, с возможностью увеличения объема производства. Исходя из конкретных потребностей рынка, разрабатываются прогнозы, описывающие область сбыта продукции и возможные методы (технология, организация) производства и развития самого объекта прогнозирования [21, c. 97].

     Реализация  установленных методов должна решать поставленные предприятием целевые  задачи в рамках нижнего и верхнего пределов затрат, указанных в заказе при разработке прогноза. Наконец, в результате итеративной процедуры происходит дальнейшая конкретизация полученных прогнозов и расчетов, уточняется область соответствующих возможных путей технического и экономического развития, определяются необходимые ресурсы, готовятся хозяйственные распоряжения по реализации поставленной задачи. Указанная последовательность этапов построения технико-экономических прогнозов страхует предприятие от неоправданных потерь и облегчает поиск оптимальных вариантов экономического и технического развития. Взаимосвязь технических и экономических прогнозов помогает определить новые возможности предприятия в соответствии с потребностями рынка.

     Экономические прогнозы могут разрабатываться  для предприятия в целом, а  также для отдельных его цехов  или видов продукции - в каждом случае используются определенные методы и конкретные показатели.

     Наиболее  общими показателями, которые должен давать прогноз, являются:

     - вероятность достижения поставленной цели в рамках рассматриваемого в прогнозе направления;

     - капитальные вложения, необходимые на программу в целом и на каждом этапе прогнозного периода;

     - затраты труда (в человеко-часах) в каждом отдельном отрезке прогнозного периода с выделением затрат по категориям профессий;

     - текущие издержки производства на каждом этапе прогнозного периода с выделением издержек на различных стадиях жизненного цикла изделий;

     - прибыль предприятия, получаемая в результате достижения поставленной цели.

     Основная  функция прогнозирования - обоснование возможного состояния объекта в будущем и определение альтернативных путей и сроков достижения поставленной цели. Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной степенью достоверности. На практике прогноз - это предплановый документ, фиксирующий вероятную степень достижения поставленной цели в зависимости от масштаба и способа будущих действий. Прогнозирование можно разделить на пассивное и активное.

     Пассивное прогнозирование основано на изучении экономических процессов, обладающих довольно выраженной инертностью; активный (или целевой) - основан на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процессов [13, с. 24].

     К функциям прогнозирования можно отнести количественный и качественный анализ тенденций и вероятное альтернативное изменение будущего развития предприятия с учетом сложившихся тенденций и поставленных целей, оценку возможностей и последствий активного воздействия на предвидимые процессы и тенденции. Прогноз, учитывая задачи управления, прежде всего, должен в максимальной степени соответствовать требованиям объективных процессов [17, с. 167].

     Прогноз подразумевает только анализ внутренних возможностей предприятия. Для того чтобы прогноз мог явиться основой разработки стратегического плана и организации управления предприятием, он должен охватывать значительно более широкий круг вопросов, чем внутренняя деятельность предприятия, и в том числе:

     - анализ развития отрасли прогнозируемого направления производства продукции, ее характеристику и современное состояние спроса и предложения;

     - основные макротехнические и организационно-экономические проблемы и сроки их решения в отрасли, стране и за ее пределами;

Информация о работе Планирование и прогнозирование на предприятии