Понятие налогов и их элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание

Система налогообложения для любой страны является показателем эффективности финансового контроля. Она отражает доходы страны и стимулирует экономику. То есть чем эффективней система, тем выше уровень экономики и как следствие уровень жизни в стране. Кроме того, система налогообложения является всеобъемлющей и касается каждого субъекта экономики, поэтому ее эффективность отражается на каждом человеке.

Содержание

Введение 3
1. Понятие налогов и их элементы 4
1.1 Понятие и сущность налогов 4
1.2 Виды налогво и их характеристики 6
1.3 Субъект и объект налогообложения 9
1.4 Налоговая база и налоговый период 10
1.5 Налоговые ставки и методы налогообложения 11
2. Изменения в современном Российском налогообложении 15
2.1 Административные барьеры 15
2.2 Высокие налоговые ставки 17
2.3 Сложность использование налоговых льгот 19
3. Проблема налогообложения и пути решения 20
3.1 Проблемы в организации налоговой системы 20
3.2 Проблемы налогового режима 21
Заключение……………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………………24
Приложение………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансам.docx

— 105.20 Кб (Скачать документ)

б) Целевые налоги в отличие от общих вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет (общий фонд финансовых средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные фонды или целевые бюджетные фонды. Только такой режим позволяет контролировать целевое использование указанных средств.

3) По характеру властной компетенции налоги подразделяют на государственные и местные.

а) Государственные налоги вводятся законодательными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги поступают в государственный бюджет. Часть из них может зачисляться в доход местных бюджетов.

В Российской Федерации можно выделить две  составляющие государственного устройства - федеральную и субфедеральную (субъекты Федерации). Соответственно к государственным налогам относятся как федеральные налоги, так и налоги субъектов Федерации.

б) Местные налоги устанавливаются на основании решений органов местного самоуправления и зачисляются, как правило, только в доход местных бюджетов.                                                                                                                                                                                             

Статьи 13-15 Налогового кодекса РФ (часть  первая) содержат перечень федеральных, региональных и местных налогов, несколько отличающийся от вышеприведенного.

Федеральные налоги:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  • налог на прибыль (доход) организаций;
  • налог на доходы от капитала;
  • налог на доходы физических лиц;
  • единый социальный налог;
  • государственная пошлина;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • налог на пользование недрами;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • лесной налог;
  • водный налог;
  • экологический налог;
  • федеральные лицензионные сборы.

    Региональные налоги и сборы:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на недвижимость;
  • дорожный налог;
  • транспортный налог;
  • налог с продаж;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.

Местные налоги  и сборы:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на рекламу;
  • налог на наследование или дарение;
  • местные лицензионные сборы.

 

4) В Российской Федерации достаточно широко используется еще один критерий классификации имеющихся налогов и сборов - в зависимости от принципа, положенного в основу при определении адресата - получателя средств от данного налога (конкретного бюджета). Исходя из этого принципа налоги разделяются на собственные (закрепленные) и регулирующие.

а) Собственные (закрепленные) - это налоги, которые на длительный срок полностью или частично закрепляются за тем или иным бюджетом в качестве источников его финансирования. Так, налог на имущество предприятий является собственным налогом субъектов Федерации. Средства от данного налога закреплены за бюджетами субъектов РФ, это их собственные налоги и собственные источники доходов. Субъекты РФ обязаны оставлять часть поступлений от данного налога в тех муниципалитетах, на территории которых расположены соответствующие имущественные объекты. Собственным налогом является и таможенная пошлина для федерального бюджета, поскольку поступления от данного налога формируют доход федерального бюджета.

б) Регулирующие - это налоги, отчисления (нормативы или иной механизм распределения) от которых могут пересматриваться ежегодно в процессе формирования бюджета соответствующего уровня на будущий год. К регулирующим налогам относятся акцизы, налог на доходы физических лиц2. НДС в 1992-2000 гг. распределялся между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации по нормативам. В 2001-2004 гг. этот налог полностью поступает в доход федерального бюджета. Эти два налога - налог на доходы физических лиц и НДС - являются регулирующими в отношениях между федеральным и субфедеральными (региональными) бюджетами.

1.3 Субъект и  объект налогообложения

Субъект налогообложения - лицо, на которое законом возлагается обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Следует различать  понятия «субъект налога» и «носитель  налога». Второе понятие носит не столько юридический характер (закон не определяет, кто является носителем налога), сколько экономический. В отношении многих налогов не всегда возможно определить, кто (какое юридическое или физическое лицо) является носителем налога или носителем налогового бремени того или иного налога.

Разграничение понятий «субъект» и «носитель» налога возникает вследствие переложения налога. Лицо, на которое законом возлагается обязанность уплатить налог за счет собственных средств (субъект налога), имеет возможность включить уплаченную им сумму в цену продаваемого им товара (или оказываемой услуги) и переложить этот налог на другое лицо. Последнее, если не сможет, в свою очередь, переложить налог, будет его носителем. Фактически носитель налога - это лицо или лица, которые в результате переложения налога несут всю тяжесть налогового бремени.

Для налогоплательщика  важным является указание на необходимость уплаты налога за счет собственных средств. Это означает, что уплата налога должна приводить к сокращению доходов налогоплательщика. Данное положение фактически означает запрет налоговых оговорок, под которыми обычно понимается перекладывание обязанности уплатить налог на иное лицо.

Предусмотренная законодательством обязанность  уплатить налог за счет собственных  средств еще не означает необходимости для налогоплательщика делать это самостоятельно. Законодательство (гл. 4 Налогового кодекса РФ) предусматривает возможность уплаты налога за налогоплательщика его представителем (ст. 27 и 29 НК РФ). Налоговые представители могут быть законными (по закону) и уполномоченными (по назначению).

 Под объектом налогообложения понимаются юридические факты, действия, обстоятельства, события, обусловливающие возникновение обязанности заплатить налог.

Предмет налогообложения - это некий физический факт (предмет), в отношении которого совершаются действия, влекущие за собой обязанность уплаты налога.

Существует  определенная система взаимодействия между отдельными элементами закона о налоге. Например, субъект и  объект налогообложения находятся  в известной взаимозависимости. Если тот или иной налог строится исходя из определения субъекта налогообложения, то определение объекта налогообложения вторично по отношению к субъекту. Так, при налоге на доходы физических лиц первично определение налогоплательщика -физического лица с постоянным местожительством в России. Именно для такого лица рассматривается, какие из его доходов подлежат налогообложению и по какой ставке; на первом месте стоит определение субъекта налога – налогоплательщика.

1.4 Налоговая база  и налоговый период

Налоговая база представляет собой количественную оценку (или количественное выражение) предмета налогообложения.

Когда налоговая  база изначально выражается в денежных единицах, она фактически является частью предмета налогообложения. Например, налоговая база по налогу на прибыль представляет собой часть полученной прибыли, а налоговая база по НДС - часть суммы (или всю сумму) реализации продукции.

Если  налоговая база изначально не может  быть выражена в денежных единицах, а представляет собой некоторые  материально-вещественные параметры, возникает проблема определения масштаба налога.

Масштаб налога - это физическая характеристика или параметр, положенный в основу формирования налоговой базы. Рассмотрим все тот же пример с автомобилем. Когда речь 'вдет о факте реализации автомобиля и возникает вопрос об уплате НДС, налоговая база представляет собой часть выручки от реализации, а масштаб налога - рубль объема реализации. Когда речь идет об уплате транспортного налога, налоговой базой является мощность двигателя, а масштабом налога - киловатт или лошадиная сила. Если речь идет о таможенных пошлинах, налоговой базой является таможенная стоимость товара, а масштабом налога - единица, в которой измеряется таможенная стоимость товара (например, доллар).

Отдельный элемент любого налога, непосредственно  связанный с масштабом налога, - это единица обложения, т.е. единица масштаба налогообложения, которая используется  для количественного определения налоговой базы.    Таким образом, если масштабом транспортного налога является мощность двигателя в лошадиных силах, то единица I  налогообложения - 1 лошадиная сила.

К числу  других существенных элементов закона о налоге следует отнести налоговый период - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и окончательно определяются масштабы налогового обязательства. Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 55) налоговый период - это «календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате». Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает, что по НДС и акцизам налоговый период равен одному месяцу3, а по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу - одному году.4

1.5 Налоговые ставки  и методы налогообложения

Налоговая ставка представляет собой сумму налога, подлежащую уплате, приходящуюся на единицу налогообложения. В зависимости от типа группировки налоговые ставки могут различаться:

        • по методу установления - твердые и процентные. Иначе эти виды ставок называют специфическими и адвалорными5;
        • по экономическому содержанию - предельные (или маргинальные), фактические (средние или эффективные) и экономические.

При установлении налоговых ставок в виде специфических ставок (твердых сумм) в законе фиксируется определенная твердая сумма налога, подлежащая уплате с единицы обложения. Например, при обложении земельным налогом в г. Москве для первой территориально-экономической зоны города (внутри Садового кольца) установлена базовая ставка 300 277 руб. с гектара, а для 13-й зоны (район Сокольников) -39 742 руб. с гектара. Аналогично в виде твердых ставок установлены ставки транспортного налога, большинства акцизов, таможенных пошлин и некоторые другие.

Адвалорные (процентные) ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения. Например, ставка налога на прибыль (в федеральной ее части) составляет 5% с каждого рубля полученной и подлежащей налогообложению прибыли.

Наиболее  яркий пример использования сочетания  специфических и адвалорных ставок - обложение акцизами. Основные категории подакцизных товаров, такие, как алкогольная и табачная продукция, облагаются с использованием твердых, или специфических ставок.

Предельные налоговые  ставки - это номинальные налоговые ставки, указанные в соответствующих законодательных актах.

Фактическая (или средняя) налоговая ставка представляет собой отношение реально уплаченной суммы налога к расчетной величине налоговой базы.

Экономическая ставка налога - это отношение всей суммы уплаченного налога ко всему полученному доходу налогоплательщика.

С проблемой  установления налоговых ставок непосредственно связан применяемый в каждом конкретном случае метод налогообложения, т.е. порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют  следующие методы налогообложения:

  • равное;
  • пропорциональное;
  • прогрессивное;
  • регрессивное.

1)Равное налогообложение предполагает установление фиксированной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговыми ставками и налоговой базой. Примером такого равного налогообложения может служить подушный налог, исторически один из наиболее ранних. В Японии, например, взимается 3200 иен в год с каждого жителя, а во Франции этот налог задействован в качестве одного из источников формирования местных бюджетов.

Информация о работе Понятие налогов и их элементы