Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 03:19, курсовая работа
Целью настоящей работы является выявление общих тенденций развития государственного кредита в России, а также государственного долга как результата функционирования кредита.
Переход к рыночным отношениям, которые не могут быть осуществлены без создания полноценного финансового рынка, серьезные бюджетные проблемы, переживаемые центральными и местными органами власти, заставляют нас обратиться к изучению развития государственного кредита и управления государственным долгом.
Целью настоящей работы является выявление общих тенденций развития государственного кредита в России, а также государственного долга как результата функционирования кредита. Данной целью обусловлены задачи, стоящие перед автором работы:
проследить
историю возникновения первых форм
кредитования в России, определить
степень необходимости
оценить состояние рынка внутреннего и внешнего долга России, определить основные причины их кризисного положения;
рассмотреть способы стабилизации государственного долга, провести анализ реальных возможностей государства в решении данной проблемы;
рассмотреть перспективы России на рынке государственного долга.
В рамках данной работы невозможно осветить весь круг проблем в полном объеме. Однако основные положения и направления были затронуты и раскрыты.
Правительство России еще в начале XVII в. прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Именно тогда появились первые государственные займы. Однако существенным и относительно регулярным источником поступлений в казну займы выступали лишь с середины XVIII в. В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами казны были монастыри и церковь. Затем социальная база государственного кредита расширилась: займодателями становились купцы, промышленники, редко землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке.
В это время сформировались следующие формы и виды государственного кредита:
государственные займы - внутренние и внешние;
выпуск казначейских обязательств;
позаимствование средств у казенных банков.
В стране
функционировали следующие
Развитие капитализма в России сопровождалось и в значительной степени обеспечивалось увеличением государственных кредитных операций. Правительство активизировало свою деятельность по линии заключения внутренних и внешних займов, способствовало развитию сберегательного дела в стране, практиковало в больших масштабах новые формы государственного кредита: гарантированные займы и казначейские ссуды (их появление было связано и интенсивным строительством железных дорог). Это привело к резкому увеличению государственного долга (4, стр. 11).
Активное использование государственного кредита имело как положительные, так и отрицательные полследствия для экономики и финансов страны. к числу позитивных аспектов воздействия относились, в частности, мобилизация казной временно свободных денежных средств на финансирование общегосударственных потребностей, покрытие на здоровой основе бюджетного дефицита, поддержка эластичности денежного оборота в стране. Среди негативных моментов отметим чрезмерную зависимость состояния государственных финансов от кредиторов, особенно иностранных, ухудшение структуры правительственных расходов вследствие отвлечения значительной части бюджетных средств от нужд социально-культурного развития и производственного потребления, углубление непроизводительного, реакционного характера применения кредитных ресурсов (19, с. 7). Чрезмерные масштабы использования государственного кредита, особенно в годы первой мировой войны, в немалой степени способствовали развалу экономики и финансов страны, обострению всех противоречий и возникновению революционной ситуации.
С победой Великой Октябрьской социалистической революции встал вопрос об отношении к государственному долгу, были аннулированы все дореволюционные внутренние и внешние государственные займы, а также правительственные гарантии по займам различных предприятий и учреждений. Аннулирование государственного долга дореволюционной России Советской властью означало непризнание ею обязательств, которые она не принимала на себя, освобождение республики от платежей за действия, которых она не совершила. Однако данная революционная мера не подразумевала отказа от имевшегося опыта по использованию государственного кредита, и вскоре он был востребован (4, с. 15).
Изучение опыта развития государственного кредита может оказать благоприятное воздействие на формирование современной кредитной политики, выбор форм и методов управления государственным долгом и в конечном счете явится фактором оздоровления российских финансов, успешного решения проблем экономического развития.
Говоря о значении государственного кредита в современных условиях, необходимо иметь в виду, что он служит мощным средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами (к, с. 24). Анализ бюджетного дефицита предполагает выяснение таких вопросов, как его величина и динамика, источники покрытия и характер использования привлекаемых средств. Государство может черпать дополнительные ресурсы практически из трех источников:
эмиссия бумажных денег, которая решает текущие проблемы, но одновременно провоцирует инфляционные процессы в экономике;
заимствование на внутренних финансовых рынках, которые происходят в ущерб инвестициям в производство, что снижает не только потенциал экономического роста, но и приток дополнительных налогов в будущем;
внешние заимствования на мировых финансовых рынках, которые для государства могут рассматриваться как наиболее благоприятные (8, с. 7)
При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства используются для финансирования экономических и социальных программ. Таким образом, государственный кредит является рычагом укрепления финансового положения государства, способствуя достижению равновесия между расходами и доходами государственного бюджета, и выступает важным источникам ускорения экономического развития.
Однако функционирование кредита ведет к образованию государственного долга, который является наиболее полной количественной характеристикой кредитных отношений государства (4, с. 25). Быстрый рост государственного долга и расходов на его обслуживание является одной и наиболее серьезных проблем, которую приходится решать федеральному Правительству уже многие годы.
Основы обострения кризиса финансовой системы России были заложены еще в 1995 г., когда после прекращения эмиссионного финансирования бюджетного дефицита власти не решились перейти к кардинальным мерам по оздоровлению бюджета. Вместо сбора налогов и сокращения расходов был допущен значительный рост госдолга вместе с наращиванием взаимозачетов, налоговых освобождений и других денежных суррогатов. Следствием явилось нарастание объема государственного долга при снижении реального ВВП.
На протяжении
9 лет расходы бюджета
По состоянию на середину 1997 г. объем долга федерального Правительства России составлял, по данным Минфина РФ, 214, 6 млрд. долл., или 47 % ВВП. При этом 58 % российских долгов приходилось на внешние обязательства.
Снижение отношения «госдолг/ВВП» является в основном результатом крайней недооценки российской национальной валюты в 1992-1994 годах. В результате несоответствия обменного курса рубля его покупательной способности, валовый внутренний продукт в долларовом выражении имел незначительную величину. По мере приближения обменного курса к паритету покупательной способности ВВП России в долларовом выражении увеличивался, несмотря на снижение этого показателя в постоянных рублевых ценах.
В то же время рост отношения госдолга к ВВП за первую половину 1997 г. на 1, 4 процентного пункта можно рассматривать как негативный факт, свидетельствующий о росте долговой нагрузки на российскую экономику.
Основная причина роста государственного долга - несбалансированность федерального бюджета и использование безинфляционных способов финансирования его дефицита. Логичным следствием такого сочетания обстоятельств явился быстрый рост расходов на обслуживание долга Российской Федерации. В первой половине 1997 г. эта статья расходов заняла 31 % в расходах федерального бюджета. Расходование четверти доходов бюджета на обслуживание государственного долга серьезно ослабляет экономические позиции федерального Правительства. Крайне мало стран в мире используют на процентные платежи по долгам свыше 20 % бюджетных расходов. По доле затрат на обслуживание госдолга России занимает место в первой пятерке стран, «лидирующих» по этому показателю (5, с. 22).
За истекшие годы России удалось преодолеть состояние фактического валютного банкротства, когда после развала СССР были прекращены выплаты зарубежным кредиторам и заблокированы валютные счета отечественных владельцев. Тем не менее накопление процентов по просроченным долговым обязательствам, унаследованным от бывшего Советского Союза, и продолжение заимствований за рубежом уже новыми властями обусловили дальнейшее наращивание внешнего долга страны (1, с. 56).
После распада СССР в конце 1991 г. России пришлось в срочном порядке взять на себя союзные обязательства перед иностранными кредиторами. В итоге внешний долг увеличился с 29 млрд. долл. (50 % экспорта) в 1985 г. до 119 млрд. долл. (260 %) в 1994 г., 130 млрд. долл. (265 %) в 1995 г. (13, с. 18)
Старые обязательства увеличились на 6, 4 млрд., тогда как новые официальные заимствования составили за 5 лет 21, 1 млрд. долл. Но это еще не вся сумма долга российского государства, которая вместе с процентом должна быть оплачена иностранной валютной с выделением необходимых рублевых средств из федерального бюджета. В нее следует включить валютный долг по облигациям Внешэкономбанка (около 7, 5 млн. долл.), а также продажу нерезидентам ГКО-ОФЗ, евробондов и других государственных ценных бумаг (свыше 7 млрд. долл.). С учетом названных сумм общий объем валютных долгов вплотную приблизился к отметке в 140 млрд. долл., что делает Россию самым крупным международным должником (1, с. 58).
Таблица.
Внешний долг РФ на 1 июля 1997 года (млн. долл.)
Долг правительства РФ
Многосторонние кредиторы
Международный валютный фонд
Мировой банк
Другие
Правительства и государственные агентства
Облигации
Коммерческие кредиторы
28, 8
17, 2
13, 2
3, 8
0, 2
7, 4
4, 1
0, 1
Долг СССР, принятый на себя Россией
Правительства и государственные агентства
Информация о работе Проблемы формирования государственного кредита и обслуживания госдолга