Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 19:32, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение политики управления формированием прибыли предприятия

Содержание

1. Введение
2. Теоретические аспекты формирования прибыли предприятия
2.1. Экономическая сущность прибыли
2.2. Особенности формирования прибыли в современных условиях
2.3. Факторы роста прибыли. Планирование прибыли
3. Анализ прибыли предприятия
3.1. Анализ состава и динамики показателей прибыли
3.2. Факторный анализ формирования прибыли от продаж и оценка запаса финансовой прочности
3.3. Анализ затрат, произведенных организацией
3.4. Анализ показателей рентабельности
4. Пути увеличения прибыли и рентабельности предприятия
4.1. Мероприятия по повышению прибыли предприятия
4.2. Совершенствование управления прибылью в условиях рыночной экономики
5. Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсова фак.docx

— 76.38 Кб (Скачать документ)

      Итак, прибыль как стоимостная категория  испытывает воздействие различных  факторов, носящих регулярный и случайный  характер. Устранение негативного влияния  этих факторов осуществляется с помощью  управления. Сохранение при этом прибылью своей качественной определимости  свидетельствует о том, что её можно рассматривать как управляемый  объект, который может подвергаться планированию и прогнозированию, учёту  и анализу, регулированию и контролю.

      Рассмотрение  свойств и особенностей прибыли  с позиций общей теории управления позволяет определить её как сложный  и динамичный объект управления, обладающий следующими основными свойствами: целостностью и целевой направленностью, сложностью, динамичностью и непрерывностью развития, способностью взаимодействовать  с другими экономическими категориями  и системами, гибкостью и некоторой  неопределённостью поведения в  перспективе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2. Особенности формирования прибыли в современных условиях 

        Значительная роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам её формирования, распределения и использования на предприятии.

      Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия  определяет ряд требований к этому  процессу, основными из которых являются:

      1) Интегрированность с общей системой  управления предприятия. В какой  бы сфере деятельности предприятия  не принималось управленческое  решение оно прямо или косвенно  оказывает влияние на прибыль.  Управление прибылью непосредственно  связано с различными видами  функционального менеджмента. Это  определяет необходимость органической  Интегрированность системы управления  прибылью с общей системой  управления предприятием.

      2) Комплексный характер формирования  управленческих решений. Все управленческие  решения в области формирования  и использования прибыли теснейшим  образом взаимосвязаны и оказывают  прямое или косвенное воздействие  на конечные результаты управления  прибылью. Поэтому управление прибылью  должно рассматриваться как комплексная  система действий, обеспечивающая  разработку взаимозависимых управленческих  решений, каждое из которых  вносит свой вклад в результативность  формирования и использования  прибыли по предприятию в целом.

      3) Высокий динамизм управления. Даже  наиболее эффективные управленческие  решения в области формирования  и использования прибыли, разработанные  и реализованные на предприятии  в предшествующем периоде, не  всегда могут быть повторно  использованы на последующих  этапах его деятельности. Поэтому системе управления прибылью должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

      4) Многовариантность подходов к  разработке отдельных управленческих  решений. Реализация этого требования  предполагает, что подготовка каждого  управленческого решения в сфере  формирования, распределения и использования  прибыли должна учитывать альтернативные  возможности действий. При наличии  альтернативных проектов управленческих  решений их выбор для реализации  должен быть основан на системе  критериев, определяющих политику  управления прибылью предприятия.  Система таких критериев устанавливается  самим предприятием.

      5) Ориентированность на стратегические  цели развития предприятия. Какими  бы прибыльными не казались  те или иные проекты управленческих  решений и текущем периоде,  они должны быть отклонены,  если они вступают в противоречие  с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями  его развития, подрывают экономическую  базу формирования высоких размеров  прибыли в предстоящем периоде.

      С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируется его цель. Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия  в текущем и перспективном  периодах. 
 
 
 
 

      2.3. Факторы роста прибыли. Планирование прибыли 

      На  величину прибыли организации оказывают  влияние разные факторы. По сути, это  все факторы финансово-хозяйственной  деятельности организации. Одни из них  оказывают прямое влияние. А другие оказывают косвенное влияние, через какие-либо показатели.

      В процессе планирования прибыли важно  определить, за счет каких факторов она растет или снижается (табл. 1). 

      Таблица 1

      Факторы, ведущие к изменению прибыли

Фактор Пояснение
1 2
Пояснение  При высоком  удельном весе постоянных расходов  в себестоимости продукции рост  объема реализации приведет к  еще большему росту прибыли  за счет снижения доли постоянных  расходов, приходящихся на единицу  продукции
Рост  цен В период высоких  темпов инфляции рост прибыли обеспечивался  за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение  рынка товарами, развитие конкуренции  ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль  посредством этого фактора
Снижение  себестоимости Снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой продукции. Достигается  за счет большей управляемости и  контроля в области расходов
Обновление  ассортимента и номенклатуры выпускаемой  продукции Прибыль в рыночной экономике – движущая сила обновления как производственных фондов, так  и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции  «жизненного цикла» продукции
 

      В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности  производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.

      В практике предпринимательской деятельности применяются различные способы  снижения себестоимости. Безусловно, используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных  отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.

      В современном рыночном хозяйстве  большое внимание уделяется новым  методам управления затратами, таким, как управленческий учет. С его  помощью осуществляется контроль над  издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта  форма управления затратами позволяет  рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций  по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность  за утвержденную величину расходов и  должны обеспечить выполнение запланированных  показателей.

      Учет  по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования. Всесторонний (полный) бюджет – это сочетание  финансового и производственного  планов, выраженных в числовых значениях. В хорошо организованной системе  управления бюджеты используются для  планирования, опенки исполнения, координации  и установления коммуникаций.

      На  основе бюджетирования разрабатываются  компьютерно-ориенти-рованные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан  на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь  осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового  планирования.

      Первый  этап планирования – организационный. На этом этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции. Определяющим фактором является наименьшая величина из двух возможных: объем сбыта продукции или производственная мощность. На основе принятого решения о планируемом объеме продаж заключаются договора поставки и формируется портфель заказов.

      Второй  этап – производственное планирование. Цель этого этапа – разработка производственной программы. Здесь определяется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация. Разработка производственной программы осуществляется с учетом уже имеющихся запасов готовой продукции на складе, на ответственном хранении и в товарах отгруженных. Одновременно рассчитываются размеры страховых запасов готовой продукции на конец года в целях обеспечения непрерывности отгрузки продукции.

      Третий  этап связан со вторым и включает в себя планирование издержек производства (производственной себестоимости). Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов. На производственную себестоимость влияют изменения в остатках по счетам незавершенного производства, расходов будущих периодов и предстоящих расходов. Эти остатки оказывают влияние и на производственную себестоимость следующих плановых периодов.

      Четвертый этап – планирование прибыли от реализации продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции. В свою очередь, полная себестоимость складывается из производственной себестоимости, административных и коммерческих расходов. Административные расходы определяются на основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечение производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом реализации продукции. Это затраты на маркировку, упаковку, сертификацию продукции, рекламные, транспортные и другие расходы, связанные с продвижением продукции от продавца к покупателю.

      Пятый этап – проектирование балансовой прибыли. Под балансовой прибылью понимается финансовый результат от всех видов деятельности предприятия (основной, инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационные доходов за минусом операционных и внереализационные расходов. Инвестиционная деятельность предприятия обусловлена приобретением, строительством и продажей основных средств и других необоротных активов. В результате такого рода операционных доходов и расходов образуется разница, которая увеличивает или уменьшает прибыль. Финансовая деятельность приводит к появлению операционных и внереализационные доходов и расходов. Например, доходы от размещения свободных денежных средств на депозитных счетах банков, расходы на выплату дивидендов акционерам и т.п. Разница между полученными в результате финансовой деятельности – доходами и осуществленными расходами также приводит к увеличению или уменьшению прибыли. Планирование доходов и расходов по финансовой деятельности – наиболее субъективная часть финансового планирования. Основой для прогнозов служат изучение фондового рынка, динамики процентов по кредитам, анализ предыдущих периодов и экстраполяция результатов на планируемый период.

      Результаты  прогнозных расчетов переносятся в  проект «Отчета о прибылях и убытках». Затем может формироваться прогнозный баланс и финансовый план. Затем может формироваться прогнозный баланс и финансовый план.

      К факторам роста прибыли следует  отнести обновление ассортимента и  номенклатуры выпускаемой продукции .

      Прибыль в рыночной экономике – движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции «жизненного цикла» продукции. Общеизвестно, что любая продукция проходит стадии жизненного цикла: проектирования, освоения, запуска в производство, серийного выпуска, в результате которого происходит насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает, либо не выдерживает конкурентной борьбы и, под давлением снижающейся рентабельности, выпуск ее сокращается или прекращается (см. рис 1). 

Информация о работе Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия