Система пенсионного обеспечения в РФ и её влияние на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание

В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость. Такой механизм - Пенсионная система – это

Содержание

Введение..……………………………………………………………………………..3
Глава 1: Понятие о пенсионной системе и пенсионном обеспечении в РФ…4
1.1 Институты пенсионного обеспечения………………………………………..4
1.2 Структура пенсионной системы………………………………………………6
1.3 Государственное пенсионное обеспечение…………………………………8
1.4 Формирование финансовых ресурсов пенсионной системы………………11
1.5 Негосударственное пенсионное обеспечение………………………………14
1.6 Инвестиционная политика НПФ……………………………………………..17
Глава 2: Реформа пенсионного обеспечения в РФ……………………………..20
2.1 Становление системы пенсионного обеспечения в РФ……………………20
2.2 Предпосылки пенсионной реформы…………………………………………23
2.3 Пути проведения пенсионной реформы…………………………………….25
2.4 Проведение пенсионной реформы…………………………………………..27
Глава 3: Пенсионные фонды в РФ………………………………………………29
3.1 Анализ деятельности пенсионного фонда РФ на основе бюджета
на 2002год…………………………………………………………………………….29
3.2 Анализ деятельности НПФ……………………………………………………31
3.3 Перспективы развития НПФ………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 80.25 Кб (Скачать документ)

     Не  устраивала эта модель ещё по одной  причине – она не создавала  у работающих заинтересованности в  уплате пенсионных взносов с полного  размера их зарплаты. В итоге, в 2000-2001 годах пенсионные взносы платились 35% фактических доходов населения, остальные 65% оставались вне обложения  – были в тени, а взносы в Пенсионный Фонд, которые по закону должны были составлять 28% от ФОТ, на деле едва превышали 10% от него [30, с.46]. И заинтересованности в изменении этой ненормальной ситуации старая модель не создавала. Какой смысл работнику отказываться от теневых схем получения высокой зарплаты, если пенсионные права он зарабатывал не с полного её размера, а всего с 2000 из него!

 

    1. Предпосылки пенсионной реформы
 

     Противоречия  старой пенсионной системы свидетельствуют  о том, что она, несмотря на достаточно стабильное положение Пенсионного  Фонда в последние годы, находилась на грани кризиса, из которого её, основываясь  на косметических изменениях старого  пенсионного законодательства проводимого  на протяжении 90-х годов, нельзя было вывести. Осуществляемые преобразования подготовили необходимые предпосылки  для проведения дальнейших реформ, однако из-за влияния «внешних» к  пенсионной системе (в первую очередь, политических, экономических, демографических) факторов их позитивное влияние с  каждым годом всё более снижается.

Основные  экономические причины пенсионной реформы:

  • устойчивая на протяжении десятилетия тенденция к снижению покупательной способности пенсии;
  • сужение дифференциации размеров пенсии, обусловленное, с одной стороны, стремлением застрахованных к сокрытию своих доходов от уплаты в пенсионное страхование (т.е. занижение базы начисления страховых взносов), а с другой стороны, сохранении жёстких ограничений на предельный размер (потолок) пенсии, при необходимости перманентного повышения её минимального уровня исходя из покупательной способности пенсии;
  • окончательная утрата связи пенсии с «трудовым вкладом» пенсионера, которая     выражается в том, что размер трудовой пенсии по старости практически не зависит ни от продолжительности трудового стажа, ни от размера заработка, т.к. для исчисления максимальной пенсии может быть учтена только половина среднемесячной зарплаты;
  • ухудшение демографических факторов развития рынка труда, которые проявляются при прогнозируемом резком падении численности населения в трудоспособном возрасте; Так, по данным Института социологии РАН, распределительная система работает эффективно, если соотношение числа пенсионеров и занятых находится на уровне не ниже чем 1:10. А сегодня у нас в стране насчитывается почти 40 миллионов пенсионеров против примерно 80 миллионов занятых, то есть требуемое соотношение составляет всего лишь 1:2. (в советские времена на одного пенсионера приходилось как раз 10 - 11 работающих, пенсионная система СССР имела реальное обеспечение, считалась одной из самых прогрессивных в мире) [36].
 
      • сохранение  цены рабочей силы на низком для  цивилизованного европейского государства  уровне по причине низких темпов развития экономики в долгосрочной перспективе, что наглядно проявляется в макроэкономических показателях на ближайшие 20 лет.

     2.3 Пути проведения пенсионной реформы

     Следствием  дестабилизации финансового положения  государственного пенсионного страхования  в 90-е годы стало обсуждение возможностей проведения пенсионной реформы.

     Перед пенсионной системой в России стояло и стоит несколько сложных, отчасти  противоречащих друг другу задач, основными  из которых являются:

  • обеспечение финансовой эквивалентности доходов  и обязательств пенсионной системы  в долгосрочной перспективе;
  • повышение уровня жизни пенсионеров;
  • обеспечение адекватности уплаченных взносов назначаемым пенсиям;
  • не повышение, по возможности, уровня нагрузки на ФОТ по взносам в пенсионную систему.

     Решение этих задач было невозможно при сохранении распределительной системы, поскольку, как свидетельствует мировой  опыт пенсионного обеспечения, в  условиях уменьшения соотношения численности  плательщиков и пенсионеров (после 2013 года оно начнёт снижаться и  к 2034 году приблизится к 1) она требует  существенного повышения ставок на пенсионное обеспечение. По оценочным  расчётам для сохранения пенсионных выплат на существующем уровне при  сохранении распределительной системы  к 2050 году ставка взносов должна быть увеличена до 45-50% ФОТ [29, с.27].

     В качестве возможной меры сохранения распределительной системы обсуждалось  увеличение общеустановленного возраста выхода на пенсию. Как показывает мировая  практика, постепенное увеличение пенсионного  возраста происходит в большинстве  стран с переходной экономикой. На непродолжительный период времени  повышение пенсионного возраста позволяет стабилизировать финансовое состояние распределительной системы  и отодвинуть момент, когда численность  пенсионеров достигнет численности  плательщиков взносов, однако оно не способно кардинальным образом решить поставленные задачи. Кроме того, увеличение пенсионного возраста невозможно проводить  в странах с низкой продолжительности  жизни, какой является Россия. Помимо этого новые «старые» работники  будут нуждаться в рабочих  местах или «забирать» их у молодых.

     Увеличение  пенсионного возраста для получения  пенсии по старости на общих основаниях может также существенно увеличить  количество людей, выходящих на пенсию по инвалидности.

     Таким образом, сохранение распределительной  системы не позволяет решать поставленные задачи реформирования. Альтернативой  распределительной системы является накопительная система, которая  по утверждению сторонников её внедрения, обладает рядом существенных преимуществ. Расчёты Минтруда  показывают, что  при ставке взносов в 28% и инвестиционном доходе 4,5% годовых плательщику достаточно 20 лет для накопления пенсии в  размере 50% от своей зарплаты [29, с.27].

     Наиболее  важные доводы в пользу накопительной  системы сводятся к следующему:

  • предварительное финансирование пенсионных обязательств приведёт к повышению доли сбережений в экономике;
  • накопительная пенсионная система будет способствовать формированию и стабилизации рынков капитала;
  • спрос на инвестиции, создаваемый за счёт инвестиционных программ, основанных на накопительных принципах, будет стимулировать экономический рост, обеспечивая столь необходимый инвестиционный капитал;
  • функционирование накопительной системы не зависит от проблем демографического характера, угрожающих почти во всём мире существованию распределительных систем;
  • доходы от инвестирования помогут сократить долгосрочные затраты на выплату пенсий.

     Вместе  с этим следует учитывать, что  надёжность и эффективность функционирования накопительного механизма пенсионного  обеспечения, как и любого финансового  механизма, в определяющей степени  зависит от целого ряда условий –  устойчивого и динамического  развития экономики, низкого уровня инфляции, развитых финансовых, особенно страховых институтов, а также  наличия доверия населения к  проводимым преобразованиям.

     Накопительная система имеет также ряд отрицательных  моментов. Основным её минусом является наличие у ПФ РФ значительных финансовых обязательств перед нынешними и  будущими пенсионерами. Эти обстоятельства сохранятся до середины 40-х годов, но основная нагрузка по ним придётся в первые 20 лет реформы. В связи  с чем формирование накопительной  составляющей за счёт уменьшения тарифа, направляемого в распределительную  систему, неизбежно приведёт к снижению уровня жизни пенсионеров в ближайшей  перспективе.

2.4 Проведение пенсионной реформы

     Противоречия  пенсионной системы, действующей до конца 2001 года, показывали, что она  находилась в тупиковом положении, из которого её  нельзя было вывести. Учитывая невозможность создания полноценной  накопительной составляющей,  Правительством РФ было решено начать формирование смешанной  модели финансирования, предусматривающей  трансформацию распределительной  системы в условно-накопительную  с возможностью дополнительных отчислений по накопительной схеме. Примером такой  модели может служить Латвия, где  начиная с 1998 года создаются индивидуальные счета, на которых происходит номинальное  накопление (т.е. индексация сумм отчислений). Подобная схема имеет стимулы  для более позднего выхода на пенсию, т.к. увеличение пенсии опережает линейный характер, а кроме того, она располагает  автоматическими стабилизаторами  корректировки размера пенсии в  зависимости от изменения продолжительности  жизни.

       Правительство РФ решило, полностью  выполнив обязательства перед  пенсионерами по старому законодательству, отказаться и от закона от 20.11.1990 и от закона №113 ФЗ, подготовить  в 2001 году пакет законов, введя,  таким образом, с 2002 года новое  пенсионное законодательство.

           В конце 2001 года Президент  РФ подписал 5 пенсионных законов («Об  управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования)»,  «Об обязательном пенсионном страховании  в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении  в РФ», а также законы об изменениях в налоговом законодательстве), сформировавших базу для пенсионной реформы. Одновременно производились и повышения пенсий: средний размер пенсий к концу 2001 года составил 1240 руб.

     С началом реформы – с 1 января 2002 года – началась конвертация пенсионных прав граждан, ознаменовав тем самым  переход от распределительной к  условно-накопитель-ной (распределительно-накопительной) системе пенсионного обеспечения. Она коснулась и тех, кто уже  на пенсии, и тех, кто, заработав тот  или иной объём прав в рамках старой пенсионной модели, продолжает работу до достижения пенсионного возраста или после него. Структура источников финансирования и новая структура  пенсий (а также действовавшая  до 1.01.02 года) представлены на рисунке 2.2.

     Наибольшие  проблемы возникают при конвертации  прав так называемых транзитных поколений  – тех возрастных групп, которые, заработав пенсионные права в  старой

     

     Рис. 2.2 Структура источников финансирования и  структура пенсий.

     модели, не достигли ещё пенсионного возраста. Все они с 01.01.02 виртуально ушли на пенсию и им начислена пенсия по нормам закона №113 ФЗ. В ней выделили страховую и базовую части, которые  индексируются уже по новым законам. Новые же страховые взносы будут  добавляться к старым, увеличивая, таким образом, общий размер пенсии.

     Кроме того, у мужчин моложе 50 лет, и женщин моложе 45 лет в пенсии существует ещё одна часть – накопительная, она играет роль резерва на случай прогнозируемого ухудшения демографической  ситуации. На эти цели направляется определённый процент от страховых  взносов. Эти средства, по выбору граждан  будут направляться в те или иные инвестиционные проекты, отобранные государством или (предположительно с 2004 года) негосударственными пенсионными фондами, а инвестиционный доход вместе с накопительной  частью будет суммироваться к  пенсионному капиталу при расчёте  пенсии.

 

     Глава 3. Пенсионные фонды в РФ

3.1 Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на основе бюджета на 2002 год

 

     Программа реформирования пенсионной системы  предполагает значительное усиление роли Пенсионного Фонда РФ. Несмотря на передачу функций по сбору пенсионных платежей Министерству по налогам и  сборам, ПФР обладает значительными  функциями и влиянием в экономике. И это не удивительно, ведь программа  пенсионной реформы разрабатывалась  при его непосредственном участии.

     В связи с этим, немаловажную роль играет финансовое состояние ПФР. Данные о финансовом состоянии ПФР можно  получить на основе анализа его бюджета  на текущий год, а также динамики изменения направлений расходования средств. Формирование бюджета ПФР  осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Бюджетным  кодексом РФ, положениями Бюджетного послания Президента Федеральному собранию «»О бюджетной политике на 2002 год, и других нормативных актов.

     Бюджет  ПФР на 2002 год сбалансирован по доходам и расходам в сумме 729,2 млрд. рублей. Общая численность  пенсионеров на начало 2002 года, получающих пенсию за счёт средств на обязательное пенсионное страхование и государственное  пенсионное обеспечение, составляет приблизительно 38,9 млн. человек, на конец 2002 года ожидается  на уровне 39,37 млн. человек. Среднегодовая  численность пенсионеров на 2002 год  – 39,1 млн. человек.

Информация о работе Система пенсионного обеспечения в РФ и её влияние на экономику