Планирование прибыли как источника самофинансирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования. Расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.

Содержание

Глава 1. Экономическая сущность, значение прибыли 5
1.1 Понятие прибыли предприятия, ее функции, виды 5
1.2 Состав прибыли предприятия 9
1.3 Распределение прибыли 13
Глава 2. Планирование прибыли как источника самофинансирования 18
2.1 Методы планирования прибыли 18
2.2 Роль самофинансирования в процессе планирования. 22
Расчетная часть 25

Работа состоит из  1 файл

Финансовый менеджмент.doc

— 403.50 Кб (Скачать документ)

 

   


 

 

 

 

 

Рис. 3 Прибыль от реализации основных средств и иного имущества предприятия.

 

Предприятие самостоятельно распоряжается своим имуществом. Оно вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, полученные в процессе сноса и разборки зданий, сооружений, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества, а также при прочем выбытии недоамортизированных объектов в некоторых случаях. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.

Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки, программные продукты для ЭВМ  и т.д.), валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и драгоценные природные камни, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий), ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли. [2]

3) Внереализационные  доходы и расходы.

Внереализационные доходы и расходы - это денежные средства, которые получены либо истрачены предприятиям не при осуществлении основной деятельности (отсюда и их название), которые могут быть представлены следующим образом:

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия  в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемые федеральным законом, устанавливающим перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.

В состав доходов от внереализационных  операций включаются также суммы  средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий их учредителями в порядке, установленном законодательством; средств, полученных в рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями; средств, полученных от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским образованию, науке и культуре; средств, переданных между основными и дочерними предприятиями при условии, что доля основного предприятия составляет более 50 процентов в уставном капитале дочерних предприятий; средств, передаваемых на развитие производственной и непроизводственной базы в пределах одного юридического лица). [11]

Суммы, внесенные в  бюджет или в государственные  внебюджетные фонды в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Приватизируемые предприятия, реализующие пакеты своих акций на конкурсах (торгах) и получающие по условиям таких конкурсов (торгов) от их победителей средства на инвестиции, отражают их в учете как целевое финансирование на кредите счета "Целевые финансирование и поступления" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Расходование указанных средств осуществляется в порядке, предусмотренном инвестиционной программой, разработанной в соответствии с условиями инвестиционных конкурсов (торгов).

При увеличении уставного  капитала в связи с переоценкой основных фондов акционерного общества, произведенной на основании постановлений Правительства Российской Федерации, стоимость дополнительно полученных акционерами - юридическими лицами акций по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им ранее акций, либо разница между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных акций без изменения доли (удельного веса) акционеров в уставном капитале акционерного общества, не подлежит включению в налогооблагаемую базу акционера.[8]

 

1.3 Распределение  прибыли

 

Распределение и использование  прибыли являются важным хозяйственным  процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так  и формирование доходов государства.

Механизм распределения  прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

В зависимости от объективных  условий общественного производства  на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. [3]

С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют  право использовать полученную прибыль  по своему усмотрению, кроме той  ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.

Таким образом, возникает  необходимость в четкой системе  распределения прибыли прежде всего  на стадии, предшествующей образованию  чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Экономически обоснованная система распределения прибыли  в первую очередь должна гарантировать  выполнение финансовых обязательств перед  государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий. [9]

После уплаты налогов у предприятия остается прибыль, находящаяся в распоряжении предприятия. Однако не нужно сравнивать ее с чистой прибылью. Действующие нормативные документы определяют, что за счет прибыли предприятия должны оплачивать еще и штрафы в таких случаях: за нарушение хозяйственных договоров с субъектами хозяйствования; за несвоевременную подачу в налоговую администрацию необходимых расчетов; за задержку перерасчета денег в бюджет и государственные целевые фонды; за укрывание прибыли от налогообложения; за несоблюдение установленных лимитов использования воды без составления необходимого договора (это относится использования воды из государственных водохозяйственных систем); за просроченные банковские кредиты; за неисполнение квоты по образованию рабочих мест для инвалидов; за другие нарушения.

         На предприятии распределению  подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли  отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие может создавать фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы (Рис. 4).Нормативы отчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливается самим предприятием по согласованию с учредителем. Отчисления от прибыли в специальные фонды производятся ежеквартально. На сумму произведенных отчислений от прибыли происходит перераспределение прибыли внутри предприятия: уменьшается сумма нераспределенной прибыли, и увеличиваются образуемые из нее фонды и резервы.

При этом под фондом накопления понимаются средства, направленные на производственное развитие предприятия и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия). Под фондами потребления понимаются средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.[1]


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4 Распределения чистой прибыли

Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в  условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования  прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).[6]

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным  с развитием производства, относятся  расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие. [4]

Наряду с финансированием  производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам (исключая специальное питание отдельных категорий работников, относимое на затраты производства в соответствии с действующим законодательством).

К затратам на материальное поощрение относятся: единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, единовременные пособия ветеранам, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др. [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Планирование прибыли как источника самофинансирования

 

2.1 Методы планирования  прибыли

 

Планирование прибыли  – составная часть финансового  планирования. Оно проводиться по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями  в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности.      В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты о принятия различных управленческих решений.

 В условиях стабильной  развивающейся экономики планирование  прибыли осуществляется на период  от трех до пяти лет. При  относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период.[3] 

Основными методами планирования прибыли являются[4]:

  • метод прямого счета;
  • аналитический метод;
  • метод совмещенного расчета.

1) Планирование прибыли  методом прямого счета.

Прямой счет основан  на том, что количество реализуемой  продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям.

При этом используют формулу:

П = В - 3 или П = П1 + П2 –  П3,

где П — прибыль; В  — выручка от реализации продукции  по оптовым ценам;  3 — полная себестоимость  реализуемой продукции, которая  включает в себя себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы; П1, П2 — соответственно прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового года; П3 — прибыль в товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.

Информация о работе Планирование прибыли как источника самофинансирования предприятия