Совершенствование финансового планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании финансовой политики предприятия, как инструмента, необходимого для управления финансами предприятия.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы финансовой политики на предприятии;
- провести анализ финансовой политики предприятия на примере Логистического Центра ОАО «Камаз»;
- предложить мероприятия по совершенствованию финансового планирования на предприятии.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и основные направления финансового планирования 5
1.1 Содержание финансового планирования, его цели и задачи 5
1.2 Стадии финансового планирования 10
1.3 Методы финансового планирования 18
2. Анализ и оценка финансового планирования на предприятии Логистического Центра ОАО «Камаз» 23
2.1 Характеристика предприятия как хозяйствующего субъекта 23
2.2 Анализ финансового состояния Логистического Центра ОАО «Камаз» 28
3. Совершенствование финансового планирования на предприятии 37
3.1 Процесс бюджетирования на российских предприятиях 37
3.2 Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии 44
Выводы и предложения 48
Список использованной литературы 50

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование - Логист.центр.docx

— 190.91 Кб (Скачать документ)

Разрабатывая финансовый план на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая  вероятность того, что разработчикам  плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение  принимается в самый последний  момент.

Жизнедеятельность фирмы  невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли  приведет к быстрому краху. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Планирование и моделирование  дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный  характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность  учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

1.2 Стадии финансового  планирования

Финансовое планирование (в зависимости от содержания, назначения и задач) можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и  оперативное.

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции  и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Оно включает разработку финансовой стратегии предприятия  и прогнозирование финансовой деятельности.

Цели финансовой стратегии  должны быть подчинены общей стратегии  развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое  является воплощением стратегии  компании на рынке. Прогнозирование  состоит в изучении возможного финансового  состояния предприятия на длительную перспективу. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование  которых при наметившихся тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет  определить один из вариантов развития положения предприятия.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

1 прогноза отчета о  прибылях и убытках;

2 прогноза движения денежных  средств;

3 прогноза бухгалтерского  баланса.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового  положения предприятия на конец  планируемого периода.

Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно  определить объем будущих продаж. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые  прогнозы объемов продаж разбиты  по кварталам и месяцам. Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и физических единицах. И в  любом случае помогают определить влияние  цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств предприятия.

Объем будущих продаж можно  рассчитать следующими методами.

1. Эвристические. Они основаны  на усреднении сведений, полученных  при интервьюировании различных  участников рынка. Положительная  черта метода – предоставление  достаточно точной информации  о нуждах потребителя. Однако  он не учитывает высокую вероятность  изменения рыночной конъюнктуры.

2. Анализ временных рядов.  Используется для учета временных  колебаний объема продаж продукции.  Включает метод экстраполяции,  анализ сезонности, анализ цикличности.  Метод экстраполяции заключается  в распространении выводов, полученных  из наблюдений за объемом продаж  в течение выбранного периода  времени, на будущее.(14, С339)

Большое влияние на объемы продаж, оказывает фактор сезонности, например, низкий уровень продаж меховых изделий, резко увеличивается в зимний период.

Метод анализа цикличности  позволяет выявить изменения  в объеме продаж, связанные со временем потребления продукции.

3. Эконометрические модели. С помощью этих моделей определяются  корреляция размера продаж от  изменений внешней среды предприятия,  в том числе макроэкономических  переменных, а так же от отраслевых  показателей.

С помощью прогнозного  отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем  периоде. При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод «издержки – объем – прибыль». Этот метод называют анализом безубыточности. Сущность метода заключается в нахождении точки, в которой прибыль равна нулю, или точки безубыточности. Точка безубыточности отделяет объем производства, при котором могут быть получены убытки, от объема производства, приносящего прибыль. Точка безубыточности может быть определена как отношение постоянных издержек (FC) к разнице между ценой (P) и переменной составляющей себестоимость единицы продукции (VC), т.е.

K=FC/P-VC (1)

Следует обратить внимание, что на точку безубыточности большое  влияние оказывают такие факторы, как изменение цен на продукцию, динамика постоянных и переменных затрат. При увеличении постоянных расходов минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается. При росте переменных издержек сохранить безубыточность производства можно за счет увеличения минимального объема производства.

Прогноз баланса входит в  состав основных документов перспективного финансового планирования. Баланс активов  и пассивов необходим для того, чтобы оценить, в какие виды активов  направляются денежные средства, и  за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов. В отличие от прогноза отчета о  прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового  равновесия предприятия.

При планируемом росте  объема продаж активы предприятия должны быть соответственно увеличены, так  как для наращивания производства и сбыта требуются дополнительные денежные средства на приобретение оборудования, сырья, материалов и т.п. Рост активов  предприятия должен сопровождаться соответствующим увеличением пассивов, так как растет кредиторская задолженность, увеличивается потребность в заемных и привлеченных средствах.

Прогноз движения денежных средств отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение  направлений деятельности при разработке прогноза позволяет повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз  движения денежных средств помогает финансовому менеджеру в оценке использования предприятием денежных средств и в определении их источников.

После составления этого  прогноза определяют стратегию финансирования предприятия, суть которой заключается  в следующем:

- определение источников долгосрочного финансирования;

- формирование структуры и затрат капитала;

- в выборе способов наращивания долгосрочно капитала.(16, С251)

Текущее финансовое планирование рассматривается как составная  часть перспективного плана и  представляет собой конкретизацию  его показателей. Система текущего планирования финансовой деятельности фирмы основывается на разработанной  финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Производится увязка каждого  вида вложений с источником финансирования. Для этого обычно пользуются сметами  образования и расходования фондов денежных средств. Эти документы  необходимы для контроля за ходом  финансирования важнейших мероприятий, для выбора оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложения собственных ресурсов.

Текущее планирование хозяйственной  деятельности предприятия состоит  в разработке трёх документов: плана  движения денежных средств, плана отчёта о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса. Основной целью построения этих документов является оценка финансового  положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется  тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчётному периоду. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал.

Текущие финансовые планы  предпринимательской фирмы разрабатываются  на основе данных, которые характеризуют:

- финансовую стратегию фирмы;

- результаты финансового анализа за предшествующий период;

- планируемые объёмы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности фирмы;

- систему разработанных на фирме норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;

- действующую систему налогообложения;

- действующую систему норм амортизационных отчислений;

- средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п.

Процесс текущего финансового  планирования можно рассмотреть  на примере составления годового плана движения денежных средств. Он представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам. План движения денежных средств отражает денежные потоки: притоки и оттоки, в том числе все направления  расходования средств. В разделе  поступлений отражаются выручка  от реализации продукции (работ, услуг), от реализации основных средств и  нематериальных активов, доходы от внереализационных  операций и другие доходы, которые  предполагается получить в течение  года или квартала. При необходимости  привлекаются заемные средства, осуществляется выпуск акций или облигаций. В  расходной части – затраты  на производство реализованной продукции (работ, услуг), суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за банковский кредит (в  части, причитающейся в соответствии с действующим порядком за счет прибыли), направления использования чистой прибыли (накопления, потребления, резервный фонд).

Годовой финансовый план разбивают  поквартально или помесячно, поскольку  в течение года потребность в  денежных средствах может значительно  меняться и в каком-либо квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать  синхронность потоков и оттоков  денежных средств и ликвидировать  кассовые разрывы. По мере реализации заложенных в текущем финансовом плане мероприятий регистрируются фактические результаты деятельности предприятия. При этом план является результатом планирования, в то время  как отчет о фактических величинах  показывает реальное положение предприятия, что необходимо её руководству для  выработки решений.(13, С402)

В результате сравнения фактических  показателей с плановым осуществляется финансовый контроль. В процессе финансового планирования производится конкретная увязка каждого вида вложений или отчислений и источника финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная) таблица к финансовому плану. В ней по вертикали приводятся направления использования финансовых ресурсов и приравненных к ним средств, а по горизонтали – источники финансирования, то есть финансовые ресурсы и приравненные к ним средства. Такая таблица позволяет выявить целевой характер использования финансовых ресурсов, сбалансировать доходы и расходы по статьям, определить резервы формирования фондов денежных средств.

Можно предположить ситуацию, когда окажется, что сам финансовый план был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В любом случае руководство предприятия должно предпринять необходимые действия: изменить способ выполнения плана или  ревизовать положения, на которых основываются документы текущего финансового  планирования.

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный  счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное  финансовое планирование, которое дополняет  текущее. Это связано с тем, что  финансирование плановых мероприятий  должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует  повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении  и использовании плана и отчета о движении денежных средств.

Оперативный план необходим  для обеспечения финансового  успеха предприятия. Поэтому при  его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере  деятельности предприятия, инфляции, возможных  изменениях технологии и организации  процесса производства.

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана  и кредитного плана.

В платежном календаре  притоки и оттоки денежных средств  должны быть сбалансированы. Правильно  составленный платежный календарь  позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину  такого положения, наметить соответствующие  мероприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений.

Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках предприятия. Наиболее целесообразно составление  платежного календаря на месяц с  подекадной разбивкой.

На многих предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором  указывается, когда и какие налоги должно уплатить предприятие. Это позволяет  избежать просрочек и пени.

Кроме платёжного календаря  на предприятии должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление  и выплаты наличных денег через  кассу.

Своевременное сопоставление  фактических данных с предусмотренным  кассовым планом даст основание для  принятия мер по устранению расхождений.

Коммерческому банку необходим  кассовый план предприятия, чтобы составить  сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные  сроки.

Информация о работе Совершенствование финансового планирования на предприятии