Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:32, курсовая работа
В условиях рыночной экономики цель любого коммерческого предприятия направлена на извлечение максимально возможной прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, чему препятствуют необходимые затраты для осуществления этой деятельности. Основной удельный вес в затратах коммерческого предприятия занимают материально-производственные затраты, без которых немыслима деятельность хозяйствующего субъекта.
Введение..................................................................................................................3
1. Теоретические основы формирования запасов...............................................5
1.1. Сущность теории управления запасами........................................................5
1.2. Принципы организации и формирования запасов на предприятии...........8
1.3. Источники формирования товарных запасов............................................13
1.4. Факторы, влияющие на величину товарных запасов.................................16
2. Анализ принципов формирования запасов на примере данных методических указаний........................................................................................22
Заключение............................................................................................................25
Библиографический список.................................................................................26
«Для того, чтобы ответить на все поставленные вопросы первоначально рассчитывается годовая материалопотребность в следующей последовательности. Сначала определяется потребность в каждом виде сырья, материалов, комплектующих и т.д.
Для расчета материалопотребности применяется два метода:
1) На плановой основе;
2) На основе расхода материалов прошлых периодов.
Потребность в каждом материале рассчитывается как произведение планируемого количества продукции на норму расхода материалов» [18; c.53].
«Второй метод определения потребности в материалах учитывает складские остатки материалов и постоянное пополнение запасов, регулирование сроков поставок или размеров партий, а также расход материалов в прошлые периоды.
Материальные запасы приобретаются любыми партиями. Поэтому к задачам отдела снабжения относятся не только определение, что конкретно нужно приобрести, но и время, и объёмы закупок. Одновременно в тесной координации планируется размер складских запасов»[18; c.54].
В
процессе планирования потребностей определяются
потребности отдельных
Сложность и точность планирования потребностей в материальных запасах зависят от степени дифференцированности производственной программы. Часто задачу облегчает стандартизация по принципу агрегатирования: количество используемых видов сырья сокращается при соблюдении известного многообразия типов.
«Планирование запасов было бы лишним, если бы была постоянная уверенность в том, что определённый при планировании потребностей спрос на воспроизводимые факторы, сырьё и материалы соответствует действительности и что поставщики доставят заказанные товары в согласованные сроки» [6; с. 127].
Задачей
планирования размера заказа является
определение его оптимальной
величины. Величина поставки не должна
превышать максимальной емкости
склада. Надо обязательно учитывать,
что с уменьшением величины поставки
сокращается временной
«После определения материалопотребления по каждому виду устанавливается возможный способ закупки. Закупки делаются:
- напрямую у изготовителя;
-
оптовые через биржу или
- мелкими партиями в розничной торговле.
Различают плановое и непосредственное управление запасами.
Плановое управление производственными запасами представляет собой деятельность по непрерывному поддержанию достаточного, но не чрезмерного запаса каждого вида сырья, материалов, покупных полуфабрикатов» [18; c.56].
Непосредственное управление — это рациональная организация приемки, складирования материалов, предупреждения порчи и обеспечения сохранности.
Управление запасами – это определенный вид производственной деятельности, объектом которого является приобретение и хранение производственных запасов.
«Эффективное функционирование системы управления запасами обеспечивается взаимодействием следующих принципов:
1. Плюрализм источников и форм материально-технического обеспечения означает, что производственные запасы могут приобретаться в порядке централизованного распределения для выполнения государственных заказов, децентрализовано по прямым договорам в оптово-торговых организациях, в акционерных обществах, у зарубежных фирм и т.д.
2. Самостоятельность предприятий поставщиков (продавцов) и предприятий потребителей (покупателей) в использовании по своему усмотрению материальных и финансовых ресурсов, а также производственных запасов, находящихся в рамках их прав собственности.
3. Саморегулирование на основе действующих с помощью управляющих воздействий (налогов, цен, процентных ставок, таможенных пошлин и т.п.) элементов государственной экономической политики для достижения сбалансированности производства с величиной производственных запасов.
4. Ресурсосбережение и противозатратность, означающие, что основные параметры процесса использование материальных ресурсов, материальные затраты, производственные запасы и запасоемкость должны находиться в равновесном состоянии на общественно необходимом уровне.
5. Интенсификация использования производственных запасов за счет достижения максимально возможной глубины их вовлеченности в производственный оборот, т.е. повторного и многоцелевого использования, главным образом потребления отходов как ресурсов.
6. Комплексность предусматривает, что в системе циркулируют все необходимые для деятельности предприятия виды материальных ресурсов, предназначенных, в том числе, для выполнения информационных, производственных и коммерческих услуг.
7. Оперативность способность системы быстро реагировать на требования рынка в целом и индивидуальные потребности отдельных предприятий партнеров.
8. Обратимость возможность свободного перехода продукции как товара из натуральновещественной формы в стоимостную и обратно.
9. Восприимчивость к научно-техническому прогрессу— изыскивать, осваивать, рекламировать и насыщать рынок новейшими видами товаров и услуг. То же относится и к использованию в деятельности предприятия новейшей техники и технологий продвижения товаров на рынок, переработки информации и обслуживания предприятий потребителей.
10. Реализация на практике приоритета потребителя удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей (рынка) в материальных ресурсах и услугах на общественно необходимом уровне при наименьших затратах.
Перечисленные принципы должны действовать одновременно, определять условия равновесного состояния и эффективного функционирования системы. В противном случае получится деформированная система, что неизбежно будет приводить к сбоям в процессе материально-технического обеспечения: возникновению дефицитных ситуаций при одновременном образовании излишних запасов товарно-материальных ценностей» [18; c.57].
Выбор
методов, приемов и стратегий
управления запасами зависит от особенностей
производства, состава используемых
показателей для целей
«Материальные запасы выполняют несколько важных функций, обеспечивающих гибкость в управлении предприятием. Различают следующие функции:
1) Функция накопления. Главная функция запасов это накопление материальных ресурсов и их распределение. Когда снабжение или спрос на какой-либо ресурс нерегулярны, поддержание достаточного уровня запасов обеспечивают нормальный ход производства и ритмичный выпуск продукции. Если два взаимосвязанных процесса не синхронизированы, запасы (заделы) накапливают отдельно для каждого процесса, позволяя каждому оперировать собственным заделом с собственной скоростью потребления.
2) Функция защиты от инфляции. Запасы могут быть защитой против изменения цен и инфляции. Размещая наличность в банке, предприятие способно получить прибыль, однако ценность запаса может расти быстрее, чем деньги, помещенные в банк. Таким образом, запасы могут выполнять функцию хороших инвестиций.
3) Функция управления запасами с изменением величины заказа - это получение преимуществ в зависимости от величины дисконтов. Большинство поставщиков предлагают скидки (дисконты) при больших заказах. Закупка больших количеств может по существу, снизить стоимость продукции. Вместе с тем есть ряд недостатков, вызываемых покупкой больших количеств запасов. Это более высокая стоимость хранения, порча складируемых материалов, разрушение склада, хищение, возрастание величины страховки и т.д. Увеличивая инвестиции в запасы, предприятие уменьшает денежную наличность и тем самым уменьшает возможность инвестирования по другим направлениям.
Таким
образом, запасы, выполняя присущие им
функции, оказывают существенное влияние
на ход производственного процесса
и на функционирование предприятия
в целом» [20; c.247].
1.3. Источники формирования запасов
Товарные запасы представляют собой уже готовую продукцию предназначенную для конечного потребителя, а также запасы находящиеся на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.
«Запасы – один из наиболее дорогих активов большинства предприятий, которые составляют значительную часть (до 40%) капиталовложений, и поэтому представляют один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень управления в целом.
Запасы
необходимы для осуществления коммерческой
деятельности. Их должно быть столько,
сколько требуется для
Для характеристики источников
формирования запасов
1) Наличие собственных оборотных средств (СОС) как разница между капиталом и резервами (раздел III пассива баланса) и внеоборотными активами (раздел I актива баланса). Этот показатель характеризует чистый оборотный капитал. Его увеличение по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует о дальнейшем развитии деятельности предприятия. В формализованном виде наличие собственных оборотных средств можно записать следующим образом:
СОС
= КС – АВ, где
КС – 1 раздел пассива баланса (капитал и резервы),
АВ - 1 раздел актива баланса (
2) Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (СД), определяемое путем увеличения предыдущего показателя на сумму долгосрочных пассивов:
СД
= (КС + ЗД) - АВ = СОС + КД, где
АВ - 1 раздел актива баланса (внеоборотные активы),
КС – 1 раздел пассива баланса (капитал и резервы),
СОС
- собственные оборотные
КД – краткосрочные обязательства.
3) Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ), определяемая путем увеличения предыдущего показателя на сумму краткосрочных заемных средств:
ОИ
= (КС + ЗД) - АВ + ЗС= СД + ЗС, где
СД - собственные и долгосрочные источники формирования запасов,
ЗС - краткосрочные заемные средства.
Каждый
из приведенных показателей
В названии показателя наличия собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат имеется некоторая условность. Поскольку долгосрочные кредиты и заемные средства используется главным образом на капитальные вложения и на приобретение основных средств, то фактически показатель наличие отражает скорректированную величину собственных оборотных средств. Поэтому название «наличие собственных и долгосрочных заемных источников» указывает на тот факт, что исходная величина собственных оборотных средств увеличена на сумму долгосрочных кредитов и заемных средств.