Совершенствование управления платежеспособностью на предприятии (на примере РУП «ГЛЗ «Центролит»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание

Платёжеспособность является одним из показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия.

Работа состоит из  1 файл

пром.предпр.Совершенствование управления платежеспособностью Центролит.doc

— 408.00 Кб (Скачать документ)

    2.1. Анализ  системы управления платежеспособностью РУП «ГЛЗ «Центролит» 

     На  РУП «ГЛЗ «Центролит» платежеспособностью управляют отделы бухгалтерия и планово-экономический отдел, а также директор.

     Организационная структура управления является линейно-функциональной. Линейным руководителем подразделений  является директор, в полномочиях  которого принимать управленческие решения, разрабатывать стратегию развития предприятия, а также назначать функциональных руководителей.

     Достоинства такой структуры заключаются  в освобождении линейных руководителей  от решения многих вопросов, возникающей  в ходе текущей деятельности, соблюдается принцип цепного командования. 

     На  рис.2.2.1 представлены функциональные подразделения  в организационной структуре  управления.

       

     Рис.2.1.1. Место функциональных подразделений управления платежеспособностью в организационной структуре управления 

     Одной из важнейших составляющих в управлении платежеспособностью является бухгалтерия, которая является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно директору. Планово-экономический отдел также является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется первому заместителю директора. Рассмотрим распределение функций управления платежеспособностью между функциональными подразделениями. 
 
 
 
 

     Таблица 2.1.1

Распределение функций управления платёжеспособностью между функциональными подразделениями

Функционал  подразделение Функция управления (этап управленческого цикла)
Целеполагание Планирование Организация управления, координация, регулирование Мотивация и  построение системы стимулирования работников Учёт Анализ Контроль
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Директор  +   Расстановка специалистов и руководителей, организация согласованности  работ +      за исполнением,  установление стандартов
2. Зам.

директора

     То же +     за исполнением
3. Бухгалтерия   Планирование  мероприятий по улучшению платежеспособности Расстановка специалистов, организация бухгалтерского учета   Полный, достоверный  учет финансовых, расчетных и кредитных  операций Финансовый  анализ (расчет коэффициентов ликвидности) За денежными  средствами, дебиторской задолженностью и соблюдением платежной дисциплины
5. Планово-экономический  отдел   Разработка  бизнес планов, оперативное планирование Расстановка специалистов, регулирование текущей деятельности   данных производственной деятельности Экономич. анализ, анализ существующей платежеспособности и факторов, влияющих на нее за выполнением  плана
 

     Распределение должностных обязанностей между  структурными единицами, т.е. отделом  бухгалтерии и планово-производственным отделом, и отдельными исполнителями  приведено в таблице 2.1.2

     Таблица 2.1.2

Распределение должностных обязанностей между  структурными единицами и отдельными исполнителями функциональных подразделений  в области управления платёжеспособностью

Структурная единица Реализуемые функции
Бухгалтерия
Гл.бухгалтер Контроль за денежными средствами, за взыскивание  дебиторской задолженности, за соблюдение платежной дисциплины, мотивация  сотрудников, проведение анализа платежеспособности, т.е. расчета коэффициентов ликвидности, разработка мероприятий по улучшению платежеспособности
Бухгалтер 2 категории Учет дебиторской, кредиторской задолженности и кредитных  операций
Бухгалтер 2 категории Учет основных средств и оборотных активов
Планово-производственный отдел
Начальник ПЭО Разработка  бизнес-плана, контроль за соблюдением плановых показателей, регулирование текущих мероприятий по устранению отклонений
Экономист 1 категории Проведение  финансового анализа, оценка существующего  и планирование будущего уровня платежеспособности, разработка предложений по повышению платежеспособности
Экономист 2 категории Разработка  плана производства, на основании  которого выявляются необходимые финансовые ресурсы, осуществляется планирование платежеспособности
 

     Данная  форма департаментации достаточна эффективна, однако на нашем предприятии функции распределены не совсем целесообразно. Так, например, финансовым анализом занимается два отдела, эту функцию можно закрепить только за бухгалтерией. Кроме того, учет основных средств и оборотных активов ведет всего 1 человек, но для более точного и полного учета данную функцию должны выполнять 2 бухгалтера. Кроме того, отсутствует оперативное регулирование остатков денежных средств и разработка платежного календаря с целью их эффективного использования.

     Всеми подразделениями должна проводится активная работа по выявлению резервов увеличения платежеспособности.

     Основные  недостатки и преимущества функциональной формы департаментации приведены в таблице 2.1.3

     Таблица 2.1.3

Достоинства и недостатки используемой формы  департаментации с точки зрения управления платежеспособностью

Достоинства Недостатки
Форма департаментации  - функциональная
Повышении эффективности работы всего подразделения  за счет специализации Не рациональное распределение функций между  исполнителями
Освобождение  функциональных руководителей от выполнения многих функций (учет, расчет коэффициентов и др) Недостаточно  четкое распределение ответственности  между специалистами
Способствует  более тщательной подготовке решений, планов
Быстрая реакция на прямые указания
 

      

     Данная форма департаментации имеет множество преимуществ, недостатки же можно ликвидировать путем пересмотра схемы распределения функций и ответственности за выполняемую работу. 
 
 
 
 

     2. 2. Анализ структуры капитала на предприятии. 

     От  степени оптимальности соотношения собственного и заемного капитала во многом зависят финансовое положение предприятия и его устойчивость. Проанализируем общую структуру и динамику источников капитала, а также динамику собственных и заемных средств предприятия на основе горизонтального анализа.  

     Таблица 2. 2.1

     Анализ  динамики и структуры источников капитала

Источник  капитала Наличие средств, млн. руб. Структура средств, %
2007 2008 2009 2007 2008 2009
Собственный капитал 33039 36264 39169 80 75 65
Заемный капитал 8 045 12 249 20 871 20 25 35
Итого 41 084 48 513 60 040 100 100 100
 

     Анализ  структуры собственных и заемных  средств предприятия необходим для оценки рациональности формирования источников финансирования деятельности предприятия и его рыночной устойчивости. Это очень важно при определении перспективного варианта организации финансов и выработке финансовой стратегии.

     Финансовое  состояние предприятия, его устойчивость во много зависит от оптимальности  структуры источников капитала. Для  определения оптимальности структуры капитала необходимо рассчитать коэффициент финансового левериджа (отношение заемного капитала к собственному).

     Таблица 2. 2.2

     Динамика  коэффициента финансового левериджа

Показатель Уровень показателя Изменение
2007 2008 2009 2008-2007 2009-2008
Коэффициент финансового левериджа 0,244 0,338 0,533 0,094 0,195

      

     Из  таблицы 2.2.2 видно, что доля заемного капитала в собственном в 2007 году была очень низка, однако в 2008 году уровень показателя увеличился на 0,094, а в 2009 году - на 0,195. Это свидетельствует о том, что финансовая зависимость предприятия от внешних инвесторов в 2007-2009 году повысилась. Нормативов соотношения заемных и собственных средств практически не существует. Они зависят от отрасли, в которой действует предприятие.

     Коэффициент финансового левериджа не только является индикатором финансовой устойчивости, но и оказывает большое влияние на увеличение или уменьшение величины прибыли и собственного капитала.

     В анализе необходимо более детально изучить динамику и структуру  собственного и заемного капитала, выяснить причины изменения отдельных слагаемых и дать оценку изменения их за анализируемый период.

     Таблица 2.2.3

     Анализ  динамики и структуры собственного капитала

Источник  капитала Наличие средств,

млн. руб.

Темп  роста Структура средств, % Изменение
2007 2008 2009 2008/

2009

2009/

2008

2007 2008 2009 2008-2007 2009-2008
Уставной  капитал 151 151 151 100 100, 0,46 0,42 0,39 -0,04 -0,03
Резервный капитал 319 3519 3671 1103,13 104,32 0,97 9,70 9,37 8,74 -0,33
Добавочный  капитал

(фонд накопления)

27 363 27 989 31 244 102,29 111,63 82,82 77,18 79,77 -5,64 2,59
Нераспределенная  прибыль 5206 4605 4103 88,46 89,10 15,76 12,70 10,48 -3,06 -2,22
Итого 33 039 36 264 39 169 109,76 108,01 100 100 100 - -
 

     Таблица 2. 2.4

     Анализ  динамики и структуры заемного капитала

Источник  капитала Наличие средств, млн. руб. Темп  роста Структура средств, % Изменение
2007 2008 2009 2008/

2009

2009/

2008

2007 2008 2009 2008-2007 2009-2008
Долгосрочные  кредиты 0 708 526 - 74 - 9,41 3,70 - -5,71
Краткосрочные кредиты 0 4016 6137 - 153 - 53,37 43,19 - -10,17
Кредиторская  задолженность 7184 7525 14208 105 189 100 100 100 0 0
в том числе                    
поставщикам и подрядчикам 1768 3646 10829 206 297 24,61 23,50 76,22 -1,12 52,72
перед покупателями и заказчиками 1385 858 777 62 91 19,28 18,41 5,47 -0,87 -12,94
перед бюджетом 886 269 14 30 5 12,33 11,77 0,10 -0,56 -11,68
по  соц. страхованию и обеспечению 461 332 156 72 47 6,42 6,13 1,10 -0,29 -5,03
по  оплате труда 990 937 901 95 96 13,78 13,16 6,34 -0,62 -6,81
прочие  кредиторы 1694 1483 1531 88 103 23,58 22,51 10,78 -1,07 -11,74
Итого 7184 12249 20871 171 170 100 100 100    

Информация о работе Совершенствование управления платежеспособностью на предприятии (на примере РУП «ГЛЗ «Центролит»)