Понятие налогов и их элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание

Система налогообложения для любой страны является показателем эффективности финансового контроля. Она отражает доходы страны и стимулирует экономику. То есть чем эффективней система, тем выше уровень экономики и как следствие уровень жизни в стране. Кроме того, система налогообложения является всеобъемлющей и касается каждого субъекта экономики, поэтому ее эффективность отражается на каждом человеке.

Содержание

Введение 3
1. Понятие налогов и их элементы 4
1.1 Понятие и сущность налогов 4
1.2 Виды налогво и их характеристики 6
1.3 Субъект и объект налогообложения 9
1.4 Налоговая база и налоговый период 10
1.5 Налоговые ставки и методы налогообложения 11
2. Изменения в современном Российском налогообложении 15
2.1 Административные барьеры 15
2.2 Высокие налоговые ставки 17
2.3 Сложность использование налоговых льгот 19
3. Проблема налогообложения и пути решения 20
3.1 Проблемы в организации налоговой системы 20
3.2 Проблемы налогового режима 21
Заключение……………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………………24
Приложение………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансам.docx

— 105.20 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский государственный университет  экономики и управления

Кафедра финансов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2010

 

Содержание

Введение 3

1. Понятие налогов и их элементы 4

1.1 Понятие и сущность налогов 4

1.2  Виды налогво и их характеристики 6

1.3 Субъект и объект налогообложения 9

1.4 Налоговая база и налоговый период 10

1.5 Налоговые ставки и методы налогообложения 11

2. Изменения в современном Российском налогообложении 15

2.1 Административные барьеры 15

2.2 Высокие налоговые ставки 17

2.3 Сложность использование налоговых льгот 19

3. Проблема налогообложения и пути решения 20

3.1 Проблемы в организации налоговой системы 20

3.2 Проблемы налогового режима 21

Заключение……………………………………………………………………..23

Список  используемой  литературы……………………………………………24

Приложение………………………………………………………………….…..25 
Введение

Система налогообложения для любой страны является показателем эффективности  финансового контроля.  Она отражает доходы страны и стимулирует экономику. То есть чем эффективней система, тем выше уровень экономики и  как следствие уровень жизни  в стране. Кроме того, система  налогообложения является всеобъемлющей  и касается каждого субъекта экономики, поэтому ее эффективность отражается на каждом человеке.

К сожалению, налогообложение в России не обладает необходимой гибкостью, пропорциональностью  и  сбалансированностью. Барьеров в  этой системе очень много, все  они препятствуют эффективной работе системы и как следствие тормозят экономический рост в стране. Все эти проблемы очень актуальны для России, так по оценке экспертов Россия занимает 98 место из 168 стран с самыми «зарегулированными» экономиками.  Поэтому, необходимо выяснить наиболее узкие места системы для совершенствования управления налогообложением.

Именно  этому исследованию и посвящена  моя курсовая работа. Я не ставил целью открыть, что-то новое в  эффективности налогообложения  страны, поскольку понимаю, что пока мне это не по силам. Я просто провел краткий анализ проблем налогообложений и способов их устранения государством (как возможных, так и уже проведенных). Я обрисую, на мой взгляд, наиболее значимые проблемы в налогообложении России, покажу то, как именно они влияют на состояние экономики, и предложу наиболее оптимальные пути решения. Так же в начале своей работы я проведу теоретические разъяснения по поводу налогообложения. Мной будет дана краткая характеристика налоговой системы страны.

В своей  работе я опиралась на Налоговый кодекс РФ,  ряд федеральных законов, сайт Минфина, а также экспертные оценки Гончарова М.В кандидата экономических наук, Церепов Б.В кандидата экономических наук, Титов А.А., аспиранта Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие налогов  и их элементы

 

1.1 Понятие и сущность налога

Налоги - это обязательные индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

Таким образом, данное определение содержит следующие  значимые характеристики налогового платежа:

1.  Законодательная основа. Налогом является только тот платеж, который устанавливается в рамках законодательства.

2.  Обязательность. Законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. Обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства. Так, согласно ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

3.  Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какое-либо действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. В конечном счете, естественно, возмездность налоговых отношений возникает, поскольку государство предоставляет своим гражданам определенный круг государственных услуг. Однако в каждом конкретном случае уплаты налога такой возмездности нет.

4. Налоги  взимаются в пользу субъектов публичной власти - в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), государственные внебюджетные фонды. Таким образом, только тот платеж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий), может быть назван налогом. Если платеж, удовлетворяющий трем приведенным выше значимым характеристикам, поступает не в пользу институтов публичной власти, то он считается не налогом, а  парафискалитетом.

Не все  платежи, взимаемые с граждан  и юридических лиц на основе обязательности и индивидуальной безвозмездности, являются налогами. Например, не является налогом штраф, который взимается  по решению суда в пользу третьих  лиц или даже государства

Указанные четыре основные характеристики налогового платежа дают основание для отличия  налога от сбора и  пошлины. И сбор, и пошлина всегда связаны с определенной специальной целью (за что конкретно уплачивается пошлина или сбор), которая достигается в результате их уплаты, т.е. присутствует элемент индивидуальной возмездности. Определенная цель может преследоваться и при уплате некоторых налогов (так называемые целевые налоги), однако в этом случае:

во-первых, цель формулируется не налогоплательщиком, а государством, а во-вторых, не возникает  элемента возмездности.

Так, целевым  налогом является единый социальный налог, который взимается для финансирования пенсионного и социального обеспечения граждан, а также для формирования средств системы обязательного медицинского страхования. Эти цели - пенсионное, социальное и медицинское обеспечение - формулирует не налогоплательщик, а государство.

В случае же сбора (например, таможенного) - плательщик формулирует цель - ввоз тех или  иных товаров на территорию страны. Именно плательщик в первую очередь заинтересован во ввозе товара, государство же выдвигает условия ввоза - оформление документов и уплату таможенного сбора.

В российском налоговом законодательстве налог  и сбор  разграничены (ст. 8 Налогового кодекса РФ, часть первая). 

Сбор - обязательный взнос организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами или органами местного самоуправления и их должностными лицами юридически значимых действий в интересах плательщика.

В соответствии с данным определением государственная пошлина, действующая в настоящее время в Российской Федерации, представляет собой сбор, а сбор на содержание милиции и благоустройство территорий сбором не является, это налог. Понятие «пошлина» Налоговый кодекс РФ не выделяет как самостоятельное.

Вернемся  к вопросу о парафискалитетах.

Парафискалитет - обязательный сбор, устанавливаемый в пользу юридических лиц публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти или публичной администрации.

Парафискалитеты роднит с налогами как законодательный режим их установления (хотя и не всегда), так и обязательность уплаты и индивидуальная безвозмездность. Однако парафискальные платежи устанавливаются в пользу промышленных, коммерческих и социальных предприятий, технических или образовательных учреждений. Примером широкого распространения парафискалитетов является Франция, где подобным образом финансируются расходы торгово-промышленных палат, экономических бюро, Центральная касса сельскохозяйственной взаимопомощи, многочисленные фонды социально-экономической ориентации, Национальное бюро навигации и многие другие институты.

Российское  налоговое законодательство не выделяет парафискалитеты в относительно самостоятельную отрасль налогового права.

Российское  налоговое законодательство, проводя  различием между налогами и сборами, одновременно рассматривает эти  категории как очень близкие  по таким параметрам, как установление, уплата, контроль за соблюдением законодательства, способы администрирования и др.1

 

Экономическая    сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в экономике, с целью  формирования единого  фонда денежных средств  для доследующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг.

Важным  аспектом налогового строительства  являются функции, осуществляемые системой налогов той или иной страны. Функции налогов непосредственно следуют из их экономического содержания.

1) Фискальная функция реализует задачу формирования единого фонда денежных средств государства. Именно фискальный потенциал налогов предопределяет возможность решения государством задач обороны, правоохранительных, социальных, охраны природы и др. Данная функция налогов в известной степени первична по отношению ко всем остальным функциям.

2) Распределительная (или перераспределительная) функция

предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета (единого фонда денежных средств) часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует общество и реализует государство.

3) Стимулирующая (или дестимулирующая) функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности. Стимулирующая функция налогообложения реализуется через систему налоговых льгот и преференций, создающих для некоторых видов деятельности более льготный режим.

4) Контрольная функция (иногда выделяемая) дает возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов.

1.2 Виды налогов и их характеристики

Все многообразие налогов можно распределить на группы и виды в зависимости от ряда признаков. Рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся классификации и соответствующие им типы налогов:

1) По методу установления налоги принято разделять на прямые и косвенные.

  а)  К прямым относят подоходно-поимущественные налоги,

т.е. те, которые  уплачиваются налогоплательщиком, самостоятельно исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что эти налоги будут переложены налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет бремя этого налога.

Прямые  налоги делятся на:

  • Личные налоги - это подоходные налоги. К ним относятся налог на доходы физических лиц (или индивидуальный/личный подоходный налог) и налог на прибыль организаций (налог на прибыль корпораций).
  • Реальные налоги - налоги на имущество. Фактически эти налоги предполагают обложение гипотетического дохода того или иного человека (или предприятия) исходя из оценки стоимости его имущества (от англ. real (estate) - имущество, недвижимость).

б) Если прямое налогообложение ориентируется в основном на процесс получения дохода, то косвенное налогообложение более связано с процессом расходования полученных средств, т.е. косвенные налоги - это налоги на потребление. Косвенными они называются потому, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т.е. конечным носителем бремени напотев данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг. К косвенным относят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые другие налоги на товары и услуги (на потребление).

2) В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, принято различать общие налоги и целевые налоги.

а) К общим относятся те налоги, которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета, т.е. налоги указанной группы не имеют целевого назначения. Подавляющее большинство действующих в России налогов (на прибыль организаций, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на имущество организаций, таможенные пошлины и многие другие) относится именно к этой группе.

Информация о работе Понятие налогов и их элементы