Портфельный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:52, доклад

Описание

Понятие и сущность портфельного инвестирования. Инвестиционный портфель и портфель ценных бумаг. Виды инвестиционных портфелей и портфелей ценных бумаг
Главная проблема любой экономики — это проблема денег. Деньги как товар при условиях инфляции существуют в излишке, тем не менее при условиях активизации инвестиционного процесса и стабилизации денежной единицы ощущается острый недостаток их.

Работа состоит из  1 файл

Понятие и сущность портфельного инвестирования.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

Понятие и сущность портфельного инвестирования. Инвестиционный портфель и портфель ценных бумаг. Виды инвестиционных портфелей и портфелей  ценных бумаг 

 Главная проблема  любой экономики — это проблема  денег. Деньги как товар при  условиях инфляции существуют в излишке, тем не менее при условиях активизации инвестиционного процесса и стабилизации денежной единицы ощущается острый недостаток их.

 Общество  распределяется на две слои. Преобладающая  часть населения не знает, как  заработать деньги, вместе с тем  меньшая часть — куда активнее, не знает, как их использовать. Такие условия создают благоприятную среду для развития кредитно-инвестиционных отношений.

 На современном  этапе экономического развития  инвестиционная активность индивидуальных  инвесторов и юридических лиц предусматривает вложение избыточных (временно свободных) средств не в один, а в большое количество инвестиционных объектов, генерируя тем самым определенную диверсифицированую совокупность их.

 Такой метод  достал название «портфельное  инвестирование» (рис. 1.1). 
 
 

 Рис. 1.1. Портфельное  инвестирование и его субъекты

 На рис. 1.2 приведенная обобщенная схема  взаимосвязи объектов и субъектов  портфельного инвестирования. 
 
 

 Рис. 1.2. Взаимодействие  объектов и субъектов 

 портфельного  инвестирования 

Инвестиционный  портфель — это целеустремленно  сформированная совокупность объектов финансового и/или реального инвестирования, предназначенная для реализации предварительно разработанной стратегии, которая определяет инвестиционную цель.

 Управление  портфелем нуждается во взвешенном подходе и дает наилучшие результаты благодаря тщательному анализу потребностей инвестора, а также приемлемых для включения в портфель инвестиционных инструментов. При формировании портфеля следует учитывать такие условия: необходимый уровень текущего дохода, сохранение и прирост капитала, налоговые аспекты, риск и т.п.. 

 Каждый из  этих факторов и их комбинации  сыграют весомую роль во время  определения типа портфеля, который  отвечает инвестиционным целям  определенного инвестора.

 При нынешних  условиях портфель можно формировать  как совокупность определенного  количества объектов реального  и / или финансового инвестирования  за счет соответствующего вида  инвестиционных инструментов согласно  действующему законодательству. 

 Как показано на рис. 1.1, формирование кредитного портфеля является прерогативой коммерческих банков, хотя во многих странах

 эта деятельность  разрешена и другим институтам  парабанковской системы. 

 В мировой  практике в деятельности коммерческих  банков кредитные портфели и портфели ценных бумаг имеют много общего.

 Прежде всего  это важнейшие виды банковской  деятельности, направленные на выпуск  в обращение соответствующих  финансовых инструментов с целью  получения прибыли. 

 Главным критерием  при формировании и дальнейшем функционировании обеих видов портфелей есть их доходность, и поскольку заемные и инвестиционные операции являются самыми пибыльными в банковской деятельности, они имеют наибольший удельный вес в составе активов коммерческого банка. Вместе из тем принадлежность этих активов к разным портфелям объясняет существенные отличия между ними. 

 Заем —  это вложение средств на относительно  сжатый срок при условии возвращения  ее или ее эквивалента в  сумме, которая превышает начальную  на сумму процентов. Инвестирование, в отличие от займа, — это использование собственных и привлеченных средств банка путем обращения на рынке ценных бумаг с целью получения прибыли в течение относительно продолжительного времени.

 Клиент обращается  в банк с целью получения  средств, которых ему бракует на определенный момент для осуществления предпринимательской деятельности. Он, как правило, является инициатором кредитного соглашения. Во время инвестирования банк инициирует вложение средств в ценные бумаги с целью получения прибыли. 

 В случае  кредитования банк есть главным  и единым или одним из немногих  кредиторов, вместе с тем инвестирование  предусматривает значительное количество  инвесторов (акционеров). Из этого  явствует еще одно отличие  между портфелями: предоставление  займа предопределяет личные отношения между должником и кредитором, тогда как инвестирование есть отделенной обезличенной деятельностью банка. 
 
 
 

2.1. Портфельный  анализ 

  

Термин «портфолио», возникший в сфере финансов, означает «оптимальный с точки зрения сочетания риска и доходности набор инвестиций». Применительно к предприятию портфолио-анализ представляет собой распределение его деятельности по отдельным стратегиям относительно продуктов и рынков. Это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет потенциальные возможности на рынке и формирует новые стратегии. 

Портфельный анализ — это инструмент, с помощью  которого предприятие оценивает  свою хозяйственную деятельность с  целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления  и прекращения или сокращения инвестиций в неэффективные проекты. Таким образом он обеспечивает ясное представление о затратах и прибыли диверсифицированной фирмы. 

Основным приемом  портфельного анализа является построение двумерных матриц, с помощью которых бизнес-единицы или отдельные продукты сравниваются между собой по таким критериям, как темпы роста продаж, стадия жизненного цикла, доля рынка. Разнятся методики наборами переменных, однако в любом случае это двухмерные матрицы, в которых по одной оси фиксируются значения внутренних возможностей фирмы, по другой — внешние факторы. 

Портфельный анализ позволяет решить следующие задачи: 

согласование  бизнес-стратегий разных производственных подразделений предприятия, обеспечивающее при этом равновесие в их развитии; 

распределение ресурсов между подразделениями; 

анализ портфельного баланса; 

обоснование направлений  реструктуризации предприятия (слияние, ликвидация, поглощение). 

Этапы портфельного анализа: 

1. Все виды  деятельности предприятия разбиваются  на стратегические единицы бизнеса 

Стратегическая  единица бизнеса — это внутрифирменная  организационная единица, отвечающая за разработку стратегии фирмы в  одном или нескольких сегментах  рынка. 

2. Определяются  относительная конкурентоспособность  и перспективы развития соответствующих рынков 

3. Разрабатывается  стратегия бизнес-единиц 

4. Дается сравнительный  анализ бизнес-стратегий с выявлением  потребностей в ресурсах и  формируется единая стратегия  фирмы 

Построение портфельных  матриц требует большой работы по сегментации рынка, сбору маркетинговой информации Различия методов портфельного анализа состоят в подходах к оценке конкурентных позиций стратегических единиц бизнеса и привлекательности рынка. 

Метод портфельного анализа на основе матрицы «Мак-Кинси», т.е. «экрана бизнеса», предусматривает анализ рынков на основе двух факторов привлекательности отрасли и конкурентоспособности предприятия (рис. 2.1). 
 
 
 

   
 

  

  

  

  
 

Рис. 2 1 Матрица  портфельного анализа (общий вид) 

  

Для построения матрицы необходимо выполнить следующие этапы: 

1. Оценить привлекательность  отрасли на основе выбора ключевых  факторов успеха данного отраслевого  рынка (табл. 2.1). Каждый фактор  получает вес, отражающий его  значение для достижения стратегических  целей фирмы. Оценка рынка по каждому фактору дается экспортно от единицы — низкая привлекательность, до пяти — высокая. 

  

Таблица 2.1

Оценка привлекательности  отрасли 

 Факторы 

Вес 

Оценка (1-5) 

Взвешенная оценка 

Емкость рынка 

0,15 

0,60 

Темпы роста  рынка 

0,15 

0,45 

Сила конкуренции 

0,20 

0,60 

Рентабельность  продаж 

0,15 

0,60 

Чувствительность  к инфляции 

0,15 

0,60 

Энергоемкость 

0.10 

0,30 

Капиталоемкость 

0,10 

0,40 

Итого 

1,00 

  

  

3,55 
 

  

Полученная взвешенная оценка находится на среднем уровне (3,55), что свидетельствует о слабой привлекательности отрасли для данного предприятия, и это повлияет на выбор стратегии поведения на данном рынке (рис. 2.2). 

2. Оценить конкурентоспособность  предприятия («силу» бизнеса)  на основе факторов, наиболее значимых для усиления конкурентных позиций предприятия (табл. 2.2). 

Конкурентные  позиции самого предприятия оцениваются  как высокие (3,65). 

Таблица 2.2 

Конкурентоспособность предприятия 

 

   

Факторы 

Вес 

Оценка 

Взвешенная оценка 

Структура затрат 

0,30 

1,2 

   

Технологическое развитие 

0,10 

0,3 

   

Имидж фирмы 

0,10 

0.4 

   

Относительная доля рынка 

0.25 

1,0 

   

Техническая оснащенность производства 

0,25 

0,75 

   

Итого 

1,0 

  

  

3,65 

   
 
 

  

3. Данные всех стратегических единиц, проранжированные на этапах 1 и 2, вносятся в матрицу (рис. 2.2). 

  
 
 
 

   
 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Рис. 2.2 Позиция  бизнес-единицы 

  

Наиболее характерные  положения на рис. 2.1 содержат типовые  рекомендации предприятию деинвестирование, селективный рост, агрессивный рост, низкая активность Промежуточные позиции трудно оце­нить однозначно, поэтому стратегия должна вырабатываться с учетом привлечения дополнительной внешней и внутренней информации 

Информация о работе Портфельный анализ