Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:52, шпаргалка
Работа содержит Ответы на вопросы по дисциплине "Финансовому менеджменту".
1. Понятие, цели и этапы финансового менеджмента.
Ф.М. – это совокупность управленческих решений, связанных с приобретением, финансированием и управлением активами, направленные на реализацию целей предприятия. Основная цель ф.м. –максимизация рыночной стоимости предприятия. Задачи ф.м. – выживание в условиях конкуренции; избежание крупных финансовых неудач; минимизация расходов и максимизация прибыли; Этапы ф.м.- 1.обоснование главной цели; 2. определение конкретных задач; 3. установление критериев, влияющих на достижение цели;4. разработка финансовых планов;5. реализация намеченных решений; 6.текущий контроль за реализацией решений; 7. оценка результативности принятых решений.
2. Фундаментальные концепции финансового менеджмента.
Предпосылки функционирования ф.м.:1. внешние предпосылки (развитие рыночных отношений, преобразование механизма хозяйствования, развитие рыночной инфраструктуры, правовое обеспечение).2. внутренние предпосылки( финансовая самостоятельность, налаженный учет и отчетность, наличие профессиональных менеджеров). Фундаментальные концепции ф.м. 1. концепция денежного потока,2. концепция временной стоимости денежных средств,3. концепция компромисса между риском и доходностью, 4. концепция стоимости капитала, 5. концепция эффективного рынка, 6. концепция ассимитричности информации, 7.концепция агентских отношений, 8. концепция альтернативных затрат , 9. концепция временной неограниченности.
3. Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента.
Это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления информации о финансовом состоянии предприятия . Пользователи информации подразделяются на внешние и внутренние. Принципы составления отчетности: принцип экономической единицы учета, принцип двойной записи, принцип денежной оценки, принцип периодичности, принцип функционирующего предприятия, принцип начислений, принцип соответствия доходов расходам отчетного периода. Информация, включаемая в отчетность, должна соответствовать следующим критериям: уместность, своевременность, достоверность, нейтральность, понятность, сопоставимость. Ограничения по информации, включаемую в отчетность: конфиденциальность, оптимальное соотношение затрат и выгод.
4. Содержание и виды финансового анализа.
Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами). Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:определение финансового положения;выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;прогноз основных тенденций финансового состояния. Классификации методов финансового анализа: Горизонтальный анализ (временной) - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. За 100% принимаются все показатели базисного периода.Вертикальный анализ (структурный) - определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. За 100% принимается итоговое значение отчетной формы.Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный анализ.Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей. Виды финансовых коэффициентов: ликвидности, платежеспособности, финансовой независимости, устойчивости, деловой активности, рентабельности и др.Сравнительный анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со средне отраслевыми и средними хозяйственными данными.Финансовый анализ – исследование финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития. По целям осуществления финансовый анализ делится на следующие формы: - по организации управления: 1) внутренний, 2) внешний; - по объему аналитического исследования: 1) полный финансовый анализ, 2) тематический; – по объекту финансового анализа: 1) анализ финансовой деятельности предприятия в целом, 2) анализ финансовой деятельности отдельных подразделений предприятия, 3) анализ отдельных финансовых операций; – по периоду проведения: 1) предварительный финансовый анализ, 2) текущий, 3) оперативный (краткий период времени), 4) ретроспективный или последующий.
5. Анализ структурной ликвидности баланса.Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. В данном случае актив делится по степени ликвидности, а пассив – по степени срочности.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие условия:
1. Наиболее ликвидные активы А1 наиболее срочных обязательств П1;
2. Быстрореализуемые активы А2 краткосрочных кредитов и займов П2;
3. Медленно реализуемые активы А3 долгосрочных кредитов банка и займов П3;
4. Трудно реализуемые активы А4 собственного (акционерного) капитала, находящегося постоянно в распоряжении предприятия П4.
А1 – денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;
А2 – дебиторская задолженность и прочие оборотные активы;
А3 – запасы и затраты;
А4 – внеоборотные активы;
П1 – кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства;
П2 – краткосрочные кредиты банка и займы;
П3 – долгосрочные кредиты банка и займы;
П4 – собственный капитал, находящийся в распоряжении предприятия.
Далее рассчитывается коэффициент ликвидности баланса по формуле (норматив 1):
Кл.б = (А1+0,3А2+0,5А3) / (П1+0,3П2+0,5П3)
6. Определение и классификация финансовых рисков.
Ф.р. – это риски, связанные с вероятностью потерь финансовых ресурсов. Финансовые риски: 1. связанные с покупательной способностью денег( инфляционный, дефляционный, валютный, риск ликвидности)2. риски, связанные с финансовыми вложениями( риск упущенной выгоды, риск снижения доходности – процентный и кредитный, риск прямых финансовых потерь- биржевой селективный, риск банкротства).3. риск, связанный с изменением спроса, 4. риск, связанный с привлечением заемных средств. Все виды финансовых рисков поддаются количественной оценке: определяется вероятность поступления финансовых потерь; рассчитывается размер возможного ущерба; определяются допустимые ошибки в прогнозных расчетах, не приводящие к серьезному ухудшению финансового состояния.
7. Анализ финансовой устойчивости с выделением зон риска.
Данная методика оценки основана на модели балансовой устойчивости. F + Z + R c = U c + K T + K t + R p, где F основные средства и вложения, Z – запасы и затраты, R c денежные средства, дебиторская задолженность и прочие оборотные активы, U c собственные средства, K Tдолгосрочные кредиты и займы, K tкраткосрочные кредиты и займы,
R p кредиторская задолженность и прочие обязательства. На основе баланса рассчитываются 3 показателя финансовой устойчивости: 1 излишек или недостаток собственных источников формирования запасов и затрат: ± E c = Uc - F –Z. 2. излишек или недостаток собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат,
± E T = Uc - F –Z + K T , 3. излишек или недостаток общей величины источников формирования запасов и затрат. ± E H = Uc - F –Z + K T + K t
Зоны финансовой устойчивости и соответствующие зоны риска: 1. абсолютная финансовая устойчивость (безрисковая зона E c >0 , E T >0 , E H>0. 2. нормальная финансовая устойчивость E c ≈ 0 , E T >0 , E H>0 . 3. Неустойчивое финансовое состояние (зона повышенного риска) E c < 0 , E T >0 , E H>0 . 4. критическое финансовое состояние (зона критического риска). E c < 0 , E T < 0 , E H>0. 5. критическое финансовое состояние, зона недопустимого риска E c < 0 , E T < 0 , E H< 0.
8. Оценка риска банкротства субъекта хозяйствования.
В качестве критериев для диагностики риска банкротства по действующему законодательству выступают следующие показатели: 1. коэффициент текущей ликвидности= оборотные активы- расходы будущих периодов / (краткосрочные обязательства – доходы будущих периодов) ; ≥1,7. 2. коэ-т обеспеченности собственными оборотными средствами = (собственные средства- внеоборотные активы) / оборотные активы;≥0,2; Эти показатели рассчитываются за определенный период. Если оба коэф-та соответствуют нормативу, то рассчитывается коэф-т утраты платежеспособности на срок 3 месяца= (Коэф-т тек.ликв. на конец + 3/Т (Коэф-т т.л. на конец- Коэф-т т.л. на начало)) / Ктл нормативный;≥ 1; Т -продолжительность анализируемого периода в месяцах. Если хоты бы один из 2-х первых показателей не соответствует нормативу, то рассчитывается коэф-т восстановления платежеспособности на срок 6 месяцев. Коэф-т вост. = (Коэф-т тек.ликв. на конец + 6/Т (Коэф-т т.л. на конец- Коэф-т т.л. на начало)) / Ктл нормативный, ≥ 1. варианты финансовых решений: 1. При удовлетворительной структуре баланса и наличии возможности утратить платежеспособность предприятие ставится на соответствующий учет.2. При неудовлетворительной структуре баланса и наличии возможности восстановить платежеспособность предприятию дается отсрочка. 3. при неудовлетворительной структуре баланса и отсутствии возможности восстановить платежеспособность, предприятие признается неплатежеспособным.
9. Процедура банкротства субъекта хозяйствования.
Главная цель белорусского закона о банкротстве – это применение максимального количества мер, направленных на сохранение и оздоровление проблемных предприятий. Схема процедуры банкротства: 1. заявление о банкротстве (не более 5 дней) – защитный период (не более 3 месяцев – мировая санация(срок неограничен)- производство по делу прекращается ); конкурсное производство – санация(срок не более 1,5-3 года) – ликвидация(срок не более года) – долги считаются урегулированными. Наказуемыми считаются следующие незаконные действия : 1.ложное банкротство,2. преднамеренное банкротство, 3. злостное банкр., 4. срыв возмещения убытков.
10. Содержание финансового планирования и прогнозирования.
Прогнозирование фактически должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов. Посредством финансового планирования намеченные прогнозы конкретизируются.
Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Бюджет является инструментом как для планирования, так и для контроля. В самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности компании в будущем. Бюджет как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений. Различают краткосрочное и долгосрочное планирование. например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы. В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).
11. Принципы и методы финансового планирования.
Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия. Методология финансового планирования базируется на следующих важнейших принципах: объективной необходимости использования финансового планирования как первоначальной стадии управления финансами; принципе эффективности, ориентирующем его на получение положительных финансовых результатов; принципе комплексности и единства цели, предполагающем согласование производственных и финансовых заданий, движения материальных и финансовых ресурсов, планов на разных уровнях управления; принципе научности, обеспечивает реальность, эффективность намечаемых заданий. В действующей практике финансового планирования применяются в основном следующие методы: метод экономического анализа, коэффициентный, нормативный, экспертных оценок, программно-целевой, экономико-математическое моделирование, балансовый метод. Балансовый метод является наиболее объективным, так как позволяет увязать расходы с источниками их покрытия, согласовать движение различных видов ресурсов, предупредить возможные диспропорции между расходами и поступлениями денежных средств в определенные отрезки времени.
12. Система финансовых планов.
Финансовый план предприятия является составной частью бизнес-плана. Поэтому разработка финансового плана тесно связана со всеми разделами бизнес-плана и основывается на них. Финансовый план состоит обычно из следующих разделов.