Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 19:32, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение политики управления формированием прибыли предприятия

Содержание

1. Введение
2. Теоретические аспекты формирования прибыли предприятия
2.1. Экономическая сущность прибыли
2.2. Особенности формирования прибыли в современных условиях
2.3. Факторы роста прибыли. Планирование прибыли
3. Анализ прибыли предприятия
3.1. Анализ состава и динамики показателей прибыли
3.2. Факторный анализ формирования прибыли от продаж и оценка запаса финансовой прочности
3.3. Анализ затрат, произведенных организацией
3.4. Анализ показателей рентабельности
4. Пути увеличения прибыли и рентабельности предприятия
4.1. Мероприятия по повышению прибыли предприятия
4.2. Совершенствование управления прибылью в условиях рыночной экономики
5. Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсова фак.docx

— 76.38 Кб (Скачать документ)

      

      Рис. 1. График зависимости уровня прибыли от жизненного цикла продукции 

      Для сохранения уровня прибыли на предприятии  важно определить момент начала проектирования и запуска в производство новой продукции. Дело в том, что этап проектирования и освоения продукции занимает определенное время, в течение которого предприятие несет убытки (0; t1). Затем с момента запуска продукции в производство (t1) убытки начинают снижаться и через некоторое время достигается точка безубыточности (t2). При увеличении объема продаж растет и прибыль за счет снижения доли постоянных расходов (t2; t4). При достижении равновесия спроса и предложения размер прибыли стабилизируется и некоторое время остается на неизменном уровне (t4; t7). Такое положение может сохраняться довольно длительное время при отсутствии угрозы со стороны конкурентов и при стабильном спросе на продукцию. При наличии конкурентов поддержание уровня продаж достигается путем снижения рентабельности, т.е. понижения цены за счет доли прибыли. Эффективность начинает снижаться (t7; t9) .

      При усилении конкурентной борьбы предприятие  не в состоянии далее поддерживать уровень продаж за счет снижения цены, поскольку работа становится неэффективной, убыточной. Для поддержания эффективности предприятию нужно снижать издержки пропорционально снижению цены или же переходить к выпуску другой продукции, спрос на которую еще не исчерпан. Учитывая этот фактор, предприятия должны приступать к освоению нового вида продукции на этапе роста прибыли (t3), чтобы к моменту начала снижения рентабельности старой продукции выпуск новой продукции достиг точки безубыточности (t6).

      Такая стратегия позволит постоянно сохранять  достигнутый уровень рентабельности и даже при благоприятной конъюнктуре повысить его (t7; t8).

      Повышение качества продукции, дизайна, технические  усовершенствования и другие приемы поддержания спроса на продукцию требуют дополнительных затрат и потому также должны применяться задолго до того, как уровень рентабельности начнет снижаться или по крайней мере сразу же, как только такая тенденция наметится. Более того, на гребне спроса улучшение предлагаемого товара может повлечь за собой и повышение цены на него, и соответственно, прибыли.

 

       3. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ  

      3.1. Анализ состава и динамики показателей прибыли 

      Необходимым элементом финансового анализа  является исследование результатов  финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые характеризуются  суммой прибыли или убытка.

      Прибыль — это стандарт успешной работы предприятия. Величина прибыли зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для экономического развития предприятия. За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед кредиторами и инвесторами. Прибыль является основным источником формирования доходов федерального, республиканского и местного бюджетов.

      Таким образом, в росте суммы прибыли  заинтересованы каждый субъект хозяйствования и государство. Изменение прибыли  происходит за счет внутренних и внешних  факторов, например, инфляции, объема производства, качества и конкурентоспособности  продукции, ассортимента, уровня затрат и др. Поэтому необходимо проводить  систематический анализ формирования, распределения и использования  прибыли.

      Информация, содержащаяся в отчетной форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», позволяет  проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности предприятия, установить структуру  прибыли и динамику показателей.

      Результаты  анализа используются для принятия экономических решений, направленных на эффективное использование ресурсов, выбор наилучшего варианта инвестиций, обоснование перспективы развития предприятия и т. д. 

      3.2. Факторный анализ формирования прибыли от продаж и оценка запаса финансовой прочности 

      Особое  внимание в процессе анализа и  оценки динамики финансовых результатов  следует обратить на наиболее значимую и существенную статью их формирования — прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, выполненных работ и  оказанных услуг как важнейшую  составляющую экономической и балансовой (чистой) прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее. Рекомендуется проводить анализ прибыли от реализации продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, учитывая ее изменение под воздействием факторов, оказавших либо положительное, либо отрицательное влияние. В связи с процессом постоянного развития аналитических возможностей бухгалтерской отчетности, в частности «Отчета о прибылях и убытках», создана информационная база проведения анализа изменения прибыли от продаж под влиянием следующих факторов: объема выручки (нетто) от реализации товаров, продукции (работ, услуг); структуры реализации; себестоимости проданных товаров, продукции; коммерческих расходов; управленческих расходов; цен на реализацию товаров, продукции (работ и услуг).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.3. Анализ затрат, произведенных организацией 

      Одним из основных факторов, влияющих на прибыль  предприятия, являются затраты.

      Затраты - это выраженная в денежном измерении  стоимость ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), использованных на обеспечение процесса расширенного воспроизводства. Понятие «затраты»  шире, чем понятие «себестоимость», которая представляет собой затраты  на простое воспроизводство, текущие  расходы конкретного производителя. Затраты увеличивают стоимость  определенного вида активов (например, незавершенного производства).

      Себестоимость реализованной продукции — это  выраженные в денежном измерении  затраты предприятия на изготовление продукции, отгруженной (реализованной) покупателю в данном учетном периоде. Себестоимость реализованной продукции  — это часть (доля) себестоимости  изготовленной продукции. Различают  общую себестоимость продукции  и себестоимость единицы продукции. Расходы на реализованную продукцию  и себестоимость реализованной  продукции — понятия синонимы.

      Расходы - это часть затрат, понесенных предприятием на изготовление продукции, реализованной  в данном учетном периоде. Момент перехода затрат в состояние расходов определяется моментом отгрузки продукции.

      В соответствии расходы в зависимости  от их характера, а также условий  осуществления и направлений  деятельности организации, признаваемые для целей налогообложения, подразделяются на расходы, связанные с производством  и реализацией, и внереализационные  расходы.

Анализ  динамики затрат по основным экономическим  элементам проводят на основании  данных формы № 5 бухгалтерской отчетности. В этой форме отражены затраты, произведенные  организацией в отчетном и прошлом  периодах. Для анализа затрат, сгруппированных  по другим классификационным признакам, необходимо располагать данными аналитического и синтетического учет 
Анализ затрат на грн товарной продукции устанавливает прямую связь между себестоимостью и прибылью, так как разность между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Связь выражается через формулу:

      Вр =Сп +Пр

      где: Вр - выручка от продажи продукции (нетто), грн;

        Сп - полная себестоимость реализованной продукции (Сп = Ср + Ру + Рк), грн;

        П - прибыль от продажи товарной продукции, грн.

      Преобразуем представленную формулу делением ее элементов на один и тот же показатель - величину выручки (Вр), тогда получим:

      Вр / Вр = Сп / Вр + Пр / Вр, или 1 = Сп / Вр + Пр / Вр,

      где: Сп / Вр = Зт,

        Зт - затраты на грн товарной продукции, определяемые отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к выручке от продажи продукции.

      Получим формулу: 1 = Зт + Пр / Вр, или Пр / Вр = 1 - Зт.

      Исходя  из данной формулы, чем ниже уровень  затрат на 1 грн -товарной продукции, тем выше прибыль предприятия.

      Изменение затрат на грн товарной продукции зависит от изменения уровня удельных постоянных и переменных затрат:

      3т  = Ср / Вр + Рк / Вр + Ру / Вр.

      В отчетном году по сравнению с предыдущим годом наблюдается тенденция уменьшения общих удельных затрат, что положительно влияет на прибыль от продажи единицы продукции. Эти изменения произошли в результате уменьшения доли управленческих и коммерческих расходов в составе себестоимости. 
 
 
 

      3.4. Анализ показателей рентабельности 

      Для оценки эффективности использования  ресурсов, потребленных в процессе производства, применяются показатели рентабельности.

      Показатели  рентабельности характеризуют относительную  доходность или прибыльность различных  направлений деятельности предприятия. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта  с наличными или использованными  ресурсами. Показатели измеряются в  относительных величинах (процентах, коэффициентах).

      Показатели  рентабельности объединяют в несколько  групп:

      1) показатели, характеризующие рентабельность  издержек производства;

      2) показатели, характеризующие рентабельности  продаж;

      3) показатели, характеризующие доходность  капитала и его частей.

      Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли от продаж, прибыли  до налогообложения, прибыли от обычной  деятельности, чистой прибыли по данным формы № 2 бухгалтерской отчетности.

      1. Рентабельность затрат (Rз) характеризуется отношением прибыли от продажи продукции (Пр) к полной себестоимости реализованной продукции (Сп),%:

      Rз = (Пр / Сп) * 100%, ;

      где: Сп - общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, или:

      Rз = [Пр / (Ср + Ру + Рк)] * 100%

      Коэффициент показывает уровень прибыли на 1 грн затраченных средств. Рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

      2. Рентабельность продаж (Rп) измеряется отношением величины прибыли к объему продаж. Объем продаж выражается показателем выручки от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

      В зависимости от показателя прибыли  различают рентабельность продаж:

      а) как отношение прибыли от продажи (Пр) к выручке от продажи (Rпр), %:

      Rпр = (Пр/Вр) * 100%;

      б) как отношение налогооблагаемой прибыли (Пн) к выручке от продажи (Rн), %:

      Rн = (Пн / Вр) * 100%;

      в) как отношение чистой прибыли (Пч) к выручке от продажи (Rч), %:

      Rч = (Пч / Вр) * 100%

      Рентабельность  продаж характеризует эффективность  предпринимательской деятельности: показывает, сколько получено прибыли  с рубля продаж. Рассчитывается в  целом по предприятию, отдельным  видам продукции.

      3. Коэффициенты рентабельности капитала  исчисляются отношением величины  прибыли к среднегодовой величине  капитала и его составных частей.

      При расчете коэффициентов используется налогооблагаемая прибыль (Пн), чистая прибыль (Пч).

      В зависимости от вида капитала различают  показатели рентабельности.

      а) Рентабельность всего имущества (Rи) — как отношение налогооблагаемой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости имущества предприятия, %:

      Rи = (Пн / И) * 100%

      где: И - среднегодовая стоимость имущества  предприятия, определяемая по данным актива баланса как среднеарифметическая величина на начало и конец анализируемого периода, грн.:

Информация о работе Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия