Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:49, курсовая работа
Цель работы заключается в детальном исследовании прибыли кредитной организации, методов ее управления, и рассмотрении резервов роста прибыльности банковской деятельности и формирование на этой основе рекомендаций по дальнейшей работе.
В соответствии с целью, определяются следующие задачи:
- изучение структуры прибыли банка;
Введение 3
1. Значение финансового результата в деятельности кредитной организации 5
1.1. Понятие и структура прибыли банка 5
1.2.Влияние прибыли на конкурентоспособность и финансовую устойчивость банка 6
1.3. Информационная база оценки и управления прибыльностью банка 6
1.4. Характеристика показателей рентабельности. Порядок их расчета и анализа 7
1.5. Система управления прибыльностью банка 9
2. Анализ эффективности управления прибыльностью кредитной организации 11
2.1. Анализ доходов и факторов влияющих на них 11
2.2. Характеристика расходов банка и методика их анализа 12
2.3. Анализ и оценка прибыли и рентабельности банка 14
2.4. Методы управления прибылью и доходностью 16
2.5. Себестоимость банковских продуктов. Порядок оценки и анализа 16
3. Перспективные направления повышения эффективной деятельности банка 19
3.1. Оценка финансового результата деятельности кредитных организаций по банковской системе России 19
3.2. Развитие рынка банковских услуг, как одно из направлений повышения доходов 20
3.3. Пути повышения доходности банковских продуктов 21
Заключение 23
Библиографический список 25
Приложение А «Процесс планирования прибыли кредитной организации» 27
Приложение Б «Классификация доходов» 28
Приложение В «Источники прироста капитала» 29
Приложение Г «Финансовые параметры, используемые в расчете показателей рентабельности» 30
Приложение Д «Расчет показателей рентабельности» 31
Приложение Е «Система элементов управления прибылью банка» 32
Приложение Ж «Структура и динамика доходов «Райффазенбанка»» 33
Приложение З «Структура и динамика расходов «Райффазенбанка»» 30
Приложение И «Динамика показателей доходности и рентабельности «Райффайзенбанка»» 32
Приложение К «Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора Российской Федерации» 33
Расчет
розничного кредитного продукта, как
любой вид финансово-
В
заключении можно сказать о том,
что основными способами оценки
прибыльности является структурный
анализ доходов, расходов и источников
формирования прибыли, использование
системы финансовых коэффициентов
и факторный анализ. А также, методика
проведения анализа рентабельности операций
акционерных коммерческих банков, позволяет
оценить прибыльность, как работы самого
банка, так и ряда его операций. С помощью
методов факторного анализа можно установить
причины возникновения убытков или изыскать
скрытые резервы прибыли.
ЦБ РФ ожидает прибыль банковского сектора в 2011 году на уровне 2010 года.
ЦБ РФ также ожидает, что в 2011 году совокупный кредитный портфель банков РФ вырастет на 20-25%. Прогноз роста на 10-15% в 2010 году остается.
Активы банков РФ за 10 месяцев 2010 года выросли на 8,4%. Вклады банков за этот же период увеличились на 21,3%.
По данным Центробанка РФ, сальдированная прибыль банков на 1 октября 2010 года составила 359,7 млрд руб. Активы российских банков за 9 месяцев увеличились на 7,8%, вклады - на 18,6%.
Доля проблемной задолженности в кредитном портфеле банка ниже средней по рынку и составляет 7,5%.
Сальдо операций ЦБ РФ с банковским сектором по предоставлению и абсорбированию рублевой ликвидности со сроками исполнения увеличивается.
Целый ряд факторов, в том числе снижение объемов кредитования, повлияли на объем розничной торговли, который в 2010 году снизился на 20%.
Отрицательный знак сальдо характеризует абсорбирование денежных средств Банком России, положительный — предоставление ликвидности банковскому сектору.
В 2011 г. прирост активов банков ожидается на уровне 16-19%, совокупного кредитного портфеля — 17-20%. Это примерно соответствует той динамике, которая сложилась в 2010 г. с момента, когда банки «вышли из спячки» (начиная со второго квартала). Однако это в 2,5-3 раза ниже темпов, наблюдавшихся в докризисный период.
Причины невысоких темпов расширения банковского сектора разнообразны:
Со
стороны привлеченных средств банков
– это невозможность
Со
стороны активов банков – это
весьма спокойная динамика спроса экономики
на кредит, что является следствием
накопленного крупными компаниями значительного
долгового бремени, отсутствием
уверенности компаний и домашних
хозяйств в устойчивости будущего роста
доходов и прибыли.
Со
стороны капитала банков – это
более низкий, по сравнению с докризисным
периодом, уровень процентной маржи
и прибыльности операций. Последнее,
вероятно, не позволит наращивать собственные
средства банков теми же темпами, какие
наблюдались в докризисный
Структурные проблемы банковского сектора: скрытые плохие долги, низкая диверсификация заемщиков и клиентов, высокая зависимость от бизнеса аффилированных с банками лиц. Так в середине 2010 г. на 20 крупнейших заемщиков российских приходилось в среднем 50% их кредитного портфеля банков и эта доля повышалась.
2010
г. показал, что эти проблемы
способны привести к потере
рядом системообразующих
Эти проблемы и в дальнейшем будут способствовать выбытию уязвимых кредитных организаций, включая системообразующие.
Тем не менее, есть надежда на то, что благодаря «естественному отбору», росту конкуренции на рынках и более пристальному вниманию банков к риск-менджменту эти проблемы будут постепенно решаться.
Еще недавно кредитные организации предлагали широкий набор продуктов, это удовлетворяло и банк, и клиентов. Сегодня они стараются найти путь к сбалансированному развитию и улучшению финансового результата, но это не всегда отвечает потребностям клиентов, в частности в кредитных ресурсах.
Одним из предпочтительных направлений повышения доходов банка со стороны населения являются кредитные карты. У малого и среднего бизнеса спросом пользуются овердрафт и кредиты на пополнение оборотных средств, к массовой реализации которых банки пока не готовы.
Проблемы крупных заемщиков создали серьёзные трудности для банков, вынужденных реструктурировать ссуды или требовать досрочного исполнения обязательств. Сегодня ключевая задача банка – решать вопросы по обязательствам крупного бизнеса, переходить к индивидуализации взаимоотношений.
Что
касается депозитов и вкладов, то
банки остро нуждаются в
Приложения, позволяющие использовать карты других банков, остаются сильным конкурентным преимуществом: на рынке таких программ очень мало, а удобство их применения не вызывает сомнения. Такие программы позволяют сократить время проведения операции и увеличить доходность от них.
Использование интернет-банкинга в качестве коммуникационного канала позволяет клиентам входить в систему, не только в офисе, где установлено специальное программное обеспечение, но и с любого компьютера подключенного к Интернету. Для банков такая система не только способ повышения лояльности клиентов, но и возможность сэкономить на затратах. Но при этом банку придется решить вопрос, как соблюсти баланс между безопасностью и удобством использования системы.
Как будет развиваться рынок, какие новые продукты и услуги появятся – прогнозировать сложно, неопределенность ситуации усугубляет ужесточением конкуренции между банками.
Банковский продукт, создаваемый кредитными организациями, представляет собой продукт труда профессиональной деятельности сотрудников банка, предназначенный для удовлетворения функциональных потребностей клиента, качественные характеристики которого соответствуют условиям договора и реализуемый клиенту в форме обязательного пакета услуг, а также выступающий в виде платежных средств.
Обеспечивать доходность банковских продуктов кредитным организациям становится все сложнее: конкуренция в секторе растет, а маржа снижается. Уже недостаточно, чтобы доходным был только один банковский продукт. Ведь основой создания и внедрения банковского продукта является удовлетворение каких-либо потребностей клиентов, поскольку потребитель приобретает не продукт как таковой, имеющий некий набор свойств, а его способность удовлетворять определенную потребность. Эффективность и доходность банковской деятельности зависит от того, в какой мере он может предоставить реальную выгоду клиенту, приобретающему реальный банковский продукт. Разрабатывая новый продукт, банк должен определять набор его свойств, которые будут удовлетворять потребности клиента. Также банк должен проводить анализ своих возможностей по внедрению нового продукта, изучать рынки с целью определения объема сбыта, затрат и соответственно предполагаемой прибыли.
При разработке и внедрении новых банковских продуктов банк определяет и анализирует структуру затрат и, следовательно, их цену.
Одной из задач банка является оптимизация структуры существующих банковских продуктов и услуг, которая должна быть сбалансирована в отношении, как их рентабельности, так и их разнообразие.
Для повышения банковских продуктов банкам необходимо:
Банки должны усовершенствовать качества и свойства нового продукта, прежде чем предоставить его на рынок. Испытание качества продукта предполагает предложение его ограниченному кругу клиентов банка с целью проверки их реакции на данный продукт. Если банковский продукт действительно отвечает всем требованиям клиента, то банк может предложить его широкому кругу потенциальных и реальных клиентов.
Таким
образом, факторов влияющих на рынок
банковских продуктов и услуг
слишком много, и выделить наиболее
значимые из них, правильно оценить
их взаимосвязь не простая задача.
Подводя
итоги проведенным
Оценка и управление доходами и расходами банка является базой для определения финансового результата его деятельности. Обеспечение оптимального уровня доходности является постоянной проблемой в управлении банком и всегда направлено на увеличение его прибыльности.
При
анализе прибыли уделялось
Цель управления прибылью банка заключается в максимизации прибыли при допустимом уровне рисков и обеспечения ликвидности баланса. Также система управления прибылью кредитной организации включает: определение функций подразделений, участвующих в управлении прибылью; планирование доходов, расходов и прибыли банка; выбор способов оценки уровня прибыльности банковской деятельности; определение методов текущего регулирования прибыли. Специфика содержания этих элементов зависит от того, на каком уровне осуществляется это управление: на уровне банка, отдельных направлений его деятельности, конкретных банковских продуктов, рабочего места или взаимоотношений с клиентом.
Теоретическое исследование сущности анализа прибыльности и доходности деятельности кредитной организации позволило определить его как систему специальных знаний, связанную с всесторонним исследованием данных о финансово-экономических процессах, протекающих в банке, факторов, под воздействием которых возникают коммерческие риски и складываются результаты деятельности, направленную на выявление резервов повышения его эффективности.