Планирование и прогнозирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основе исследования теоретико-методологических положений разработать бизнес-план развития предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Развитие как экономическая категория 7
1.2. Организация процесса прогнозирования на предприятии 13
1.3. Планирование на предприятии: сущность и виды 22
2. МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
2.1. Система прогнозов и планов: основы их сопряжения 31
2.2. Методы прогнозирования и планирования 39
2.3. Разработка бизнес-плана предприятия 51
3. РАЗРАБОТКА ПЛАНА-ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГЕОМАШ») 56
3.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Геомаш» 56
3.2. Разработка бизнес-плана предприятия ОАО «Геомаш» 62
3.3. Расчет эффективности плана развития ОАО «Геомаш» 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 106
Приложение А. Структура пассива баланса ОАО «Геомаш» 109
Приложение Б. Структура актива баланса ОАО «Геомаш» 110
Приложение В. Резюме ОАО «Геомаш» 111
Приложение Г. Поставщики ОАО «Геомаш» 114
Приложение Д. Конкуренты ОАО «Геомаш» 116
Приложение Ж. SWOT-анализ ОАО «Геомаш» 118

Работа состоит из  1 файл

Планирование и прогнозирование на предприятии.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)

     Логика  разработки комплексных прогнозов  экономического и социального развития в переходный период предусматривает: оценку тенденций социально-экономического развития, факторов экономического роста; определение возможных альтернатив развития в перспективе и проблем, которые могут возникнуть при том или ином варианте развития; основные направления структурной, научно-технической, социальной и региональной политики; институциональные изменения в экономике; формирование механизма государственного регулирования экономического и социального развития; оценку ресурсного обеспечения [18, c. 239].

     Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам, как:

     1) по содержанию можно выделить технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;

     2) по уровню управления в зависимости  от числа линейных звеньев  на предприятии различают такие  виды, как корпоративные и заводские  – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется  цеховая система планирования, на  нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;

     3) по времени охвата планы бывают  краткосрочным или текущим (один  год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет)  и долгосрочным или перспективным  (от 3 до 10 лет);

     5) по стадиям разработок планы бывают предварительными и окончательными;

     7) по типам целей план может  быть оперативным, тактическим,  стратегическим и нормативным.

     Тактический план заключается в обосновании  задач и средств, необходимых  для достижения заранее установленных или традиционных целей. Стратегический план включает выбор и обоснование средств, задач и целей для  достижения заданных или текущих для предприятия результатов. Нормативный план требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Он не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия [13, с. 63].

     В рамках долгосрочных планов создается  концепция развития фирмы на перспективу Она предусматривает решение таких проблем, как выбор сфер деятельности, направлений диверсификации, новых поколений продукции и услуг, путей сохранения или улучшения позиций на рынке, максимизации прибыли; расширение экспорта, развитие НИР, увеличение потенциала (на основе технического перевооружения, реконструкции) и т.д.

     Задачи, обозначенные в них преимущественно  в качественных положениях, конкретизируются по срокам, ресурсам, исполнителям в среднесрочных планах в количественных показателях (в том числе финансовых). Таким образом, среднесрочные планы являются проекцией долгосрочных на ближайшие годы, детализируя их интервальные показатели в точечные; более агрегированные - в менее агрегированные.

     Традиционные  долгосрочные и среднесрочные планы, основывающиеся на экстраполяции существующих тенденций, исходят из принципиальной неизменности внешнего окружения организации и ориентируются на мобилизацию ее потенциала и имеющихся ресурсов. С их помощью происходит определение шагов, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации (получения заданного объема продукции, прибыли и т. п.).

     Стратегические  планы отражают сегодняшние шаги фирмы, направленные на развитие ее потенциала, конкурентных преимуществ и обеспечение условий выживания. Основу разработки стратегических планов составляют глубокий анализ основных тенденций, угроз и возможностей, которые существуют (могут появиться) во внешнем окружении фирмы, и всесторонний прогноз их будущего изменения.

     Это позволяет сформулировать перспективные  цели в различных сферах деятельности, таких, как инновации, диверсификация, расширение существующих и захват новых рынков, направление и способы конкурентной борьбы; оценить возможные последствия реализации или, наоборот, отказаться от реализации тех или иных стратегий.

     В процессе составления таких планов: формируются основные стратегии (прежде всего маркетинга); определяются производимые продукты, услуги, рынки сбыта их и сегменты, поставщики, потребители и принципы поведения по отношению к ним; распределяются необходимые ресурсы [21, с. 233].

     Планы разрабатываются на всех уровнях  управления организацией:

     1. Фирма создает стратегические  планы.

     2. Предприятие, исходя из них и поступающих заказов, разрабатывает годовые производственные программы.

     3. Цех на основе заказов составляет квартальные, месячные и недельные планы-графики.

     4. Участку выдаются сменно-суточные задания.

     Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-экономических, научно-технических и экологических проблем.

     Планы можно также классифицировать по следующим признакам.

     Во-первых, планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. Эти характеристики согласовываются и ранжируются, но не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Такого рода планы используются при больших сроках либо при принципиальной непредсказуемости конкретных событий.

     Во-вторых, планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки, а также порядок осуществления в стандартных ситуациях. Примером подобного плана является железнодорожное или учебное расписание. Обычно в них предусматриваются «окна», позволяющие обеспечить свободу маневра в случае возникновения непредвиденных обстоятельств и необходимости осуществления коррекции.

     В-третьих, планы для неповторяющихся действий, создаваемые для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации. Такие планы могут иметь вид программ, бюджетов поступления и распределения ресурсов и проч.

     Система планов на предприятиях, функционирующих  в условиях рыночной экономики, включает следующие разновидности.

     1) план сбыта - устанавливается на несколько лет вперед по количеству требующейся на рынке продукции (согласно спросу) в разрезе различных видов рынков и сегментов;

     2) план производства - рассчитывается по исходным данным плана сбыта. Это количество продукции, подлежащее изготовлению в течение определенного периода времени: года, полугодия, квартала;

     3) план создания производственных мощностей - в нем определяется потребность в машинах, оборудовании, производственных площадях, коммуникациях и т.п.

     4) план инвестиционной деятельности - определяет потребность в денежных средствах по вновь создаваемым мощностям на предприятии, а также для других целей.

     5) план по персоналу - в нем определяется потребность в различных профессиях работников, их квалификации, устанавливаются принципы и предусматривается порядок оплаты труда. Важной компонентой здесь являются планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала разных уровней.

     6) план материально-технического снабжения - здесь рассчитывается потребность в материально-технических ресурсах исходя из принятого объема производства с учетом ассортимента.

     7) план материальных запасов - в нем определяется величина текущих запасов, необходимых для обеспечения нормального функционирования производства и осуществления сбыта продукции.

     8) финансовый план - определяет общую потребность в финансовых ресурсах, а также устанавливает источники их привлечения и другие виды планов.

     План  и прогноз - это не два альтернативных подхода к установлению перспектив экономического и технического развития, а взаимно дополняющие друг друга стадии разработки хозяйственных планов при определяющей роли плана как главного инструмента управления предприятиями [4, с. 66].

     Процесс разработки плана носит вариантный характер, но утвержденный план - это уже выработанный директивный вариант развития, подлежащий практической реализации. Прогноз же основан на предвидении и является вариантным (альтернативным), причем не только как метод разработки, но и как конечный результат.

     Прогнозы  должны предшествовать планам, содержать  оценку хода последствий выполнения (или невыполнения) планов, охватывать все, что не поддается планированию, решению. Они могут охватывать в принципе любой отрезок времени. Прогноз и план отличаются способами оперирования информацией о будущем. Вероятностное описание возможного или желательного - это прогноз. Обоснованное решение относительно мероприятий по достижению возможного, желательного - это план. Прогноз и план могут разрабатываться независимо друг от друга. Но чтобы план был эффективным, оптимальным, ему должен предшествовать прогноз, по возможности непрерывный, позволяющий обосновать данный и последующие планы.

     Прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов и планов фирмы. По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений. 
 

     2.2. Методы прогнозирования и планирования 
 

     Прогнозирование и планирование на предприятии представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. В теории и практике плановой деятельности накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. Развитие информатики и средств вычислительной техники расширяет круг используемых методов прогнозирования и планирования и их совершенствования.

     По  степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов [1, с. 120].

     Среди интуитивных методов широкое  распространение получили методы экспертных оценок. Они используются для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п. К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.

     Методы  моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования и планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений [19, с. 286].

     Различают следующие модели: матричные, оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные, принятия решений. Для реализации экономико-математических моделей применяются экономико-математические методы.

     В практике прогнозирования и планирования широко используются также метод экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы. Для разработки целевых комплексных программ используется программно-целевой метод (ПЦМ) в сочетании с другими методами.

     Сущность  методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

     Индивидуальные  экспертные оценки основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля. Среди индивидуальных экспертных оценок наиболее широкое распространение получили методы «интервью», аналитический, написания сценария.

Информация о работе Планирование и прогнозирование на предприятии