Система пенсионного обеспечения в РФ и её влияние на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание

В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость. Такой механизм - Пенсионная система – это

Содержание

Введение..……………………………………………………………………………..3
Глава 1: Понятие о пенсионной системе и пенсионном обеспечении в РФ…4
1.1 Институты пенсионного обеспечения………………………………………..4
1.2 Структура пенсионной системы………………………………………………6
1.3 Государственное пенсионное обеспечение…………………………………8
1.4 Формирование финансовых ресурсов пенсионной системы………………11
1.5 Негосударственное пенсионное обеспечение………………………………14
1.6 Инвестиционная политика НПФ……………………………………………..17
Глава 2: Реформа пенсионного обеспечения в РФ……………………………..20
2.1 Становление системы пенсионного обеспечения в РФ……………………20
2.2 Предпосылки пенсионной реформы…………………………………………23
2.3 Пути проведения пенсионной реформы…………………………………….25
2.4 Проведение пенсионной реформы…………………………………………..27
Глава 3: Пенсионные фонды в РФ………………………………………………29
3.1 Анализ деятельности пенсионного фонда РФ на основе бюджета
на 2002год…………………………………………………………………………….29
3.2 Анализ деятельности НПФ……………………………………………………31
3.3 Перспективы развития НПФ………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 80.25 Кб (Скачать документ)
 

     В соответствии с Законом «О Негосударственных  пенсионных фондах» основные звенья системы негосударственного пенсионного  обеспечения трактуются следующим  образом:

       Вкладчик  – юридическое или физическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и перечисляющее пенсионные взносы в пользу назначенных им участников. Вкладчики имеют право: требовать от фонда выполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объёме; представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников; обжаловать действия фонда в порядке, установленном законодательством РФ; требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда или пенсионным договором.

       Пенсионный договор – соглашение между фондом и вкладчиком фонда в пользу участника фонда, в силу которого вкладчик обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд в установленные сроки и в определённых размерах, а фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований выплачивать участнику установленную пенсию.

       Участник  – физическое лицо, являющееся гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому в силу заключённого договора между вкладчиком и фондом должны производиться или производятся пенсии. Участник может быть вкладчиком в свою пользу.

       Управляющая компания – коммерческая организация в форме хозяйственного общества, получившая в установленном порядке необходимые разрешения (лицензии) и осуществляющая управление пенсионными резервами фонда на основании договора.

       Депозитарий – профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, которой признаётся оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учёту и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарием может быть только юридическое лицо.

       Независимый актуарий – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,  имеющие разрешения (лицензии) и осуществляющие актуарное оценивание принятых фондом обязательств перед вкладчиками и участниками, порядка формирования пенсионных резервов, аккумулирования пенсионных взносов и выплаты негосударственных пенсий и выкупных сумм, а также актуарное оценивание инвестиционной политики фондов и управляющих.

     Каждое  звено в системе негосударственного пенсионного обеспечения выполняет  свои строго определенные функции. НПФ  выполняет следующие функции:

        разрабатывает   условия   негосударственного пенсионного  обеспечения участников и заключает  пенсионные договоры;

         аккумулирует пенсионные взносы;

         ведет пенсионные счета, информирует  вкладчиков и участников о  состоянии указанных счетов;

        заключает договоры с управляющим  (управляющими);

        формирует и размещает самостоятельно  или через управляющего (управляющих)  собственные средства, включая пенсионные резервы. Важно отметить, что на пенсионные резервы не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, управляющего и депозитария;

               ведет в  установленном порядке бухгалтерский учет и актуарные расчеты;

       производит выплаты негосударственных  пенсий;

       осуществляет контроль за своевременным  и полным поступлением средств в  фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;

       предоставляет контролирующим органам  информацию о своей деятельности.

    1. Инвестиционная  политика НПФ
 

     Следует также подчеркнуть, что НПФ по своей природе имеют двойственный характер.

     Во-первых, они могут рассматриваться как  важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального  положения нетрудоспособных членов общества. НПФ предоставляют людям  возможность иметь более высокие  доходы в старости, чем тот минимум, которым их будет способно обеспечить государство.

     Во-вторых, НПФ выступают в роли специфических  институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких  слоёв населения для осуществления  долгосрочных инвестиций. Небольшой  размер минимальных пенсионных взносов  при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а также  денежные ресурсы работодателей. Неликвидность  активов НПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяет  этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой  надёжностью и длительным сроком реализации. Практически ни один из других финансовых институтов не имеет  конкурентных преимуществ перед  НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, т. к. их деятельность ограничена более жёсткими требованиями ликвидности  активов.

     Инвестируемые ресурсы, аккумулируемые НПФ, теоретически могут образовываться за счёт собственного имущества фондов. А оно в соответствии с федеральным законодательством, подразделяется на имущество, предназначенное  для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) и пенсионные резервы. ИОУД  образуется за счёт совокупного вклада учредителей, целевых взносов вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов, используемых для  покрытия издержек фонда в соответствии с правилами фонда, а также  благотворительных взносов. Пенсионные резервы представляют собой сумму  чистых обязательств фонда перед  его участниками, т.е. современную  стоимость отсроченных выплат. Наличие  временного лага между поступлением взносов и пенсионными выплатами  позволяет НПФ до завершения выплат использовать его для финансирования инвестиционных программ.

     В этой связи большое значение имеет  инвестиционная политика НПФ и управляющей  компании, которая понимается как  основные направления использования  накопленных фондами финансовых ресурсов для обеспечения ожидаемого дохода при соблюдении установленных государством инвестиционных ограничений. При этом компания обязуется осуществлять инвестирование аккумулированных НПФ средств в интересах участников фонда и в рамках требований определяемых Правительством РФ в виде ежегодно обновляемого постановления. Смысл этих правил исходит из природы и назначения средств НПФ и состоит в ряде ограничений, в идеале стремящихся достичь две цели: максимизация надёжности при минимальном риске. В соответствии с Правилами (утверждёнными постановлением Правительства РФ) активы фондов в определённых пропорциях могут быть размещены в:

  • Ценные бумаги (облигации, акции, векселя, депозитные сертификаты) Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • Банковские вклады (депозиты);
  • Ценные бумаги других эмитентов;
  • Недвижимое имущество;
  • Валютные ценности;
  • Денежные средства на расчётном счёте;

Запрещается инвестирование активов  по следующим направлениям:

  • Предоставление займов и кредитов юридическим и физическим лицам;
  • Вложения в интеллектуальную собственность;
  • Осуществление торгово-посреднической, банковской и производственной деятельности;
  • Заключение договоров купли-продажи кроме заключаемых по перечисленным выше объектам инвестирования;
  • Оплата расходов по ведению дел фонда.

При размещении пенсионных резервов НПФ допускается  размещать:

    1. В векселя  не более 50% пенсионных резервов, и этот норматив представляется обоснованным с точки зрения соблюдения принципа надёжности, т.к. работа с данным видом  ценных бумаг достаточно рискованна;
    2. Если стоимость размещенных пенсионных резервов не превышает 1500000 рублей, процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков, категория надёжности которых по методике информационного центра «Рейтинг», не накладываются. Т.е. фондам с небольшими по сумме пенсионными резервами даётся самостоятельность в решении вопросов размещения;
    3. При размещении пенсионных резервов в паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнения правил и требований к составу и структуре и порядку размещения пенсионных резервов, заключаемого фондом и управляющим, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещённых в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются. Т.е. расширяется количество направлений, по которым у фондов есть возможность производить размещение пенсионных резервов;
    4. В порядке согласования предложений по ведению особого порядка размещения пенсионных резервов с Инспекцией по НПФ при соблюдении норм пенсионного законодательства [22, с.71-72].

 

Глава 2. Реформа пенсионного обеспечения в РФ

    1. Становление системы пенсионного  обеспечения в  России
 

     На  протяжении последних десяти лет  пенсионная система РФ претерпела существенные изменения, связанные с введением  в действие принципов пенсионного  страхования. Создана единая система  регистрации застрахованных лиц, работающих по найму, и самозанятого населения, приведены к единой базе состав заработка (дохода), из которого исчисляется пенсия, и страховые взносы  в Пенсионный фонд Российской Федерации, отработаны механизмы достижения финансовой сбалансированности доходов и обязательств системы  государственного пенсионного обеспечения, реализован персонифицированный учёт сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного  страхования. И по сей день высказываются  сомнения: нужно ли было отказываться от ранее принятой модели пенсионного  обеспечения и начинать реформу? Ведь в последние года финансовое положение Пенсионного фонда  было достаточно стабильно. К концу 1999 года ПФР  удалось полностью  ликвидировать задолженности по выплате пенсий, выплатной график с той поры соблюдается повсеместно  и неукоснительно. С 2000 года пенсии индексировались регулярно каждый квартал.

     Судя  по этим показателям, пенсионная система, на первый взгляд, была стабильна и  не нуждалась ни в каких существенных изменениях. Однако это только на первый взгляд. На деле же, использовавшаяся до недавнего времени пенсионная модель была крайне несовершенна. Даже профессионалы-пенсионщики  и те не могли заранее рассчитать, с чем встретят старость.

     Пенсионное  законодательство не было кодифицировано, до конца 2001 года в Российской Федерации  действовали одновременно 2 пенсионных закона, в равной мере дискриминировавших работающих устанавливаемыми ими ограничениями  по учитываемой ими заработной плате  при назначении пенсии. Логика этих ограничений понятна – законодатель устанавливал достаточно высокий коэффициент  замещения утраченного при выходе на пенсию заработка, однако пенсионная система не имела достаточно источников доходов для выполнения всех возникающих  обязательств. И тогда законом  устанавливались ограничения, отсекавшие часть обязательств и ограничивающие пенсионные права, прежде всего, лиц, получавших более высокие взносы, с которых  выплачивались более высокие  взносы.

     Так, по закону от 20.11.1990 года №340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (введён в действие в 1992 году) гражданин в зависимости от своего трудового стажа мог рассчитывать на пенсию в размере от 55 до 75% среднего заработка, либо за последние 2 года перед выходом на пенсию, либо за любые 5 лет подряд из всей трудовой деятельности. Однако пенсия, исчисленная по этой формуле, не могла превышать трёх минимальных размеров пенсии (168 рублей 47 копеек на начало 2001 года).

     Повысить  пенсию по Закону от 20.11.1990 года до более  реального уровня оказалось возможно только указами Президента Российской Федерации, которыми вводились дополнительные компенсационные выплаты к пенсии.. В результате обычной стала ситуация, когда пенсионер получал пенсию в размере 468 рублей, из которых 168 рублей были им заработаны как пенсия, а 300 рублей доплачивались ему как  компенсация. Пенсия для этой категории  получателей, по своей сути, превратилась в социальное пособие, назначаемое  в связи с достижением пенсионного  возраста.

     Новый закон № 113-ФЗ, принятый в 1997 году и  вступивший в силу в феврале 1998 года, должен был преодолеть это противоречие и восстановить утраченную связь  между зарплатой и размером пенсии. Согласно нормам данного закона, за работником было сохранено право  на получение пенсии в размере  от 55 до 75% заработка в зависимости  от стажа. А вместо трёх минимальных  пенсий законодатель установил в  качестве ограничителя размер средней  заработной платы в стране, установленной  для исчисления пенсии, и его отношение  к зарплате пенсионера. Данное отношение  было первоначально установлено  в размере 0,7 (т.е. зарплата пенсионера при назначении пенсий учитывалась  в размере не свыше 0,7 от средней  заработной платы по стране). В дальнейшем же отношение зарплат поэтапно повышали. И уже с мая 2001 года максимальный заработок, с которого начисляется  пенсия, стал на 20% превышать величину средней зарплаты по стране, установленной  для расчёта пенсии (на конец 2001 года это в денежном выражении составляло 2005 рублей). А максимальный размер трудовой пенсии достиг 90% от средней зарплаты по стране для исчисления пенсий [30, с.46]. Положение с выплатой пенсий на конец 2001 года представлено на следующих графиках. Анализ графиков показывает, что, повышая отношения зарплат, можно обеспечивать более полный учёт заработка у тех, кто получал высокую зарплату, и за счёт этого рост средней пенсии. Но в этом случае без повышения остаются те, чей заработок уже в полном объёме учтён по нормам закона №113-ФЗ при назначении пенсии. А также те, кто получает пенсию по закону от 20.11.1990 года. Но и те, и другие, как правило, - малообеспеченная категория пенсионеров. И таких у нас 15-16 млн. человек из 38,5 млн. получателей государственных пенсий. Причём среди них несколько миллионов при наличии полного трудового стажа до марта 2001 года получали пенсию в размере 468 рублей. Ненормально было бы отвернуться  от проблем этой категории на том основании, что они не заработали право на большую пенсию. С пенсиёй, составляющёй 45% прожиточного уровня пенсионера, выжить невозможно. Поэтому с марта 2001 года Указом Президента РФ минимальный размер пенсионной выплаты был установлен на уровне 600 рублей (а с августа – 660 рублей). Получатели минимальных пенсий горячо его поддержали. Получатели средних по размеру пенсий справедливо считали, что повышение должно происходить с одинаковыми темпами для всех пенсионеров вне зависимости от того, как обстоят дела с минимальными пенсиями и насколько оптимально соотношение между максимальной и минимальной пенсиями. Наконец, получатели высоких зарплат, во многом неучтённых при назначении пенсии, настаивали на том, чтобы дополнительные доходы Пенсионного Фонда должны в первую очередь направляться на увеличение дифференциации пенсий, т.е. на повышение пенсий тем пенсионерам, чей заработок не был учтён в полном размере при назначении и перерасчёте пенсии. К сожалению, эти различия интересов разных групп пенсионеров на основе старой пенсионной модели преодолеть было невозможно.

Информация о работе Система пенсионного обеспечения в РФ и её влияние на экономику