Разработка финансовой стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в оценке финансовой политики предприятия и разработке направлений по её совершенствованию.

Содержание

Введение. 3
Теоретические основы оценки финансовой
политики предприятия. 5
Сущность финансовой политики предприятия,
ее цель и задачи. 5
1.2. Этапы и принципы финансовой политики предприятия. 9
1.3. Методы формирования финансовой политики предприятия. 15
2. Оценка финансовой политики предприятия
на примере ОАО "Хлебозавод № 45". 18
2.1. Общая характеристика предприятия. 18
2.2 .Оценка эффективности финансовой политики. 22
3. Основные направления совершенствования
финансовой политики ОАО "Хлебозавод № 45". 27
3.1. Разработка финансовой стратегии предприятия. 27
Заключение. 31
Приложение. 33
Список использованной литературы. 38

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 85.73 Кб (Скачать документ)

Оборотные средства - это  совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств.

Показатели эффективности  использования оборотных средств  ОАО "Хлебозавод № 45" за 2008 - 2010 гг. представлены в таблице 2.

Как следует из таблицы  2 в 2008 году стоимость оборотных средств предприятия составляла 15382 тыс. руб., в 2009 году - 19229 тыс. руб. В 2009 году по сравнению с 2008 годом стоимость оборотных средств предприятия увеличивается на 3847 тыс. руб. или на 25%. В 2010 году предприятие дополнительно вовлекает в оборот оборотный капитал и сумма оборотных средств увеличивается до 23092,5 тыс. руб. В 2010 году по сравнению с 2009 годом стоимость оборотных средств увеличивается на 3863,5 тыс. руб. или 20,1%, что обусловлено увеличением стоимости сырья, материалов и других аналогичных ценностей, а также ростом стоимости готовой продукции и товаров для перепродажи.

Чистая прибыль предприятия увеличивается в 2009 году по сравнению с 2008 годом с 3350 тыс. руб. до 10543 тыс. руб., т.е. на 7193 тыс. руб. или в 3,1 раза. В 2010 году по сравнению с 2009 годом Чистая прибыль снижается на 250 тыс. руб. и составляет лишь 10293 тыс. руб. В результате рентабельность оборотного капитала повышается с 21,8 % в 2008 году до 54,8 % в 2009 году и снижается до 44,6 %  в 2010 году.

Выручка от продажи за анализируемый  период обнаруживает устойчивую тенденцию  к росту: в 2009 году по сравнению с 2008 годом показатель увеличивается с 168051 тыс. руб. до 217498 тыс. руб., т.е. на 49447 тыс. руб. или 29,4%. Увеличение показателя в 2010 году по сравнению с 2009 годом составило 41042 тыс. руб. или 18,9%.

Увеличение выручки от продаж за 2008 - 2010 гг. обусловило рост показателя оборачиваемости оборотного капитала, рассчитываемой делением выручки от продаж на среднегодовую стоимость оборотных средств. В 2008 году оборотный капитал совершал 10,9 оборота за год, в 2009 году - 11,3 оборота. Оборачиваемость оборотного капитала снизилась до 11,2 оборота в 2010 году. Соответственно продолжительность оборота в днях сокращается с 33,5 дн. в 2009 году до 32,6 дн. в 2010 году.

Рентабельность оборотного капитала составила 21,8% в 2008 году, увеличилась на 33,0% в 2009 году по сравнению с 2008 годом и достигла уровня 54,8%. В 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдается снижение рентабельности до 44,6%, т.е. на 10,2%.

Достаточная обеспеченность предприятий трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий  уровень производительности труда  имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. Эффективность использования трудовых ресурсов выражается в уровне производительности труда.

Показатели эффективности  использования трудовых ресурсов ОАО "Хлебозавод № 45" представлены в  таблице 3.

Производительность труда  на предприятии в 2009 году по сравнению  с 2008 годом увеличилась на 48,4 тыс. руб. /чел. и составила 224,9 тыс. руб. /чел. В 2010 году производительность труда  составила 260,1 тыс. руб. /чел. и превысила  уровень 2009 года на 35,2 тыс. руб. /чел. или 15,7%. Среднемесячная заработная плата  также обнаруживает тенденцию к  росту с 5,48 тыс. руб. в 2008 году до 6,12 тыс. руб. в 2009 году и до 7,27 тыс. руб. в 2010 году, т.е. в целом за период 2008 - 2010 гг. рост среднемесячной заработной платы составил 1,79 тыс. руб. или 32,7%. Таким образом, темпы роста производительности труда на ОАО "Хлебозавод № 45" ниже темпов роста заработной платы, что свидетельствует о преобладании экстенсивного типа развития. В целом можно сделать вывод о повышении эффективности использования трудовых ресурсов на ОАО "Хлебозавод № 45" за период 2008 - 2010 гг.

Таким образом, финансово - экономическая  деятельность ОАО "Хлебозавод № 45" за период 2008 - 2010 гг. характеризуется  следующими результатами. В 2010 году по сравнению с 2008 годом произошло  увеличение стоимости основных средств  на 26,2%, фондоотдачи - на 20,7%, рентабельности основных средств - более чем в 2,4 раза. Прослеживается тенденция основных показателей эффективности использования  оборотных средств на ОАО "Хлебозавод № 45" за 2008 - 2010 гг. к росту. В 2010 году по сравнению с 2008 годом произошло  увеличение стоимости оборотных  средств на 50,1%, коэффициента оборачиваемости - на 2,8%, рентабельности оборотных средств - более чем в 2 раза. Трудовые ресурсы  используются эффективно, о чем свидетельствует  рост производительности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Оценка эффективности финансовой политики.

 

Основными показателями, характеризующими эффективность финансовой политики предприятия являются:

1) показатели финансовой  устойчивости и платежеспособности  предприятия;

2) показатели кредитоспособности  и ликвидности баланса предприятия;

3) показатели финансовых  результатов деятельности предприятия.

Финансовые результаты деятельности ОАО "Хлебозавод № 45" за 2008 - 2010 гг. представлены в таблице 4.

Из данных таблицы 4 следует, что прибыль от продаж, рассчитываемая как разность между выручкой от продаж и себестоимостью продаж, составила  в 2008 году 7490 тыс. руб. В 2009 году по сравнению  с 2008 годом прибыль от продаж увеличилась  на 7196 тыс. руб. или на 96,1% и составила 14686 тыс. руб. В 2010 году по сравнению  с 2009 годом произошло снижение показателя до 13493 тыс. руб., снижение составило 1193 тыс. руб. или 8,1%.

Аналогичная тенденция прослеживается и по показателю чистой прибыли: чистая прибыль составила в 2008 году 3350 тыс. руб. В 2009 году по сравнению с 2008 годом  чистая прибыль увеличилась на 7193 тыс. руб. или в 3,1 раза и составила 10543 тыс. руб. В 2010 году по сравнению  с 2009 годом произошло снижение показателя до 10293 тыс. руб., снижение составило 250 тыс. руб. или 2,4%.

Рентабельность продаж составила 4,46% в 2008 году и увеличилась до 6,75% в 2009 году. В 2010 году рентабельность продаж по сравнению с 2008 годом снизилась  на 1,53% и составила 5,22%. Рентабельность продаж отражает отношение прибыли  от продаж к выручке, полученной организацией в отчетном году и характеризует эффективность рыночной деятельности предприятия. Определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции (товаров, работ, услуг) на 1 рубль выручки.

Рентабельность основной деятельности характеризует сумму  прибыли от продаж, приходящиеся на каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции. В 2008 году на 1 рубль  затрат предприятие получало 2,3 коп. прибыли от продаж, в 2009 году - 5,2 коп. Рентабельность основной деятельности увеличилась в 2009 году по сравнению с 2010 годом на 2,9%, что свидетельствует о снижении эффективности основной деятельности предприятия. В 2010 году произошло снижение показателя до 4,2%, по сравнению с 2009 годом рентабельность основной деятельности снизилась на 1,0%.

Рентабельность внеоборотных активов рассчитываем делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость внеоборотных активов. Показатель отражает эффективность использования внеоборотного капитала организации. Определяет величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль, вложенный во внеоборотные активы. Рентабельность внеоборотных активов в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась с 10,5% до 30,2%, т.е. на 19,7 пункта, в 2010 году по сравнению с 2009 годом показатель снизился на 6,3% и составил 23,9%.

Рентабельность оборотных  активов отражает эффективность  и прибыльность использования оборотного капитала. Определяет величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль, вложенную  в оборотные активы. Рентабельность оборотных активов за 2008 - 2009 гг. увеличивается  с 21,8% до 54,8%, т.е. на 33,0%. В 2010 году по сравнению  с 2009 годом показатель снизился на 10,2% и составил 44,6%.

Рентабельность совокупных активов предприятия показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 рубль капитала предприятия (основного  и оборотного). Рентабельность капитала составила: в 2008 году - 7,1%, в 2009 году - 19,5%, в 2010 году - 15,6%.

Коэффициенты деловой  активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие  использует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные  показатели оборачиваемости.

Показатели оборачиваемости  имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота  средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала предприятия.

Деловая активность в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов - показателей оборачиваемости. Они очень важны для организации. Во-первых, от скорости оборота средств зависит размер годового оборота. Во-вторых, с размерами оборота, а следовательно, и с оборачиваемостью связана относительная величина условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов. В-третьих, ускорение оборота на той или иной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях.

То есть, финансовое положение  организации, ее платежеспособность зависят  от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.

Оборачиваемость средств, вложенных  в имущество предприятия, может  оцениваться:

а) скоростью оборота - количество оборотов, которое делают за анализируемый  период капитал предприятия или  его составляющие;

б) периодом оборота - средний  срок, за который возвращаются в  хозяйственную деятельность предприятия  денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности рассчитывается делением выручки от реализации на среднегодовую величину дебиторской  задолженности. В 2008 году он составлял 45,0 оборота, в 2009 году - 38,3 оборота, в 2010 году - 31,8 оборота. Аналогично рассчитываются и другие показатели оборачиваемости.

Коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности обнаруживает тенденцию к повышению, его значение увеличивается за анализируемый  период с 17,4 оборота до 23,1 оборота. Обращает на себя внимание то, что коэффициент  оборачиваемости кредиторской задолженности  значительно ниже коэффициента оборачиваемости  дебиторской задолженности.

Таблица 5.  На ОАО "Хлебозавод № 45" за 2008-2010 гг. наблюдается увеличение коэффициента оборачиваемости материальных оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости капитала предприятия вырос за анализируемый период с 3,5 оборота до 3,9 оборота.

Таким образом, анализ показателей  деловой активности позволяет сделать  вывод о ее повышении за анализируемый  период, что подтверждает рост коэффициентов  оборачиваемости.

Основная роль в системе  антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию  внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет  не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости  использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития.

Финансовая стабилизация в условиях кризисной ситуации последовательно  осуществляется по таким основным этапам:

Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался по результатам диагностики банкротства  масштаб кризисного состояния предприятия, наиболее неотложной задачей в системе  мер финансовой его стабилизации является восстановление способности  к осуществлению платежей по своим  неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение  процедуры банкротства.

Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия). Хотя неплатежеспособность предприятия  может быть устранена в течение  короткого периода за счет осуществления  ряда аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного  уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.

Обеспечение финансового  равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается  только тогда, когда предприятие  обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития, то есть создало предпосылки  стабильного снижения средневзвешенной стоимости используемого капитала и постоянного роста своей  рыночной стоимости. Эта задача требует  ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив  в отдельные параметры финансовой стратегии предприятия.

Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответствует  определенные ее внутренние механизмы, которые в практике финансового  менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический.

Оперативный механизм финансовой стабилизации представляет собой систему  мер, направленную, с одной стороны, на уменьшение размера текущих внешних  и внутренних финансовых обязательств предприятия в краткосрочном периоде, обеспечивающих срочное погашение этих обязательств. Принцип "отсечения лишнего", лежащий в основе этого механизма, определяет необходимость сокращения размеров как текущих потребностей (вызывающих соответствующие финансовые обязательства), так и отдельных видов ликвидных активов (с целью их срочной конверсии в денежную форму).

Информация о работе Разработка финансовой стратегии предприятия