Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 03:19, курсовая работа
Целью настоящей работы является выявление общих тенденций развития государственного кредита в России, а также государственного долга как результата функционирования кредита.
Банк
России намерен предпринять
В целях восстановления финансового рынка правительство России в Ближайшее время начнет размещение краткосрочных государственных ценных бумаг. Будет расширен спектр бумаг, выпускаемых для населения.
Правительство и Банк России обращается к Федеральному собранию с законодательной инициативой по ужесточению контроля за оттоком валютных средств за рубеж. Одновременно правительство и Банк России намерены предпринять в этой области срочные действия в рамках имеющихся полномочий (7, с. 4).
Впервые Минфином подготовлен трехлетний бюджет на 1999-2001 гг. Он уже рассматривался в Правительстве. Разработан бюджет на 1999 г., а также основные параметры бюджета на ближайшие три года. Поэтому работа по перспективному планированию развития федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ будет постепенно поставлена на постоянную методическую основу.
Сейчас начинается работа, связанная с перспективами развития всей страны на 10 лет. Это касается не столько каких-то конкретных бюджетных обязательств, сколько управления государственным долгом. Создается система, которая позволит достаточно точно определить платежи России на 10 лет вперед по внутреннему и внешнему долгу. Одновременно проводится работа над созданием системы управления госдолгом в целом (6, с. 2).
Рассмотренные выше новые инструменты на рынке госдолга должны позволить в будущем проводить более рациональную денежно-кредитную политику, направленную на решение бюджетных проблем нашего государства. В настоящее время существует неблагоприятная динамика госдолга. Это и послужило разработке новых методов ее регулирования.
Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями - величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экономического роста.
Динамика реального государственного долга определяется двумя основными факторами: во-первых, долей первичного дефицита; во-вторых, соотношением реального процента по внутренним и внешним обязательствам, учитывающим динамику реального курса доллара и темп роста ВВП. Та, экономический подъем, сопровождаемый реальным повышением курса отечественной валюты, может заметно снизить долю внешнего долга по отношению к доле внутреннего долга. Определение направлений изменения структуры государственного долга должно учитывать все эти параметры и подчиняться логике задач, стоящих перед экономикой.
Логика
конкретных макроэкономических решений
может диктоваться
В ближайшие 2-3 года принципиальными задачами фискальной политики являются: проведение налоговой реформы (ввод в действие налогового кодекса, повышение собираемости налогов); сокращение неэффективных бюджетных расходов и увеличение социальных расходов, важных в аспекте стимулирования экономического роста (на науку, образование, медицину). решить эти задачи без значительных социально-политических издержек можно лишь при условии поддержания определенного уровня финансирования бюджетной сферы.
В условиях начинающегося экономического подъема можно осторожно корректировать политику накопления государственного долга с учетом необходимости финансирования ключевых социальных направлений. Такая коррекция допустима лишь в той мере, в какой уже достигнута стабилизация государственного долга. Причем все усилия должны быть сосредоточены на снижении реальной стоимости его обслуживания и согласовании его динамики с темпами экономического роста.
Валютная структура долга определяется условием Бюджетного кодекса РФ: определенный объем внешних заимствований не должен превосходить размер платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга (то есть прирост внешнего долга не должен превышать стоимость его обслуживания).
Накопление государственного долга может происходить в условиях реализации различных вариантов управления. Выигрыш от применения более экономных вариантов заключается в том, что обеспечивается дополнительное финансирование бюджетных расходов, двояким образом стимулирующее экономический рост. Во-первых, достигается непосредственный краткосрочный эффект: благодаря снижению напряженности бюджетных выплат обеспечивается мультипликативное сокращение неплатежей. Как следствие уменьшается величина взаимозачетов, снижаются налоговые санкции, оказывающие деструктивное влияние на налоговое поведение предприятий. Отпадает необходимость в использовании разного рода суррогатов, обслуживающих отношения между бюджетом и предприятиями и на самом деле способствующих сохранению неплатежей. Тем самым устраняется перераспределение доходов в пользу финансовых посредников и в конечном счете снижается налоговая нагрузка на предприятия. Во-вторых, имеет место долгосрочный эффект экономии обслуживания долга - дополнительные возможности увеличения вложений в человеческий капитал страны (3, с. 73).
При сохранении текущих тенденций динамики расходов и дефицита федерального бюджета может возникнуть угроза платежеспособности России. Поэтому наряду с мерами по снижению дефицита бюджета в сложившихся условиях крайне важно изменить в ближайшее время и в среднесрочной перспективе структуру государственных заимствований на основе перехода к финансированию дефицита федерального бюджета в основном за счет размещения среднесрочных заемных инструментов. Задача состоит в том, чтобы, управляя государственным долгом, замещать короткие и дорогие долги длинными и дешевыми. В целях удлинения государственного внутреннего долга будет существенно сокращено привлечение средств путем размещения государственных краткосрочных обязательств. При этом в целях снижения банковских процентных ставок предусматривается сократить объем внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета и обеспечить соответствующее снижение доходности по государственным ценным бумагам.
Предстоит в полной мере реализовать программу по оптимизации государственных заимствований, маневрируя внутренними и внешними займами. Так, например, уже осуществляются операции по выкупу дорогих выпусков ГКО за счет средств, привлеченных при размещении евробондов. Это привлечет за собой увеличение доли более дешевых внешних заимствований. При этом привлечение внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета должно осуществляться осторожно.
В результате проводимой политики важно обеспечить ограничение темпов роста государственного долга темпами роста ВВП. В 1999 г. предстоит стабилизировать за счет указанных мер долю процентных расходов в бюджете, а с 2000 г. - снижать ее.
С точки зрения управления государственным долгом важной проблемой является обеспечение контроля за заимствованиями субъектов РФ. В настоящее время регионы часто не в состоянии платить по уже имеющимся обязательствам по внутренним займам, что ставит под сомнение возможность своевременного и полного выполнения ими обязательств по внешнему долгу. Кроме того, неконтролируемый рост региональных заимствований приводит к росту дефицита расширенного правительства. Данные негативные тенденции могут отрицательно повлиять на кредитный рейтинг России и соответственно создать проблемы с размещением еврооблигаций федерального Правительства (12, с. 15).
По результатам выполненной работы можно сделать следующие выводы: 1) система государственного кредитования возникла в России еще в начале XVIII в. Она постоянно совершенствовалась, создавая новые возможности для развития экономики страны. Возникли различные формы государственного кредита. Однако все это имело и негативные последствия, как, например, быстрое нарастание государственного долга. Госдолг является наиболее полной количественной характеристикой кредитных отношений государства. Величина его показывает лишь одну результативную сторону отношений: задолженность государства, образовавшуюся за период, соответствующий количеству лет функционирования самого долгосрочного действующего займа, срок погашения которого наступает в текущем году; 2) в настоящий период положение России на рынке внутреннего и внешнего долга можно охарактеризовать как неблагоприятное. К основным причинам данного факта следует отнести дефицитность госбюджета, нестабильность на рынке государственных ценных бумаг; 3) способами стабилизации госдолга являются, прежде всего, сокращение неэффективных бюджетных расходов, а также дефицита госбюджета, изменение структуры государственных заимствований и т. д.; 4) наличие госдолга предполагает осуществление мер по управлению им. В их число входят выплаты доходов кредиторам и погашение займов, изменение условий выпущенных займов, определение условий эмиссии и выпуск новых займов. В настоящее время на рынке государственного долга разрабатываются новые инструменты его управления с целью поддержания финансовой устойчивости и кредитного рейтинга страны.
Таким образом, в данной работе были раскрыты основные направления и проблемы изученной темы.
Информация о работе Проблемы формирования государственного кредита и обслуживания госдолга