Понятие налогов и их элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание

Система налогообложения для любой страны является показателем эффективности финансового контроля. Она отражает доходы страны и стимулирует экономику. То есть чем эффективней система, тем выше уровень экономики и как следствие уровень жизни в стране. Кроме того, система налогообложения является всеобъемлющей и касается каждого субъекта экономики, поэтому ее эффективность отражается на каждом человеке.

Содержание

Введение 3
1. Понятие налогов и их элементы 4
1.1 Понятие и сущность налогов 4
1.2 Виды налогво и их характеристики 6
1.3 Субъект и объект налогообложения 9
1.4 Налоговая база и налоговый период 10
1.5 Налоговые ставки и методы налогообложения 11
2. Изменения в современном Российском налогообложении 15
2.1 Административные барьеры 15
2.2 Высокие налоговые ставки 17
2.3 Сложность использование налоговых льгот 19
3. Проблема налогообложения и пути решения 20
3.1 Проблемы в организации налоговой системы 20
3.2 Проблемы налогового режима 21
Заключение……………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………………24
Приложение………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансам.docx

— 105.20 Кб (Скачать документ)

С момента перехода на упрощенную систему налогообложения малые предприятия не обязаны будут вести обычный бухучет. Предприниматель сможет вместо метода начисления использовать кассовый метод, то есть, платить налог, когда получит деньги, а не после прохождения сделки по документам. Это нововведение связано с радикальным упрощением бухучета — теперь достаточно просто вести книгу покупок и продаж.

Однако вроде бы хороший законопроект имел серьезные огрехи, из-за которых его положительное действие было ослаблено. Прежде всего, это такие признаки отнесения предприятий к «малым», что далеко не все малые предприятия могут воспользоваться льготной налоговой системой.

«Необычайно жесткие ограничения  по численности и доходу не позволяют всем малым предприятиям пользоваться упрощенной системой налогообложения. Двадцать человек и десять миллионов годового оборота — это издевательство. Это относится к старушкам, торгующим хлебом на улице. Сама идея уплаты единого налога на совокупный доход правильная, но она должна относиться не только к малому, но и к среднему бизнесу. Они различаются в наших условиях только юридически, фактически же оба они — конкурентные и нуждаются в одинаковых условиях. Средний бизнес довольно легко юридически маскируется под малый», — считает Александр Аузан.

Другая серьезная проблема — жесткие ограничения по доходу, которые создадут большие сложности для предпринимателей. Пока у малого предприятия объем годовой выручки, например, 9 млн рублей, он ведет простой учет налогов, если же его выручка увеличилась до 11 млн — он должен возвращаться в систему двойного учета (просчитав в ней все свои предыдущие доходы по другой схеме, наняв целый штат бухгалтеров). Затем выручка опять может снизиться и так далее. Чехарда, да и только.

По закону возможность перехода на вмененный налог определяют региональные власти, а ставка налога частично устанавливается законодательством, частично — региональными властями. Последнее не может не тревожить. Нынешняя практика местных властей в отношении малого бизнеса удручает. Во многих регионах вмененный налог огромный, и платить его просто невозможно. В следствии этого большая часть предприятий уходит в тень. «Я не знаю ни одной фирмы в Новосибирске, — говорит директор относительно мелкой торгово-производственной фирмы, — которая бы работала бы „в белую“, без „серых“ структур, через которые можно проводить деньги. А есть и такие, которые существуют вообще без регистрации. Там все расчеты идут за наличные». По его словам, они не позволяют компании полноценно развиваться, потому фирма вынуждена уходить от уплаты налогов. В течение квартала деньги, поступающие на счет предприятия, оперативно переводятся другой, «серой» фирме, которая фактически и выступает хозяйствующим субъектом. «Белая» только отчитывается перед налоговыми органами. В результате государству выплачивается как минимум в пять раз меньше, чем положено по закону Введение административных барьеров зачастую связано с попыткой пресечь разворовывание и нецелевого использования налогов. В частности, очень много вопросов вызывает использования дорожного налога – деньги вроде берут, а дороги лучше не становятся. Поэтому многие налогоплательщики различными путями уходят от уплаты налогов, так как не видят их эффективного целевого использования.

2.4 Сложность использование налоговых льгот

Не смотря на большие ставки налогов они  все же имеют гибкие льготы. Вот  только воспользоваться ими порой  очень проблематично или почти  невозможно. В частности это было показано выше при объяснении ЕНВД.

Так же связи с принятием гл. 25 НК РФ произошло ослабление системы льгот по налогу на прибыль. Такое изменение привело к частичной утрате регулирующих свойств налога на прибыль. Политика снижения ставки по налогу на прибыль при всей ее значимости не может эффективно влиять на определенные сферы и направления экономической деятельности.

Вопрос  предоставления льгот в налоговой  системе сложен и неоднозначен, поскольку  здесь вступают в антагонизм фискальная функция пополнения бюджета и стимулирующая функция развития производства.  Федеральная Налоговая Служба нашла выход для себя из этой ситуации просто усилив административные барьеры.

3. Проблема налогообложения и пути  решения

Как было сказано выше, налогообложение в  РФ имеет много проблем связанных  в основном с административными  трудностями и налоговыми ставками как таковыми. А если конкретнее, то 2 группы проблем налогообложения  в России:

  1. Проблемы в организации налоговой системы:
    1. сложный бюрократических аппарат;
    2. большое количество сотрудников;
    3. Высокая себестоимость сбора налогов;
    4. низкий уровень собираемости налогов.
  2. Проблемы налогового режима:
    1. нестабильность налогового законодательства
    2. Большое количество видов налогов и сборов
    3. НДФЛ не учитывает уровень доходов физического лица;
    4. НДПИ не учитывает особенности месторождения;
    5. высокая ставка НДС
  • 3.1 Проблемы в организации налоговой системы

    Система Российского налогообложения состоит  из двух субъектов – Федеральной  налоговой службы и Таможенной службы. Не смотря на четкую законодательную  регламентацию деятельности как  той, так и другой службы, очень  часто происходит столкновения в  налоговых базах для тех или  иных товаров. Все это приводит к  конфликтам и затормаживанию товарооборота  в стране. Поэтому необходимо провести реорганизацию Федеральной

    налоговой и таможенной службы в Единую налоговую  службу.

      Говоря о себестоимости сбора налогов можно просто привести статистику. Так для сбора 100 рублей в России необходимо потратить 2 рубля, то есть 2% от суммы, а в США для сбора 100$ достаточно потратить 50 центов, то есть 0,5% от суммы. От сюда ясно видно что система налогообложения в России как минимум в 4 раза хуже чем в развитых странах. Единого способа оптимизации при этой проблеме нет – но пожалуй лучшим является сокращение аппарата чиновников занимающихся  налогообложением.  

    Вопрос о низкой собираемости налогов сводится к уходу бизнеса  в «тень». И это неудивительно  при столь высоких ставках  и непонятном использовании налогов. Поражает только попытки государства  к выводу бизнеса из тени – наиболее используемой при этом попыткой является налоговая амнистия. К одной из них относится закон «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами». Целью законопроекта являлось обеспечение возможности граждан в упрощенном порядке задекларировать доходы, полученные до 1 января 2006 г. и подлежащие налогообложению в России, посредством уплаты декларационного платежа. Фактически это означает налоговую амнистию. Предполагается, что амнистировать капитал, полученный после 2001 года, можно будет в течение 2007−го. Граждане должны будут в любом банке перечислить платеж в размере 13% от заявляемой суммы на спецсчет в федеральном казначействе. Полученная в банке квитанция будет считаться бумагой, защищающей от дальнейших преследований налоговиков в рамках заявленных сумм. Законопроект не распространяется на физических лиц, в отношении которых вина за совершение преступлений, предусмотренных статьей 198 Уголовного кодекса РФ, установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Амнистия также распространяется только на нарушения при декларировании доходов, но не касается иных правонарушений. То есть фактически будет опасно декларировать свои средства и тем физлицам, которые могут быть обвинены в правонарушениях, сопутствующих налоговым. По мнению экспертов, это зачеркивает весь смысл налоговой амнистии. Ведь неуплата налогов всегда сопряжена с отмыванием денег, сопровождается нарушениями законодательства о предпринимательской деятельности, валютного и таможенного законодательства. Узнав о том, что некое физлицо амнистировало свой капитал, правоохранительные органы легко найдут и покарают человека за другие нарушения. «Это очень снижает привлекательность амнистии, хотя вроде бы декларируется тот факт, что налоговые и правоохранительные органы не будут знать об уплате налога данным физлицом», — считает председатель экспертного совета комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаил Орлов. «К тому же предложения не предусматривают механизм защиты налогоплательщика, — говорит Орлов. — Нет уверенности в том, что полученная в банке квитанция сможет тебя защитить перед нападками налоговых органов – ведь не дается никакой государственной налоговой декларации, которая официально могла бы реабилитировать».

    3.2 Проблемы налогового режима

    На данных проблемах мы остановимся поподробнее, поскольку именно в них скрыта экономическая суть вопроса.

    1. Нестабильность налогового законодательства. Так за один срок работы федерального собрания налоговая ставка и налоговая база может быть изменена не один раз, что серьезно затрудняет жизнь всем субъектам экономики. Как следствие, выходом из данной ситуации может являться законодательный запрет на подобные действия власти.
    2. Большое количество видов налогов и сборов. Как показано в приложении, разнообразных налогов и сборов в России больше 20. Даже, несмотря на то, что они созданы для разных отраслей экономики, не позволят в полной мере грамотно вести налоговый учет. Все это ведет к запутанной «серой» бухгалтерии и переходу части дохода в «тень». Выходом из данной проблемы может стать ввод единого налога на доходы субъекта, а, учитывая, что положительный опыт в этом уже имеется можно смело ожидать роста налоговых поступлений.  
    3. Отсутствие пропорциональных ставок налогов. Как известно НДФЛ в нашей стране составляет 13% от суммы доходов любого физического лица. То есть, нет никакой разницы в налоговых базах. Эта уравниловка выгодна богатейшим классам и дискредитирует средние и беднейшие классы общества. Поэтому в Госдуму внесли на рассмотрение поправки в статью 224 второй части Налогового кодекса РФ, которые устанавливают прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц. Депутаты в законопроекте предлагают доходы до 60 тыс. рублей в год освободить от налога на доходы физических лиц, а доход от 60 до 120 тыс. рублей в год облагать налогом по ставке 10%. С дохода от 120 тыс. до 1,2 млн рублей в год предлагается взимать налог по ставке 13%. Доход от 1,2 до 3,6 млн рублей в год — по ставке 20%, а все, что свыше, — по ставке 30%.Авторы законопроекта полагают, что данный подход к налогообложению доходов физических лиц позволит облегчить налоговое бремя беднейших слоев населения и увеличить налоговые поступления в бюджет от повышенного налогообложения сверхдоходов.
    4. Отсутствие дифференциации налога на добычу полезных ископаемых. НДПИ совершенно не учитывает качество месторождений и прочие особенности добычи ресурса. Это ведет к закрытию части месторождений как нерентабельных, как следствие к снижению совокупной добычи и уменьшению налоговой базы.  Выходом здесь является пересмотр ставок налога, что в условиях благоприятной конъюнктуры особенно актуально.
    5. Высокая ставка НДС. Об этом уже говорилось выше. Повторюсь – для увеличения эффективности этого налога следует либо снизить ставку до 15%, но сохранить льготы, либо снизить ставку до 10% без сохранения льгот. Так же можно заменить НДС региональным налогом с продаж.

    Все предложенные меры позволят сделать систему налогообложения  более эффективной, гибкой и справедливой, что в конечном итоге приведет к улучшению экономики страны и конкурентоспособности отечественного производителя.

     

     

    Заключение

    Подводя итоги выше сказанному можно кратко сформулировать следующие  положения:

    1. налоги – это неотъемлемая часть государства, позволяющая ему осуществлять свои функции посредством поддержки аппарата управления страной; сглаживать социальную напряженность, проводя перераспределительную политику; стимулировать развитие бизнеса за счет налоговых льгот.
    2. Налогообложение в России имеет ряд проблем как бюрократического (большой штат чиновников, административные барьеры и т.п.), так и экономического характера(высокие налоговые ставки, большое количество видов налогов, отсутствие пропорциональности в налогообложении)
    3. Попытки государства сделать налогообложение более гибким приводят к еще большей чопорности налогообложения в целом, так как все изменения проходят без согласования с бизнес-структурами и не отражают реальные потребности субъектов экономики, а просто создают дополнительные барьеры.
    4. Выходом из данной ситуации может служить коренной пересмотр налоговой политики, ставок и тарифов. Необходимо введение пропорциональной системы налогообложения и упрощение организации налоговой системы. Положительный опыт в проведении  данных мероприятий уже имеется, что говорит о реальной возможности внедрения этих систем повсеместно. Положительные результаты возможны уже через 2 года.
    5. Все в целом позволит оптимизировать налоговую систему и в целом улучшить состояние экономики России.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Литература

    1. Налоговый кодекс РФ
    2. Федеральные законы О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования
    3. www.minfin.ru
    4. Журнал «Налоги» №2 за 2006 год
    5. Журнал «Налоги» №33 за 2006 год
    6. Всероссийский статистический справочник за 2006 год
    7. М.В. Романовский  «Финансы». Учебник для Вузов 2005 года.
    8. www.rosec.ru
    9. Журнал «Финансы и кредит». 2005 №3
    10. Журнал «Вопросы экономики». 2004 №10-11
    11. Журнал «Налоги и налогообложение». 2004 №4, 7, 11
    12. Журнал «Налоги и налогообложение». 2005 №1, 4, 6
    13. Журнал «Налоги и налогообложение». 2004 №10-12
    14. Горский И.В. «Налоги в рыночной экономике» 2006 год
    15. Сангинова Л.Д. «Налогообложение имущества физических лиц в рыночной экономике» 2004 год.

    Информация о работе Понятие налогов и их элементы