Система пенсионного обеспечения в РФ и её влияние на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание

В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость. Такой механизм - Пенсионная система – это

Содержание

Введение..……………………………………………………………………………..3
Глава 1: Понятие о пенсионной системе и пенсионном обеспечении в РФ…4
1.1 Институты пенсионного обеспечения………………………………………..4
1.2 Структура пенсионной системы………………………………………………6
1.3 Государственное пенсионное обеспечение…………………………………8
1.4 Формирование финансовых ресурсов пенсионной системы………………11
1.5 Негосударственное пенсионное обеспечение………………………………14
1.6 Инвестиционная политика НПФ……………………………………………..17
Глава 2: Реформа пенсионного обеспечения в РФ……………………………..20
2.1 Становление системы пенсионного обеспечения в РФ……………………20
2.2 Предпосылки пенсионной реформы…………………………………………23
2.3 Пути проведения пенсионной реформы…………………………………….25
2.4 Проведение пенсионной реформы…………………………………………..27
Глава 3: Пенсионные фонды в РФ………………………………………………29
3.1 Анализ деятельности пенсионного фонда РФ на основе бюджета
на 2002год…………………………………………………………………………….29
3.2 Анализ деятельности НПФ……………………………………………………31
3.3 Перспективы развития НПФ………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 80.25 Кб (Скачать документ)

     Прогноз численности получателей трудовых пенсий на 1 января 2003 года характеризуется  увеличением числа назначений до 2,0 млн. человек в год согласно тенденциям развития демографической  ситуации в России и естественной убыли (около 1,7 млн. человек в год).

     Для всех получателей трудовых пенсий (пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца) устанавливается  базовая пенсия, которая учитывает  в своём размере следующие  составляющие: пенсии в минимально размере, надбавки, повышения, компенсационные  выплаты в связи с удорожанием  стоимости жизни, а также пенсии в части периодов, не связанных  с уплатой страховых взносов  в Фонд.

     Финансирование  выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется из сумм единого  социального налога (взноса), зачисляемых  в федеральный бюджет и передаваемых в ПФР.

     Для большинства пенсионеров размер базовой пенсии устанавливается  в твёрдом размере, а для отдельных  категорий получателей – в  повышенном или пониженном размере.

     Средневзвешенный  размер базовой пенсии на начало 2002 года составил 519,4 рубля, но он индексируется  исходя из уровня цен на потребительские  товары и услуги. Увеличение базовой  части трудовой пенсии за 2002 год  составит 13,4%, а в среднем за год  к предыдущему году – 15,8%.

     Финансирование  выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляется за счёт страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР.

     Расчётный средний размер страховой части  трудовой пенсии на начало 2002 года оценивается  в 699 рублей. Размер индексации принят на уровне 33,4%, учитывая, что в 2001 году рост среднемесячной заработной платы  в России составил 32%.

     Средний размер трудовой пенсии (без учёта  сумм вторых пенсий) в 2002 году увеличится: с 1 января 2002 года на 65,4 рубля за счёт пересчёта пенсий работающих пенсионеров  по нормам законодательства с применением  ИКП (более чем на 540 руб. для 4,4 млн. получателей пенсий данной категории  пенсионеров), а в целом за 2002 год  – на 369 руб., или на 32%, против пенсий, назначенных в декабре 2001 года по нормам Закона от 20.11.1990 г.

     В 2002 году были предусмотрены расходы  на целевое финансирование пенсий по государственному обеспечению за счёт средств федерального бюджета. Суммарные  затраты на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению составит 44018,8 млн. руб.

     Расходы на выплату указанных видов пенсий определены на основе показателей, предусмотренных  бюджетом ПФР на 2002 год и исходя из динамики изменения численности  получателей пенсий с учётом её прироста.

     3.2 Анализ деятельности НПФ

     Формирование  системы НПФ в России началось в крайне неблагоприятных для  этого дела условиях. Отсутствие необходимых  для этого дела нормативных документов, высокие темпы инфляции, тяжёлое  финансовое положение многих работодателей, неустойчивость фондового рынка, а  также политическая нестабильность и неопределённость сильно сужали возможности  безрискового эффективного использования  пенсионных накоплений.

        Первый в России НПФ («Российский страховой пенсионный фонд») был создан в ноябре 1991 года. В последующие годы их количество менялось неравномерно, и на 01.01.2006 система негосударственного пенсионного обеспечения включает в себя 262 НПФ. Сформирована инфраструктура организаций, специализирующихся на работе с фондами (аудиторские фирмы, консалтинговые компании, фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения, специализированные депозитарии). Данные о количестве НПФ говорят о том, что не смогли развиться в широкомасштабную систему. В настоящее время одни НПФ «приходится» в среднем на 280-300 тыс. человек экономически активного населения.

     НПФ расположены в 51субъекте РФ, в т.ч.: 119 фондов – в Москве, 21 – в  С. Петербурге, по 10 фондов расположены  в Нижегородской и Самарской  областях. Фонды обслуживают участников, проживающих в 80 субъектах РФ, но на территории 38 субъектов не зарегистрировано ни одного НПФ.

           По итогам отчётности за 2002 год, общая сумма средств  НПФ превысила 23,1 млрд. руб., из них  пенсионные резервы почти 15,5 млрд. руб. общее же имущество фондов за 2002 год увеличилось на 198,7% , рост пенсионных резервов составил 215%. Это говорит  о продолжающемся интересе юридических  лиц к негосударственному пенсионному  обеспечению .Растёт доверие к НПФ  и у физических лиц (рост составил 214%). На 01.08.02 действовали 644394 договора по НПО, 638247 из них - с физическим лицами. Количество же участников по договорам  составило 3625904 человека, и из них  только половина являются работниками  организаций – учредителей фондов. В расчёте на одного участника  пенсионные резервы фондов увеличились  за 9 месяцев 2002 года с 4414 до 4719 рублей, или на 7%.

     Вместе  с тем следует признать, что  показатели развития НПФ являются недостаточными. В общей сложности услугами НПФ  охвачены менее 5% экономически активного населения страны. Средние размеры дополнительных пенсий из НПФ обеспечивают не более 15% доходов суммарных пенсионеров. Получателями дополнительных пенсий являются менее 1% лиц, имеющих право на государственную пенсию.

     Главной характеристикой  динамики НПО является концентрация финансовых ресурсов и  участников в ограниченном количестве НПФ. – 10 крупнейших НПФ в настоящее  время контролируют 71% этой отрасли; эти же фонды привлекают до 73% пенсионных взносах. На их долю приходится 53% участников.

     Медленно  развивается сеть НПФ. Опережающими темпами растут преимущественно  НПФ, работающие в отраслях топливно-энергетического  комплекса. Во многих отраслях деятельность НПФ не активизировалась. Затормозился рост «открытых» НПФ, работающих с населением. В 38 субъектах не зарегистрированы НПФ или их филиалы.

3.3         Перспективы развития Негосударственных пенсионных фондов

 

Стратегический  план развития пенсионной системы придаёт  большое значение развитию негосударственного пенсионного обеспечения за счёт развития дополнительных пенсий из НПФ.

     Для достижения этой цели считаю необходимым:

     Во-первых, перейти от добровольной к обязательно-добровольной модели участия работодателей и наёмных работников в НПО.

     Опыт  прошедших 9 лет показал, что ставка на добровольность участия работодателей в НПФ не в полной мере оправдала себя. Кардинальное расширение охвата населения услугами НПФ может быть достигнуто при условии перехода к обязательности участия работодателя в негосударственном пенсионном обеспечении. Это предполагает возложение на работодателя обязанности учреждать НПФ для наемных работников, или заключать договор с НПФ о негосударственном пенсионном обеспечении в пользу наемных работников.

     Во-вторых, повысить роль накопительных механизмов в формировании пенсионных накоплений и выплате дополнительных пенсий из НПФ.

     Правовой  основой применения НПФ накопительного механизма финансирования дополнительных пенсий может стать специальный закон о негосударственном пенсионном обеспечении. Законом, как минимум, должны регламентироваться:

  • право собственности участника на пенсионные накопления, учтенные на его счете;
  • персонифицированный порядок уплаты пенсионных взносов и учета пенсионных накоплений участников;
  • ограничительные требования к порядку формирования пенсионных накоплений, включая минимальную продолжительность накопительного периода и запрет на единовременные пенсионные взносы;
  • гарантии государства по возмещению пенсионных накоплений участников, утраченных по вине НПФ, управляющей компании и пр.[26, с.53]

     В-третьих, перейти к уплате взносов в НПО на основе партнёрства работодателя и наёмного работника.

     В настоящее время негосударственное  пенсионное обеспечение более чем  на 90% финансируется за счет пенсионных взносов работодателей. Данная ситуация порождает только негативные последствия, особенно в условиях, когда сотрудничество работодателя с НПФ осуществляется исключительно на добровольной основе. Работодатель рассматривает НПФ как инструмент перераспределения средств предприятия с учетом собственных предпочтений. Как следствие, широко распространена практика назначения дополнительных пенсий непосредственно работодателем, исходя из показателей трудовой деятельности (стажа, заработка) работника, а не на основе данных о реальном состоянии пенсионного счета участника.

     Вместе  с тем, социальное партнерство работодателя и наемного работника в НПО  является экономически и социально выгодным. Оно позволяет: существенно увеличить аккумуляцию ресурсов в НПФ, ускорить накопление средств на дополнительную пенсию каждому участнику; относительно снизить социальную нагрузку на работодателя; реально повысить заинтересованность работников в длительном сотрудничестве с предприятием.

     В-четвёртых, дальнейшее развитие механизма инвестирования пенсионных резервов НПФ на основе внедрения специальных пенсионных облигаций, усиления роли государства в формировании инвестиционных программ для соответствующих ресурсов, введения серьёзных государственных гарантий доходности и сохранности пенсионных накоплений граждан [28, с.22].

     И в-пятых, создание ощутимых экономических и социальных стимулов участия предприятий и частных лиц в негосударственном пенсионном обеспечении, включая упорядочение системы налогообложения НПФ и добровольных взносов граждан.

     Потенциальные возможности негосударственного пенсионного обеспечения в сфере социальной защиты населения и формирования инвестиционных ресурсов страны огромны. Это обусловливает необходимость серьезного отношения к проблеме развития НПФ. Если говорить обобщенно, то необходимости отказаться от ориентации на развитие НПФ на «добровольной основе» в условиях полной либерализации инвестиционной деятельности и самоограничения роли государства в регулировании деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению населения.

 

     Заключение

 

      Пенсионная  система России является составной  частью государственного социального  страхования. Эта система имеет  всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы  и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.

      Основные  принципы пенсионного обеспечения  у нас в стране сегодня соответствуют  международной практике и не требуют  какой-либо ломки, однако организация  пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней  реальности.

      Первый  шаг в организации новой для  России, но успешно действующей в  развитых странах пенсионной системе  был сделан в 1991 году с созданием  Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Временно свободные средства Пенсионного  фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической  и демографической ситуаций.

     Пенсионное  обеспечение остается в числе  главных социальных гарантий граждан  России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов  Пенсионного фонда России (ПФРФ).

           Анализ структуры  пенсионной системы РФ позволяет  сделать вывод о том, что она  находится на пути перехода от распределительной  к накопительной системе и  её можно охарактеризовать, как распределительно-накопительную  или условно-накопительную. 

     Дополнением к государственному пенсионному  обеспечению в РФ сформирована система  негосударственного обеспечения, включающая в себя непосредственно НПФ, вспомогательные  компании, а также органы контроля за их деятельностью. Негосударственное  пенсионное обеспечение  может осуществляться  в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах.

Информация о работе Система пенсионного обеспечения в РФ и её влияние на экономику