Планирование и прогнозирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основе исследования теоретико-методологических положений разработать бизнес-план развития предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Развитие как экономическая категория 7
1.2. Организация процесса прогнозирования на предприятии 13
1.3. Планирование на предприятии: сущность и виды 22
2. МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
2.1. Система прогнозов и планов: основы их сопряжения 31
2.2. Методы прогнозирования и планирования 39
2.3. Разработка бизнес-плана предприятия 51
3. РАЗРАБОТКА ПЛАНА-ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГЕОМАШ») 56
3.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Геомаш» 56
3.2. Разработка бизнес-плана предприятия ОАО «Геомаш» 62
3.3. Расчет эффективности плана развития ОАО «Геомаш» 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 106
Приложение А. Структура пассива баланса ОАО «Геомаш» 109
Приложение Б. Структура актива баланса ОАО «Геомаш» 110
Приложение В. Резюме ОАО «Геомаш» 111
Приложение Г. Поставщики ОАО «Геомаш» 114
Приложение Д. Конкуренты ОАО «Геомаш» 116
Приложение Ж. SWOT-анализ ОАО «Геомаш» 118

Работа состоит из  1 файл

Планирование и прогнозирование на предприятии.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)

     В соответствии с различными сценариями развития, а также при неустойчивой конъюнктуре можно разрабатывать «альтернативные» бюджеты.

     Бюджетный метод планирования (бюджетирование) обеспечивает:

     1) повышение эффективности работы  организации за счет децентрализации управления, быстрого обнаружения и корректировки отклонений;

     2) оптимизацию распределения и  расходования ресурсов, предупреждение бесхозяйственности;

     3) надежный контроль и оценку их движения и издержек и т. п.

     К графическим методам необходимо прежде всего отнести метод сетевого планирования. Исходным моментом применения указанного метода является определение продолжительности действий (работ), связанных с достижением поставленной цели. Выделяют действительные работы, сопровождающиеся затратами времени и ресурсов; работы ожидания, не требующие ресурсов, а лишь времени; фиктивные работы, не требующие ни того ни другого и отражающие логическую связь между остальными. Работы связывают между собой события, представляющие собой итог какой-то деятельности. События могут быть исходными, которым не предшествуют никакие работы; промежуточными, представляющими собой результат одной или нескольких работ, за которыми следуют другие; завершающими, свидетельствующими о достижении поставленной цели (за ними уже никаких работ не следует). Таким образом, события и цель оказываются связанными друг с другом работами.

     Все события и работы объединяются в  календарный сетевой график, имеющий вид цепной диаграммы. Цель и события изображаются на нем кружками, в которых указываются их содержание и порядковый номер, расшифровывающийся в прилагаемом тексте, а работы - стрелками, ведущими от одного кружка к другому. Стрелки несут на себе информацию о времени выполнения работы и связанных с нею затратах (время изображается цифрой над стрелкой, а затраты - под ней). Если для перехода от одного события к другому затрат времени и труда не требуется, связь между событиями на графике изображается пунктирной линией. При этом номер последующего события больше номера предыдущего; не должно быть событий (кроме первого или последнего), из которых не выходят или в которые не входят какие-то работы, движения в замкнутом контуре; любые события не могут соединяться более чем одной работой; при параллельных событиях вводятся фиктивные работы. Любая последовательность работ в сети, при которой конечное событие одной работы совпадает с начальным событием следующей за ней, получила название «путь». Путь может быть полным, когда его начало совпадает с исходным событием, а конец - с завершающим; частичным - от исходного события до промежуточного или от промежуточного до конечного; критическим - самым длинным в сетевом графике от исходного до завершающего события. Последний и определяет предельную продолжительность выполнения задания.

     На  сетевом графике удобно отражать:

     - варианты многоходовых действий по реализации планового задания, например движения изделий и их отдельных частей по технологической цепочке;

     - очередность операций;

     - сроки их начала и окончания;

     - полный путь движения к цели.

     Это дает возможность составить наиболее рациональный план осуществления каких-либо мероприятий, организовать их контроль и в целом облегчает управление сложными хозяйственными системами.

     Оптимизация сетевого графика имеет целью поиск возможности сокращения затрат времени и ресурсов (минимум расхода ресурсов в нормативное время, минимум времени при заданном расходе ресурсов).

     В ее основе лежит анализ сети, состоящий  в проверке целесообразности выполнения запланированных работ; выявлении лишних и необязательных; определении возможности параллельных действий и целесообразности существующей степени детализации.

     Оптимизация осуществляется исходя из резерва времени (разности между самым ранним возможным и самым поздним допустимым сроком завершения операций). Но этот резерв имеется только на тех операциях, которые не лежат на самом коротком пути. При этом предполагается, что длительность операций можно рассматривать с достаточно высокой степенью точности. С помощью сетевого графика также контролируется фактическое выполнение работ, выявляются и анализируются изменения в процессе их осуществления, корректируются сроки выполнения и перераспределяются ресурсы [17, с. 98].

     Математические  методы планирования сводятся к оптимизационным расчетам на основе различного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические, например корреляционная, отражающая взаимосвязь двух переменных величин. С ее помощью можно с определенной степенью вероятности предсказать и запланировать наступление события Б, если происходит связанное с ним событие А. Наиболее широкое распространение статистические модели находят в финансовом планировании. Например, они позволяют определять будущие доходы, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках.

     Методы  линейного программирования дают возможность путем решения системы уравнений и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, найти их оптимальные величины во взаимном сочетании. Это помогает по заданному критерию выбрать наиболее подходящий вариант функционирования или развития объекта управления, с тем чтобы обеспечить максимальную прибыль, минимизировать затраты и т. п.

     Чаще  всего методы линейного программирования применяются там, где речь идет об оптимизации расходования тех или иных ресурсов, и позволяют:

     - выбрать технологии, дающие возможность получить необходимый объем продукции при наименьшем расходе сырья и материалов;

     - загрузить оборудование, выполняющее несколько видов работ, так, чтобы при этом достигалась наибольшая выработка;

     - составить маршруты движения транспорта, позволяющие, с одной стороны, наиболее полно обслужить всех клиентов, а с другой - сделать это при минимальных затратах.

     2.3. Разработка бизнес-плана предприятия  
 

     Специфической формой планов организации сегодня  является бизнес-план.

     Бизнес-план - это типовое (унифицированное) проектное решение на достаточно отдаленную перспективу, в котором дается научно обоснованная оценка возможных на данном сегменте рынка конечных целевых экономических, финансовых и иных результатов (трудовых, производственных, социальных, экологических) деятельности предприятия, базирующихся на реальном производственном, инвестиционном, материально-техническом, организационном и логистическом обеспечении [6, с. 439].

     Бизнес-план - это (обычно) перспективный документ, являющийся важной основой внутрифирменного планирования производства продукции. Поэтому его рекомендуется составлять на отрезок времени, равный 3-5 годам (реже на 10 лет вперед). При этом степень дифференциации плана в разные периоды времени разная. Обычно рекомендуется для первого года рассчитывать основные результирующие показатели с помесячной разбивкой, для второго - в поквартальном разрезе и лишь начиная с третьего года можно ограничиться показателями по году в целом.

     Бизнес-план является постоянно действующим  руководящим документом. Он должен систематически актуализироваться (обновляться), в него должны вноситься необходимые изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями, происходящими на целевом рынке, в рамках национальной и даже мировой экономики в целом.

     Объем бизнес-плана зависит от цели его  составления. Для внутризаводского планирования он не регламентируется ни по объему, ни по структуре разделов.

     Бизнес-план может использоваться для проведения санации, реструктуризации, приватизации предприятия, получения внешних  инвестиций.

     Бизнес-план выполняет четыре функции. Первая связана с возможностью его использования для разработки концепции, стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима как в период создания предприятия, так и при выработке новых направлений деятельности.

     Вторая - это функция планирования, позволяющая оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы развития предприятия, выполнение бизнес-плана.

     Третья  - позволяет привлекать денежные средства (ссуды и кредиты). Четвертая - способствует привлечь к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые смогут вложить собственный капитал или имеющиеся у них новейшие технологии [21, с. 116].

     В состав бизнес-плана достаточно крупного промышленного предприятия целесообразно  включать следующие основные разделы:

  1. Маркетинговый план (маркетинговая программа).
  2. План сбыта и производства продукции.
  3. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
  4. Материально-техническое обеспечение производства и сбыта продукции.
  5. Менеджмент.
  6. Организационный план.
  7. Финансовый план.

     Маркетинговый план получается в результате выполнения всестороннего и глубокого научно-практического исследования, включающего анализ рыночной среды; комплексное изучение требований потребителей к продукции, а также конъюнктуры рынка, его емкости и спроса; оценку действующей системы ценообразования, форм и методов сбыта; сведения о конкурентах; определение ресурсного и сбытового потенциалов предприятия и др.

     Маркетинговый план (перспективный и текущий) включает такие основные подразделы: сводку плановых показателей; стратегию развития и освоения целевого рынка; сильные и слабые стороны деятельности предприятия; стратегию маркетинга; товарную стратегию; стратегию формирования и развития каналов товародвижения; ценовую стратегию; стратегию формирования спроса и стимулирования сбыта продукции; расходы на реализацию маркетинговой программы, оценку ее эффективности [21,          с. 119].

     Вторым  разделом годового бизнес-плана является план производства и сбыта продукции. Он оказывает прямое влияние на содержание остальных разделов, а самое главное - на конечный экономический и, соответственно, финансовый результаты деятельности фирмы. Поэтому от степени обоснованности этого раздела зависит стабильность работы фирмы на выбранных сегментах рынка и ее конкурентоспособность. Результатом разработки этого раздела является обоснование необходимыми расчетами годового плана производства и сбыта продукции. При разработке годового плана производства и сбыта продукции принципиально важное значение имеет предварительное определение так называемой точки самоокупаемости затрат (или точки безубыточности, или критического объема продаж).

     В том случае, если предприятие специализировано на производстве одного наименования готовой продукции, то точка самоокупаемости затрат (ТСЗ) может быть рассчитана по формуле:

                                                                                                          (1)

где NTC3 - объем выпуска продукции (оказанных услуг), соответствующий точке самоокупаемости затрат, шт.;

        Ц - оптовая цена единицы изделия (услуги), р.;

        С - сумма условно-постоянных затрат, связанных с производством продукции, р.;

        V - сумма условно-переменных затрат, необходимых для изготовления единицы изделия (оказания услуги), р.

     В третьем разделе обосновывается масштаб снижения затрат на производство за счет осуществления программы НИОКР; выявляются новые, прогрессивные направления НИОКР, полностью согласующиеся со стратегией развития предприятия; рассчитываются потребные ресурсы; определяются источники финансирования и составляется бюджет.

     В четвертом разделе бизнес-плана приводятся следующие разновидности норм и нормативов: нормы затрат живого труда (подготовительно-заключительного, штучного времени по различным предметам труда); нормы материальных затрат; нормы и нормативы использования средств труда; нормы и нормативы организации производства; цены на изделия; наценки и скидки с цены; нормы и нормативы запасов готовой продукции на складе; нормы расхода средств на рекламу [21, с. 127].

     В пятом разделе бизнес-плана дается: обоснование выбора экономически наиболее эффективных организационных форм обеспечения материально-техническими ресурсами; расчет запасов материально-технических ресурсов и потребности в них; составление балансов материально-технического обеспечения.

     В шестом разделе раскрываются вопросы организации рациональной системы управления кадрами, оценивается кадровый потенциал фирмы и формулируются мероприятия по его усилению.

     Седьмой раздел бизнес-плана содержит: обоснование выбора экономически эффективных производственных структур на предприятии (под такой структурой понимается состав цехов и участков, характер их специализации и кооперирования по совместному изготовлению и выпуску готовой продукции); результаты расчета потребности в рабочей силе; определение расходов на оплату труда; план подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации; перечень мероприятий по организации бизнеса; расчет показателей производительности труда, фондоотдачи и др.

Информация о работе Планирование и прогнозирование на предприятии