Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:47, курсовая работа
Система налогообложения для любой страны является показателем эффективности финансового контроля. Она отражает доходы страны и стимулирует экономику. То есть чем эффективней система, тем выше уровень экономики и как следствие уровень жизни в стране. Кроме того, система налогообложения является всеобъемлющей и касается каждого субъекта экономики, поэтому ее эффективность отражается на каждом человеке.
Введение 3
1. Понятие налогов и их элементы 4
1.1 Понятие и сущность налогов 4
1.2 Виды налогво и их характеристики 6
1.3 Субъект и объект налогообложения 9
1.4 Налоговая база и налоговый период 10
1.5 Налоговые ставки и методы налогообложения 11
2. Изменения в современном Российском налогообложении 15
2.1 Административные барьеры 15
2.2 Высокие налоговые ставки 17
2.3 Сложность использование налоговых льгот 19
3. Проблема налогообложения и пути решения 20
3.1 Проблемы в организации налоговой системы 20
3.2 Проблемы налогового режима 21
Заключение……………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………………24
Приложение………………………………………………
2)Пропорциональное налогообложение предполагает установление для каждого налогоплательщика фиксированной ставки, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При таком методе налогообложения налог растет пропорционально росту налоговой базы.
Большинство российских налогов строятся на основе пропорционального метода. Так, налог на прибыль предполагает установление единой ставки (не зависящей от величины полученной прибыли): 5% - федеральная составляющая, 17% -максимально возможная ставка субъектов Федерации и 2% -муниципальная составляющая налоговой ставки. С 2001 г. налог на доходы физических лиц в России также взимается на основе пропорционального метода налогообложения.
3)Прогрессивное налогообложение предполагает рост налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы. Этот вид налогообложения используется, как правило, при обложении доходов и реже при обложении имущества. Выделяют несколько возможных подходов к построению прогрессии в налогообложении:
а) При простой поразрядной прогрессии выделяются ступени, или разряды, налогооблагаемой базы и для каждого разряда устанавливается налоговый оклад в твердой сумме. Например, первый разряд составляет от 1 до 1000 руб., второй - от 1001 до 5000, третий - от 5001 до 10 000, четвертый - от 10 001 до 15 000 руб. и т.д. Для каждого из названных разрядов устанавливается сумма налога. Например, для первого разряда - 1 руб., для второго - 100, для третьего - 500 руб. и т.д. В современных условиях такая система практически не используется, поскольку при ее построении невозможно обеспечить прогрессивность в рамках разрядов. Более того, чем шире рамки разрядов, тем менее справедлива данная схема.
б) При простой относительной прогрессии устанавливают разряды и фиксированные ставки по этим разрядам, применяемые ко всей сумме налоговой базы по каждому разряду. Так, для первого разряда ставка может составить 2%, для второго -8, для третьего - 10, для четвертого - 15% и т.д. Эти ставки должны применяться ко всей сумме полученного дохода. Неудобство данного подхода построения прогрессии связано с тем, что на стыках разрядов при относительно незначительных различиях в полученных доходах (например, 9999 и 10 000 руб.) различия в уровне фактических налоговых ставок будут весьма ощутимы - 999 и 1500 руб.
в) Сложная прогрессия наиболее часто встречается в современных налоговых системах. Суть ее заключается в распределении дохода (или налоговой базы иного вида) на несколько разрядов и применении налоговой ставки к части полученного дохода, попавшей в данный разряд. Фактически это означает, что предельная налоговая ставка применяется не ко всему объему налоговой базы, а только к ее части, соответствующей данному разряду. С 2001 г. в отечественной налоговой системе на основе прогрессии установлены ставки лишь двух налогов - на имущество физических лиц и с наследства и дарения.
4)В рамках моделей налогообложения самостоятельное направление представляет регрессивное налогообложение. Строго говоря, регрессивное налогообложение можно рассматривать как разновидность прогрессивного, но предполагающего отрицательный коэффициент прогрессии. При регрессивном налогообложении налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а, напротив, снижается. В чистом виде данный метод в современной экономической практике встречается крайне редко. Тем не менее российская налоговая система начиная с 2001 г. использует регрессивный метод налогообложения при установлении единого социального налога. Однако если рассматривать не номинальные (предельные) налоговые ставки, а экономические и соотносить сумму уплаченных налогов с общим объемом доходов налогоплательщика, то среди современных налогов можно найти много регрессивных, в том числе практически все косвенные налоги - НДС, акцизы, таможенные пошлины.
Строго говоря, регрессивность налогообложения косвенными налогами имеет место в отношении не налогоплательщиков (каковыми являются предприятия и иные юридические лица), а носителя налогов - населения. При прочих равных условиях, чем ниже уровень доходов того или иного человека, той или иной социальной группы, тем большую долю в его доходах составляют косвенные налоги.
Говоря об изменениях произошедших в налогообложении необходимо начать с проблем в этой сфере в России. Подробнее проблемы будут рассмотрены ниже, сейчас же ограничимся их перечислением:
Все изменения, произошедшие за последние 7 лет, в Налоговом кодексе были направлены на устранение этих проблем. Однако говорить об успехах или повышении эффективности налогообложения не приходится.
Бизнес-структуры
не раз обращались к Министерству
финансов и Федеральной налоговой
службе с предложениями по повышению
эффективности налогообложения
и созданию более благоприятной
рыночной среды для ведения
Предложения Минфина по изменению Налогового кодекса, внесенные в Госдуму в 2006 году, бизнесмены и депутаты назвали ни больше, ни меньше как легализацией того самого налогового террора6. Кроме того, депутаты обращали внимание на тот факт, что предложения бизнеса Минфин практически проигнорировал. Комитет Госдумы по бюджету и налогам, рекомендуя документ к принятию в первом чтении, дал законопроекту заключение, в котором почти на 20 страницах перечисляются его недостатки.
Тем не менее, в первом чтении документ был принят. Главное требование предпринимателей — ограничить проверочную деятельность налоговиков — федеральные власти в результате не выполнили. Новые поправки к Налоговому кодексу, напротив, дают право налоговым инспекциям требовать от налогоплательщиков предоставлять даже те документы, которые не предусмотрены Налоговым кодексом и находятся вне рамок выездной проверки. Более того, в поправках говорится, что список этих документов будет сформирован и утвержден главой Минфина, что фактически означает появление в скором времени двух перечней. Один будет прописан в кодексе, другой — подписан министром финансов. Разумеется, это еще больше расширяет полномочия налоговых инспекций.
В поправках установлено, кроме того, что выездные проверки одного налогоплательщика не могут проводиться более двух раз в течение одного календарного года. Предельный срок проведения такой проверки — два месяца, а для организаций с обособленными подразделениями — три. Но по решению высших инстанций срок проверки бухгалтерской отчетности налогоплательщиков может продлеваться. На фоне этого заявление Федеральной налоговой службы о намерении добиться 100−процентной результативности выездных проверок дало повод предполагать, что теперь инспекторы не имеют право закончить проверку без доначислений — они просто обязаны найти нарушения у всех проверяемых7. Дальше — больше. Уже вступили в силу несколько важнейших поправок к Налоговому кодексу, которые фактически лишают предпринимателей права на защиту от фискального произвола. С 1 января 2006 года вводится внесудебное списание штрафов. Теперь штрафы — до 50 тыс. рублей для организаций и до 5 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей — могут быть списаны с их счетов без решения суда. Понятно, что чиновники руководствуются благими намерениями — хотят снизить нагрузку на арбитражные суды. Понятно и другое: у налоговиков появилось еще больше возможностей не церемониться с налогоплательщиками. И пока налоговый инспектор диктует правила игры, по-своему трактуя законы, бизнесу придется несладко. Кстати, предложение депутатов Госдумы о презумпции добросовестности налогоплательщика тоже принято не было. Чиновников смутило слово «добросовестность», как не странно…
Разумеется, в интересах регионов смягчить последствия нововведений. Чтобы избежать длительных проверок и дополнительных доначислений, предприниматели будут пользоваться традиционными и новыми схемами ухода от налогового контроля, а значит, и от уплаты налогов. Регионы в этом случае первыми рискуют потерять налогооблагаемую базу и остаться без налоговых поступлений. По закону отчисления в федеральный бюджет считаются приоритетными.
Создание стимулов для развития налоговой базы регионов невозможно без реализации особой налоговой политики в отношении малого бизнеса. Налоговый кодекс предусматривает два специальных налоговых режима (то есть особого, более простого порядка налогообложения), прежде всего для малого бизнеса. Это упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход (ЕНВД) от определенных видов деятельности, которые заменяют одним налогом совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов8.
Предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, не ведут бухгалтерский и налоговый учет. Налоговые обязательства определяют в упрощенном порядке по своему выбору либо как 6% от полученной выручки, либо 15% от выручки минус расходы. Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным для налогоплательщика.
В свою очередь единый налог на вмененный доход применяется только в отношении строго определенных видов деятельности, закрытый перечень которых определен Налоговым кодексом Российской Федерации. Это виды, ориентированные на конечного потребителя, расчеты по которым производятся наличными деньгами. «Вмененка» является компромиссным решением, которое, с одной стороны, позволяет в значительной степени упростить налоговый контроль, а с другой — обеспечить приемлемый уровень поступлений9 (смотри ниже). Размер налога в данной системе налогообложения исчисляется исходя из показателей, определяющих доходность: площади магазина, количества работников и т. д. Таким образом, с 1 января 2006 года полномочия региональных властей в сфере налогообложения малого и среднего бизнеса не столь обширны. Представительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе только «предусмотреть возможность использования упрощенной системы налогообложения на основании патента индивидуальными предпринимателями на основании норм ст. 346.25.1 Налогового кодекса». Получается, что в какой-то степени местные власти могут облегчить жизнь предпринимателям и в сфере налогообложения. Пойдут ли они на такой шаг — другой вопрос. Ведь предоставляемые бизнесу преференции могут дать свои плоды не скоро, а бюджет надо пополнять сейчас.
Теперь поговорим об изменениях в ставках налогов. За последние три года не раз поднимался вопрос о пересмотре налога на добавленную стоимость. Совсем недавно министр финансов Алексей Кудрин поставил вопрос о снижении ставки налога с 18% до 12% с отменой всех льгот по налогу10. Однако для многих товаров облагаемых по льготному тарифу(сельское хозяйство, медицинские препараты, товары для детей) изменения нанесут серьезный удар. Эти отрасли просто не готовы к таким кардинальным изменениям и переходу к полноценным рыночным условиям. По заявлению министра сельского хозяйства Гордеева А.В. изменение ставки НДС возможно провести до уровня 10% без сохранения льгот, либо 15% но с сохранением льгот для отдельных отраслей.
Так же немаловажным изменением
для бизнеса стало введение упрощенной
системы налогообложения и
С упрощенной системой налогообложения вроде бы все в порядке. Теперь вместо пяти налогов малые предприятия будут платить только один. Единый социальный налог будет отменен, остальные четыре — налог на прибыль, НДС, налог с продаж и налог на имущество — объединены. Ставка нового налога вроде бы предельно низкая. Объект действия нового закона — субъекты малого предпринимательства (организации и индивидуальные предприниматели). Для тех, чья деятельность относится к сфере услуг, предусмотрена уплата единого налога на вмененный доход. Размер вмененного налога определяется федеральным законодательством и региональными властями. Предприниматели, перешедшие на уплату вмененного налога, освобождаются от уплаты всех остальных налогов, кроме пенсионного взноса.
Предприятия, которые не платят единый налог на вмененный доход и объем годовой выручки, которых не превышает 10 млн. рублей, а количество работников — не более 20 человек, могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Они будут платить либо налог с выручки, либо налог по разнице между доходами и расходами. Размер налогов, по предварительным данным, составит 8 и 20% соответственно.