Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование методологических аспектов бюджетирования для повышения эффективности работы организации. Анализ финансово - хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
•исследовать технологию бюджетирования;
•выполнить оценку бюджетирования принципы бюджетирования;
•осуществить анализ исполнения сводного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ………………………………………………………….5
1.Сущность, принципы бюджетирования предприятия……………………………………………………...…..5
2.Организационное обеспечение делегирования полномочий и ответственности при организации бюджетирования……………..8
3.Планирование - основа бюджетирования………………………….9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Автомобилист»………...13
2.1. Организационно – правовая форма деятельности………………..13
2.2. Управление персоналом……………………...…………………….16
2.3. Анализ финансового состояния предприятия ОАО
«Автомобилист».…….……………………...………………………21
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Автомобилист»………………………………………………………………...31
3.1. Анализ выявленных недостатков………………………………….31
3.2. Предложения по улучшению бюджетирования на
предприятии……………….…………………………………….….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...38
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..44
Оплата труда не ограничивается рамками заработанных коллективом средств. Контрактные оклады руководителям и специалистам в течение года пересматриваются, т.е. могут быть увеличены или уменьшены. Контрактной системой предусматривается вознаграждения за производственно-хозяйственные результаты работы на основании действующих положений.
Существует на предприятии и план оздоровления коллектива (предоставлено 40 работникам санаторно-курортные путевки на сумму 50 тысяч рублей), оказывается материальная помощь, выдаются ссуды на строительство и приобретение жилья.
Для поддержания уровня квалификации работников, диктуемого производственной необходимостью, проводится ежегодная аттестация кадров. По результатам аттестации разрабатывается план организации повышения квалификации и переподготовки персонала, а затем совершаются кадровые перестановки.
Для последовательного
повышения квалификации рабочих, получения
ими технических знаний, необходимых
для овладения передовой
• производственно-технические курсы;
• курсы целевого назначения;
• обучение рабочих вторым и смежным профессиям;
• экономическое обучение.
Единовременное пособие выплачивается:
• в связи с уходом на пенсию;
• работникам, достигшим юбилейного возраста 50, 55, 60 лет, награжденным грамотой, согласно приказу;
• пенсионерам, достигшим возраста 50, 60, 70, 80 лет на лечение ежегодно.
Кроме того, производятся следующие выплаты:
• оплата ритуальных услуг;
• женщинам при рождении ребенка;
• в случае смерти в результате несчастного случая на производстве;
• малообеспеченным и многодетным семьям и д.р.
Исходя из принципа «кадры решают все», руководство постоянно демонстрирует работу по удовлетворению требований и ожиданий персонала предприятия показывая перспективу продвижения по службе наделяя наиболее перспективных сотрудников дополнительными полномочиями, предоставляя всем равные стартовые возможности.
Удовлетворенность персонала повышается также за счет создания здоровой рабочей атмосферы в коллективе, организации технически оснащенных рабочих мест, участия в управлении изменениями в деятельности организации.
Средняя заработная плата рабочего ОАО «Автомобилист»
Фонд зар.платы /12 месяцев/ количество рабочих.
На 2005 год.
6 625 300/12/206=2 680 руб.
На 2006 год
7 502 700/12/208=3 005 руб.
В таблице 3 приведены данные о количестве рабочих и фонде заработной плате за 2005-2006 гг.
С начала года |
С начала года | ||
Средне списочная численность работников 2010 года. Чел. |
Средне списочная численность работников 2009 года. Чел. |
Фонд заработной платы работников 2010 года Тыс. Руб. |
Фонд заработной платы работников 2009 года Тыс. Руб. |
206 |
208 |
7502,7 |
6625,3 |
В таблице 4 приведены общие сведения о сотрудниках.
Сведения о сотрудниках в зависимости от их возраста и образования. | |
Наименование показателя |
1кв. 2009 г. |
Сотрудники возраст которых составляет менее 25 лет % |
7,5 |
Сотрудники возраст которых составляет от 25 до35лет% |
13,2 |
Сотрудники возраст которых составляет от 35 до 55 лет |
66,5 |
Сотрудники возраст которых составляет более 55 лет% |
12,8 |
Итого %: |
100 |
Из них: |
|
Имеющие среднее и/или полное общее образование,% |
72,6 |
Имеющие начальное и/или среднее профессиональное образование,% |
25,5 |
Имеющие высшее профессиональное образование |
1,9 |
В соответствии со статусом, целями и методами работы акционерного общества «Автомобилист» разработана и утверждена организационная структура предприятия которая основана на сочетании линейного - функционального принципа управления.
Основу линейно-функциональной системы
составляет "шахтный" принцип
построения и специализация
По каждой подсистеме формируются "иерархия" служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач. Для оценки служб, осуществляющих управление персоналам, используются такие параметры, как текучесть кадров, дисциплина труда и другие. Соответственно строится и система материального поощрения, ориентированная прежде всего на достижение высоких показателей каждой службой. При этом конечный результат работы организации в целом становится как бы второстепенным, ибо считается, что все службы в той или иной мере работают на его достижение.
Многолетний
опыт использования линейно-
2.3. Анализ финансового состояния предприятия ОАО «Автомобилист»
Наиболее общее представление о качественных изменениях в структуре активов предприятия, их источников, а также динамике этих изменений можно с помощью анализа отчетности.
На основание данных бухгалтерского баланса проведем общий аналитический анализ баланса.
Среднегодовая стоимость основного фонда.
Стоимость основного фонда на начало года + стоимость основного фонда на конец года/ 12 месяцев.
На 2009 год:
3513+2613/12= 510,5 тыс. руб.
На 2009 год среднегодовая стоимость основного фонда составила 510,5 тыс. руб.
В таблице 5 приведен аналитический баланс ОАО «Автомобилист» за 2008 и 2009 годы, тыс. руб.
Показатели |
Статьи баланса |
По состоянию на 01.01.2009 |
По состоянию на 31.12.2009 |
Актив |
|||
Текущие активы |
290-230 |
3592 |
3154 |
в том числе: |
|||
высоколиквидные активы |
260+250 |
1299 |
214 |
дебиторская задолженность |
240 |
625 |
1306 |
товарно-материальные запасы |
210 |
1655 |
1631 |
Фиксированные активы |
190+230 |
3998 |
3140 |
БАЛАНС |
11349 |
10671 | |
Пассив |
|||
Текущие пассивы |
690-660-640 |
3766 |
4384 |
в том числе: |
|||
кредиторская задолженность |
620 |
3759 |
4377 |
краткосрочные обязательства |
610 |
0 |
0 |
Долгосрочные обязательства |
590 |
0 |
0 |
Собственный капитал |
490+660+640 |
3824 |
1910 |
БАЛАНС |
11349 |
10671 |
Из таблицы 5 видно, что текущие и фиксированные активы уменьшились, а текущие пассивы увеличились. Собственный капитал уменьшился в 2 раза.
Ликвидность баланса – возможность субъекта хозяйствования
обратить активы в наличность и погасить
свои платежные обязательства, а точнее,
это степень покрытия долговых обязательств
предприятия его активами, срок превращения
которых в денежную наличность соответствует
сроку погашения платежных обязательств.
Она зависит от степени соответствия величины
имеющихся платежных средств величине
краткосрочных долговых обязательств.
Коэффициент общей текущей ликвидности – отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы и незавершенное производство, к общей сумме краткосрочных обязательств. Он показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы.
К.т.л.= Текущие активы/Краткосрочные обязательства =
=(Оборотные
активы – Расходы будущих
(Краткосрочные обязательства – Доходы будущих периодов – Резервы предстоящих расходов и платежей)
На начало года К.т.л. = (3516 - 47) / (4102 – 336) = 0,9
На конец года К.т.л. = (2658 - 39) / (4804 – 420) = 0,6
Чем больше величина этого коэффициента, тем выше уверенность кредиторов, что долги будут погашены.
Нормальным считается значение коэффициента, больше или равное двух. В нашем случае, рассчитанный коэффициент общей текущей ликвидности не удовлетворяет указанным требованиям, а также наметилась тенденция к его понижению, т.е. возросла вероятность того, что предприятие не сможет погасить свои долги.
Коэффициент промежуточной (критической) ликвидности - отражает платежные возможности предприятия для своевременного и быстрого погашения дебиторской задолженности.
К.п.л.= (Текущие активы – Запасы - НДС, относящиеся к неликвидам - Дебиторская задолженность, признанная сомнительной ) / Краткосрочные обязательства;
На начало года К.п.л. = (7590 – 1655 – 13 – 1107) / 4102 = 1,3
На конец года К.п.л. = (6294 – 1631 – 3 - 1788) /4804 = 0,6
Нормальное значение коэффициента больше единицы, а в нашем случае его величина значительно ниже нормативного уровня в конце года, т.е. ОАО «Автомобилист» не сможет быстро и вовремя погасить свою дебиторскую задолженность, ему не хватит собственных денежных средств.
Коэффициент срочной ликвидности – отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой, ожидаются в ближайшие 12 месяцев, после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7-1. Если в составе оборотных активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги), то это соотношение может быть меньшим. В нашем примере:
На начало года К.с.л.= 1299 + 0 +625) / 3759 = 0,5
На конец года К.с.л.= (214 + 0 + 1306) / 4377 =0,3
Полученные значения этого коэффициента свидетельствуют о том, что их величина не удовлетворяет нормативному значению, хотя в составе оборотных активов на начало года около 50% составляют абсолютно ликвидные активы, однако в конце года денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги) занимают незначительную долю в общей сумме ликвидных активов, кроме того, значительно возросла дебиторская задолженность, что свидетельствует об ухудшении ликвидности ОАО «Автомобилист» к концу анализируемого периода.
Коэффициент абсолютной ликвидности – определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия (норма: 0,2-0,5). Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов.
На начало года К.а.л.= (1299 + 0) / 3759 = 0,3
На конец года К.а.л.= (214 + 0) / 4377=0,04
В нашем случае коэффициент на конец года значительно ниже нормативного уровня. При оценке уровня коэффициента абсолютной ликвидности хотелось бы проследить за скоростью оборота средств в текущих активах и скоростью оборота краткосрочных обязательств - если платежные средства оборачиваются быстрее, чем период возможной отсрочки платежных обязательств, то платежеспособность предприятия будет нормальной.
Соотношение текущих
активов и краткосрочных
На начало года: 7590 - 3759 = 3831 тыс.р.
На конец года: 6294 - 4377 = 1917 тыс.р.
Т.е. краткосрочные текущие пассивы ОАО «Автомобилист» полностью покрываются за счет текущих активов. Превышение оборотных активов над краткосрочными финансовыми обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которое может принести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности.
Таким образом, финансовые результаты деятельности предприятия на конец 2009 года, на основе предварительных данных - вычисленных коэффициентов платежеспособности и ликвидности, можно охарактеризовать как отрицательные: