Управление финансами в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание

Местные власти видят главный плюс создания новых компаний в решении вопроса безработицы на вверенной им территории. Создание новых рабочих мест решает столь актуальную проблему, снижает влияние экономического кризиса на бюджет российских семей и их благополучие в целом.
Именно малый бизнес в России становиться тем резервом, когда экономический кризис в миг разрушает крупные компании. Именно от малых предприятий продолжают поступать исчисления в государственный бюджет, поддерживая экономику России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ЧТО ТАКОЕ МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ? 3
2. МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА 5
2.1. Организация управление предприятием в малом бизнесе 5
2.2. Особенности менеджмента в малом бизнесе 7
3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ 9
3.1. Особенности финансового менеджмента в малом бизнесе 9
3.2. Финансовая система малого предприятия 14
3.2.1. Структура финансовой системы малого предприятия 14
3.2.2. Кадровое обеспечение управления финансами 15
4. ВНЕДРЕНИЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ 17
4.1. Финансовый анализ 17
4.2. Стратегия планирования 18
4.3. Управление активами и источниками финансирования 19
4.4. Учет и отчетность 20
4.5. Финансовый контроль 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 94.25 Кб (Скачать документ)

    7. Менеджер должен уметь обучать  и развивать подчиненных.

    8. Менеджер несет ответственность  за результаты работы и атмосферу  в коллективе.

    Перечисленные требования характеризуют грамотного, профессионального менеджера, знающего особенности управления коллективом  в малом бизнесе и учитывающего их в своей работе.

    Немаловажным  для развития малого предприятия  является то, как руководитель выполняет  свои функции, т.е. не то, что он делает, а как он это делает. Другими  словами, очень важно правильно  выбрать стиль управления в малом  бизнесе. Обычно различают три основных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный. Однако на практике каждый руководитель имеет свой стиль управления, так или иначе сочетающий элементы всех трех стилей. В результате можно выделить пять характерных типов управленческого поведения: диктатор, демократ, пессимист, манипулятор, организатор.

    Менеджер-диктатор в основном ориентирован на производство и уделяет минимум внимания конкретным людям. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения. Диктатор – плохой управляющий.

    Менеджер-демократ прямо противоположный диктатору. Дела у такого менеджера идут как  бы сами собой. Польза от этого не очень  большая.

    Менеджер-пессимист  руководствуется девизом "Не вмешивайся в естественный ход событий". Польза от таких руководителей очень  малая.

    Менеджер-манипулятор  во всем пытается достичь компромисса. Здесь проявляется склонность менеджера  к манипулированию людьми.

    Менеджер-организатор  самый продуктивный тип менеджера, учитывающий нужды производства, а также потребности и интересы людей. Важнейшей характеристикой  данного типа является устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации.

    Именно  тип менеджера-организатора является предпочтительным для предприятий  малого бизнеса, управления небольшим  коллективом, где взаимоотношения  руководителей и подчиненных  носят непосредственный и открытый характер. В малом трудовом коллективе начальствование обычно не подчеркивается, более того, обязанности по управлению нередко выполняются менеджером параллельно с другой работой, в  рамках практической деятельности предприятия. Без бюрократических отношений  сотрудники работают эффективно и с  удовольствием. Результаты и хорошая  атмосфера во многих случаях рождаются  сами по себе, поскольку в малой  группе именно работа стимулирует творческий подход и инициативу и каждый видит  значение своей деятельности как части конечного результата.

    Таким образом, в малом бизнесе предпочтительнее тот стиль управления, который  осуществляется преимущественно на неформальной основе, нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе, ориентированной на достижение результатов.

3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ  НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

 

    При управлении финансами на малом предприятии  может возникнуть ряд факторов, способных  повлиять на принимаемые решения:

    - особенности  структуры капитала;

    - специфичная  иерархия рисков;

    - высокие  кредитные проценты;

    - отсутствие  гарантий;

    - попытки  поглотить или распространить  влияние над предприятием.

    Отсюда  видно, что для успешной работы любого малого предприятия необходима постановка финансового менеджмента.

    Организация финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса связана с преодолением конкурентных преград на рынке и  получением прибыли, что является достаточно важным фактором. Но для достижения целей финансового менеджмента  необходимо дополнительно решить и  ряд иных задач:

    - оптимизировать  денежные потоки;

    - создать  действенную систему планирования;

    - проводить  финансовый мониторинг и финансовый  контроль;

    - создать  систему учета и отчетности  полезной для внутренних и  внешних пользователей.

3.1. Особенности финансового  менеджмента в  малом бизнесе

 

    Финансовый  менеджмент в малом бизнесе в  силу специфических особенностей становления  и развития малых предприятий  несколько отличается от практики управления финансами крупных предприятий. Это выражается в следующем:

    1. В небольшой фирме все функции  финансового менеджера ложатся,  как правило, на одного сотрудника (обычно это руководитель –  хозяин данного предприятия). И  именно он принимает решения  по привлечению и использованию  финансовых ресурсов, по установлению  цены на производимую/продаваемую  продукцию и распределению полученной  прибыли. Как правило, этот  сотрудник не имеет специального  финансового, а зачастую и экономического, образования и вырабатывает политику  поведения на рынке исходя из приобретенного опыта работы в данной сфере, собственного предпринимательского чутья и факта наличия денежных средств на счете.

    2. Финансовый менеджмент направлен  на максимизацию курса акций,  чистой прибыли на акцию, уровня  дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на  акцию, прибыли. Малые фирмы,  созданные в форме АО, имеют  право выпускать акции, но в  силу определенных трудностей  этой процедуры, как правило,  не делают этого. Следовательно,  финансовый менеджмент на малых  предприятиях, в первую очередь,  направлен на максимизацию прибыли,  доходов владельцев, на достижение  безубыточности производства.

    3. На крупных предприятиях обычно  разрабатывается финансовая политика  или общая стратегия деятельности  предприятия, включающая комплекс стратегических и тактических целей развития компании, на основе которых разрабатывается маркетинговая, ценовая, инвестиционная, кредитная и др. политика.

    В небольших компаниях, как правило, отсутствуют документы, фиксирующие  стратегические цели и тактические  задачи развития данного предприятия. Малая фирма обычно создается  по частной инициативе ее собственника для реализации его внутренних возможностей и вся деятельность компании подчинена его личным интересам.

    4. Одним из приоритетных направлений  финансового менеджмента в современных  условиях хозяйствования является  оптимизация налогообложения. На  крупных предприятиях все чаще  привлекают специалистов для  определения наиболее низкого уровня налоговых обязательств и разработки мер по законному снижению налоговых платежей.

    Малые предприятия не могут привлечь дорогостоящего специалиста по вопросам налогообложения  и поэтому используют, как правило, незаконные способы ухода от налогов: ведение двойной бухгалтерии, выписка  фиктивных счетов и т.д.

    5. Финансовый итог предпринимательства  характеризуется в первую очередь  прибылью, которую получает предприниматель.  Чтобы ее получить, надо производить  и продавать только то, что  требуется рынку. Следовательно,  для эффективного функционирования  предприятию не обойтись без  маркетинга, который представляет  собой комплексную и целенаправленную  деятельность в области производства  и рынка, обеспечивающую удовлетворение  потребностей как потребителей, так и производителя.

    На  малых предприятиях, как правило, не уделяется должного внимания маркетингу в силу отсутствия: понимания важности разработки маркетинговой политики и “лишних” денежных средств, необходимых  для изучения рынка, покупателей, конкурентов  или оплаты соответствующих специалистов.

    Маркетинговая политика на малом предприятии обычно сводится к следующему: продавать тот товар (услугу), который пользуется спросом и до тех пор, пока он приносит прибыль. Другими словами, предприниматель при принятии маркетинговых решений основывается не на данных опросов и точных расчетах эффективности продажи того или иного продукта, а на собственном видении фактической ситуации на рынке, опыте и интуитивном восприятии событий.

    В то же время следует отметить, что  малые предприятия в этом смысле находятся в гораздо более  выигрышном положении, нежели крупные: работают с узким кругом потребителей, лучше знают своих клиентов, имеют  больше возможностей личного общения  персонала с клиентами, быстрее  реагируют на изменение потребностей и конъюнктуры рынка.

    6. Самый хороший менеджер мало  чего может добиться, если у  предприятия будет серьезный  недостаток денежных средств.  Поэтому задача привлечения и  максимального использования денежного  капитала – одна из ключевых  в финансовом менеджменте. Финансировать  свою деятельность малое предприятие  может за счет собственных  (прибыль, амортизационные отчисления, личные накопления) и внешних  источников (государственные субсидии, дотации, кредиты банков и т.д.)

    В современных условиях хозяйствования малые предприятия в основном вынуждены ориентироваться на собственные  средства, поскольку часто не могут  получить доступ к кредитам без соответствующего залога, гарантий других юридических  лиц или иного обеспечения. В  свете этого разработка грамотного инвестиционного плана может  оказаться едва ли не единственной возможностью привлечения инвестиций со стороны, способных дать толчок для  финансово-хозяйственного развития предприятия.

    Одним из инструментов инвестора при осуществлении  им капиталовложений служит бизнес-план проекта, который призван дать возможность  инвестору сделать комплексную  оценку инвестиционного предложения  и, в первую очередь, показать, что  предлагаемый товар (продукция или  услуга) является конкурентоспособным, что для него имеется долгосрочный платежеспособный спрос, что возможна реализация проекта в приемлемые сроки, а также что инвестирование проекта выгодно для инвестора. Грамотная же разработка самого проекта может для малого предприятия оказаться серьезной проблемой в силу отсутствия необходимых знаний и средств на оплату подобной работы.

    7. Эффективное использование долгосрочных  и краткосрочных денежных ресурсов  достигается посредством финансового  планирования, которое является  существенным элементом финансового  менеджмента. 

    Инвестиции  в крупных компаниях подразумевают  вложение средств в значительные пакеты акций предприятий, строительство новых объектов и т.п. В малом бизнесе любое вложение средств в основные фонды, будь то покупка одного компьютера или станка, уже является инвестициями, т.к. это вложение производится с целью получения прибыли. Но даже такое небольшое вложение средств является значительным событием для малого предприятия, поэтому должен быть точно рассчитан предполагаемый доход и предполагаемые расходы, связанные с этими инвестициями.

    Финансовый  план крупной компании представляет собой объемный документ. Финансовый план в малом бизнесе будет  состоять из тех же разделов, но содержать  намного меньше деталей и вспомогательных  документов.

    Важнейшей составляющей финансового менеджмента  является оценка финансового положения  предприятия, которая представляет собой совокупность методов, позволяющих  оценить состояние дел предприятия  в ходе изучения результатов его  деятельности. Изучение финансового  положения должно дать руководству  предприятия картину его действительного  состояния, а лицам, заинтересованным в его финансовом состоянии, сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие  дополнительных инвестиций и т.п.

    Большинство руководителей малых предприятий, признавая, что финансовое состояние  предприятия является важнейшей  характеристикой его деловой  активности и надежности, на практике не проводят оценку финансового положения  фирмы, ограничиваясь показателями прибыли и, в лучшем случае, рентабельности производства продукции.

    Оценка  финансового положения малой  фирмы, учитывая небольшой объем  бухгалтерской отчетности, установленный  для малых предприятий, включает ограниченный набор показателей  и основывается на данных формы №1 – “Бухгалтерский баланс” и  формы №2 – “Отчет о прибылях и убытках”.

    Таким образом, правильный выбор стиля  и методов управления и грамотное  применение механизмов финансового  менеджмента позволит малому предприятию  добиться долговременных положительных  результатов и занять устойчивое положение на рынке конкурентов.

3.2. Финансовая система  малого предприятия

3.2.1. Структура финансовой  системы малого  предприятия

 

    Финансовая  система малого предприятия, как  в средних, так и в крупных  предприятиях состоит из двух систем - управляющей и управляемой.

Информация о работе Управление финансами в малом бизнесе