Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 15:29, дипломная работа
Целью данной работы является разработка практических предложений по организации бюджетирования в качестве инструмента управления финансами в рамках осуществления проектной деятельности на предприятии.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные финансовые инструменты управления предприятием, исследовать роль и место бюджетирования в системе управления предприятием;
2. Проанализировать системы бюджетирования, применяемые на предприятиях, выявить основные показатели, характеризующие результаты деятельности предприятия;
3. Разработать мероприятия по внедрению бюджетированияв в рамках осуществления проектной деятельности;
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 8
1.1. Инструменты управления предприятием 8
1.2 Оценка эффективности управления 28
1.3 Бюджетирование как инструмент управления предприятием 37
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «УРАЛВАГОНЗАВОД» 47
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «НПК «Уралвагонзавод» 47
2.2. Оценка деятельности предприятия 54
2.3 Анализ управления предприятием 77
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «УРАЛВАГОНЗАВОД» 85
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию системы бюджетирования на предприятии 85
3.2 Оценка эффективности совершествования бюджетирования в ОАО «НПК «Уралвагонзавод» 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 107
Приложение А 110
Содержание
Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.
Необходимость
совершенствования системы
Исследование темы «Бюджетирование, как инструмент эффективного управления предприятием» является на сегодняшний день актуальным. Так как затрагивает информацию о формировании прогнозируемой величины, будущих финансовых операций на предприятии. Знание общих принципов планирования и контроля для предприятий является основой правильного анализа прошлой финансовой и нефинансовой информации. Важность правильности расчета сметных (планируемых) затрат служит основанием для подтверждения обоснованности суммы расходов.
Тенденция децентрализации
управления, которая наблюдается
на Российских предприятиях, объясняется
стремлением предпринимателей расширить
рыночное пространство своего бизнеса,
усилением ответственности
Процесс децентрализации, т.е. разделения предприятия на сегменты связано со структурированием бизнеса, когда выделяются сегменты (подразделения) для организации планирования и контроля. В практике встречаются разные варианты реструктуризации организации (с использованием элементов реорганизации и без них).
Применение того или иного варианта реформирования организации создает особый механизм взаимодействия между подразделениями и головными структурами, приводит к разным налоговым последствиям, что существенное влияние на финансовую эффективность проведенных мероприятий. Существенно повышает экономическую эффективность использование финансовых инструментов. Одним из таких инструментов является бюджетирование.
Бюджет представляет собой количественное выражение плана, средство контроля его выполнения и метод регулирования.
При этом важно соблюдать принципы:
Целью данной работы является разработка практических предложений по организации бюджетирования в качестве инструмента управления финансами в рамках осуществления проектной деятельности на предприятии.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования ОАО «НПК «Уралвагонзавод»
Предметом исследования является процесс бюджетирования на предприятии.
В работе использовались научные труды российских и зарубежных ученых, а также практические разработки специалистов в сфере финансов, управленческого учета и других экономических наук, периодические научно-практические издания по исследуемой проблеме.
В ходе работы над работой использовались такие методы как структурный, системный, сравнительный и статистический анализы, методы экспертных оценок, классификации, а также общенаучные методы познания.
Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, нормативные и методические документы по бухгалтерскому учету, данные бухгалтерской, статистической и внутренней отчетности отечественных инновационных предприятий.
Эмпирическая база исследования получена на основе проведенной диагностики, анализа и оценки организации бюджетирования на предприятии.
Управлением называется процесс достижения целей в управляемой системе. При этом подразумевается наличие субъекта управления и объекта управления.
Субъект управления – это источник управленческого воздействия. Им может быть человек, либо механизм управления.
Объект управления
– это «адресат»
Управление представляет собой циклический процесс, который включает 4 этапа:
Любое управление не обходится без принятия управленческих решений, и постановка цели является самым важным из них. Управление предприятием - это частный случай управления, которое включает:
Особенностью современной экономики является направленность ее на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне предприятия в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, преодоление малой эффективности регулирования производства административными методами, ускорение перехода к интенсивному характеру развития производства. Предприятие в современных условиях поставлено в сложные условия хозяйствования. С одной стороны, несовершенство законодательства, высокие налоги, разрыв производственных связей, как с поставщиками, так и с покупателями дестабилизировали положение на рынке. С другой – устаревание оборудования, моральный и материальный износ, отсутствие средств на ремонт, замену и модернизацию.
Эффективность управления предприятием в целом зависит от хода выполнения каждого этапа:
Изменение условий производственной
деятельности, необходимость адекватного
приспособления к ней системы
управления сказываются не только на
совершенствовании его
Речь идет, прежде всего, о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночной системы хозяйствования, связанными с удовлетворением в первую очередь индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных отношений, широким использованием достижений научно-технической революции. Все это требует от промышленных предприятий адаптации к новым рыночным условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом прогрессе.
Прежде, чем рассмотреть основные инструменты управления предприятием рассмотрим наиболее эффективные инструменты менеджмента в мире.
Международная консалтинговая компания Bain & Company в на основании мнений руководителей из разных отраслей и стран определила десятку самых полезных инструментов управления (Таблица 1).
Таблица 1 – Наиболее эффективные инструменты и методы менеджмента в мире
№ п/п |
Наименование инструмента |
Использование, % |
Удовлетворенность, балл |
1. |
Стратегическое планирование |
88 |
3,93 |
2. |
Управление отношениями с клиентами (CRM) |
84 |
3,87 |
3. |
Сегментация потребителей |
82 |
3,93 |
4. |
Бенчмаркинг |
81 |
3,8 |
5. |
Формирование миссии и видения |
79 |
3,78 |
6. |
Основные компетенции |
79 |
3,86 |
7. |
Аутсорсинг |
77 |
3,68 |
8. |
Реинжиринг бизнес-процессов |
69 |
3,77 |
9. |
Кризисное планирование |
69 |
3,78 |
10 |
Управление знаниями |
69 |
3,59 |
Источник: Bain&Compani http://www.ebrc.ru/library
При этом список далеко не исчерпывающий: это только первая десятка. Оптимальный же набор инструментов менеджмента для конкретной организации зависит от положения на рынке, внутреннего состояния и выбранной стратегии. Кроме того, реальные пути эффективности любой системы управления кроются не в ее отдельных элементах, пусть даже самых прогрессивных, а определяются согласованной и целенаправленной их взаимозависимостью. Наиболее эффективным инструментом обеспечения этой взаимосвязи, является контроллинг.
Контроллинг как инструмент управленческого процесса находится на пересечении планирования, учета, информационного обеспечения, контроля, анализа и координации и занимает особое место в управлении: он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их. При этом он не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Контроллинг является своеобразным механизмом саморегулирования, обеспечивающим обратную связь в контуре управления с применением большого количества современных инструментов.
Множество определений, которые дают специалисты системе контроллинга, свидетельствует, в том числе, и о ширине охватываемых ею вопросов. По мнению доктора экономических наук, профессора Б.И.Герасимова, концепцию контроллинга на предприятии графически можно представить в виде пирамиды, вершиной которой является система целей, а в основании лежит система контроллинга. Гранями этой пирамиды являются различные факторы, определяющие требования к организации системы управления. Одни из них типичны для всех хозяйствующих субъектов, другие предусматривают учет специфики предприятия.
Построение полноценной системы контроллинга на современном предприятии – это дело новое, непростое и достаточно индивидуальное. А вот отдельные инструменты этой системы уже прочно вошли в жизнь современного российского предприятия. Далее рассмотрим такое понятие, как финансовое планирование, которое является одним инструментов управления предприятием.
Финансовое планирование является составной частью внутрифирменного планирования и финансового механизма управления. Последний представляет собой систему действий финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов, и структурно состоит из пяти взаимосвязанных элементов: финансовый метод, финансовый рычаг, правовое, нормативное и информационное обеспечение.
Под планированием, как правило, понимается процесс разработки и принятие целевых установок в количественном и качественном выражении, определение путей их наиболее эффективного достижения. Финансовое планирование призвано соизмерять намечаемые затраты для осуществления деятельности с реальными возможностями, достигая материально-финансовой сбалансированности; увязывать все экономические показатели работы предприятия, основные разделы внутрифирменного плана. Оно оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направлений использования финансовых средств, тем самым способствуя рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов. По сути, это управление процессами создания, распределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах.