Управление финансами в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание

Местные власти видят главный плюс создания новых компаний в решении вопроса безработицы на вверенной им территории. Создание новых рабочих мест решает столь актуальную проблему, снижает влияние экономического кризиса на бюджет российских семей и их благополучие в целом.
Именно малый бизнес в России становиться тем резервом, когда экономический кризис в миг разрушает крупные компании. Именно от малых предприятий продолжают поступать исчисления в государственный бюджет, поддерживая экономику России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ЧТО ТАКОЕ МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ? 3
2. МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА 5
2.1. Организация управление предприятием в малом бизнесе 5
2.2. Особенности менеджмента в малом бизнесе 7
3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ 9
3.1. Особенности финансового менеджмента в малом бизнесе 9
3.2. Финансовая система малого предприятия 14
3.2.1. Структура финансовой системы малого предприятия 14
3.2.2. Кадровое обеспечение управления финансами 15
4. ВНЕДРЕНИЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ 17
4.1. Финансовый анализ 17
4.2. Стратегия планирования 18
4.3. Управление активами и источниками финансирования 19
4.4. Учет и отчетность 20
4.5. Финансовый контроль 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 94.25 Кб (Скачать документ)

    Управляющая система представляет собой финансовую службу или финансового специалиста, который с помощью механизмов и инструментов финансового менеджмента, а также современных технических  средств воздействует на управляемую  систему (см. рис. 1.).  

    

    рис.1. 

    Современная управляющая система должна работать на информационных потоках, а для  эффективного построения управляющей  системы необходимо иметь широкий  круг информации как внутренней, так  и внешней. У малого предприятия  ресурсы по приобретению информации малы, но все-таки для эффективного управления этим не стоит пренебрегать, а поэтому следует и использовать все возможные варианты получения  необходимой информации.

    Под управляемой системой понимается совокупность финансовых ресурсов, их оборот и воспроизводство, а также отношения, возникающие  в результате этих процессов. Большая  часть времени и усилий в управляемой  системе малого предприятия отдается управлению денежными оборотами 

3.2.2. Кадровое обеспечение  управления финансами

 

    В большинстве случаев управление финансами на малом предприятии  из-за небольшой его численности  осуществляется на уровне главного бухгалтера, который взаимодействует с руководством (администрацией, топ-менеджерами), а также с экономистами и юристами, если таковые имеются.

    На  данный момент существует три эффективных  способа организации структуры  управления финансами малого бизнеса:

    1. Совмещение должностей (например, главный  бухгалтер и финансовый директор  в одном лице). В данной ситуации  снижаются затраты на содержание  финансовой службы, но ухудшается  качество принимаемых решений;

    2. Создание отдельного специального  финансового отдела или финансовой  должности (финансовый директор, финансовый менеджер). Это потребует  больших затрат, так как специалисты  высокого уровня в области  финансов стоят дорого, а иметь  малоопытного и неквалифицированного  специалиста - себе дороже. Возможность  эффективного создания такой  структуры есть только у предприятий,  входящих в структуру объединения  предприятий;

    3) передача финансового управления  в специализированную организацию,  так называемый аутсорсинг или  субподряд. на данный момент одним из популярных видов аутсорсинга является ведение бухгалтерского учета специализированной организацией. Положительные стороны аутсорсинга - высокое качество принимаемых решений; отрицательные стороны - отсутствие на российском рынке широкого выбора аутсорсинговых организаций, высокие цены на их услуги (хотя они могут и окупаться), отсутствие уверенности в том, что ваша компания не будет специально ослаблена и поглощена.

    Но  в любом случае финансовый специалист малого предприятия должен выполнять  следующие функции:

    -формировать  и реализовывать финансовую стратегию  и политику предприятия;

    -организовывать  управленческий учет, оптимизировать  затраты;

    -постоянно  проводить финансовый и управленческий  анализ;

    -осуществлять  финансовое планирование (формировать  оперативные планы, бюджеты и  участвовать в подготовке бизнес-планов);

    -реализовывать  мероприятия по обеспечению ликвидности  и устойчивости предприятия;

    -оптимизировать  и управлять составом активов  и пассивов, скоростью оборота  и порядка их возникновения  и погашения;

    -проводить  поиск эффективных способов финансирования  бизнеса;

    -разрабатывать  мероприятия по увеличению прибыли,  капитализации, рентабельности, снижению  уровня налогообложения и затрат;

    -организовывать  мероприятия по контролю за сохранностью финансовых ресурсов;

    -оптимизировать  и разрабатывать финансовые схемы  по реализации продукции, осуществлению  платежей;

    -участвовать  в мероприятиях по риск-менеджменту;

    -консультировать  вышестоящее руководство и сотрудников  по финансовым вопросам.

4. ВНЕДРЕНИЕ ФИНАНСОВОГО  УПРАВЛЕНИЯ НА  МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

4.1. Финансовый анализ

 

    Первое, с чего необходимо начать, внедряя  финансовое управление на малом предприятии, - это провести углубленный финансовый анализ. Финансовый анализ должен основываться на данных, полученных по результатам финансового (бухгалтерского) учета.

    При проведении финансового анализа  могут возникнуть проблемы организационного характера - бухгалтерский учет и  состав отчетности некоторых малых  предприятий отличается от бухгалтерского учета и состава отчетности средних  и крупных предприятий. Поэтому  финансовому специалисту необходимо суметь провести финансовый анализ на основании имеющихся данных, а  для этого может потребоваться  ряд корректировок.

    Для детального анализа будет недостаточно отчетности предприятия, здесь необходимо получить как можно больше информации из бухгалтерского учета и по возможности  из управленческого учета.

    Финансовый  анализ осуществляют с использованием следующих методов: вертикальный и  горизонтальный анализ, коэффициентный анализ, факторный анализ, сравнительный  анализ. На данном этапе необходимо определить структуру и динамику показателей, оценить рентабельность, ликвидность и платежеспособность, а также показатели оборачиваемости (деловой активности).

    В отличие от крупных предприятий  в малом бизнесе показатели разнятся. Так, например, значение показателя ликвидности  обычно меньше, а оборачиваемости - больше, поскольку в связи с  малой численностью и высокой  оборачиваемостью для малого предприятия  характерны: высокая производительность труда, высокий уровень кредиторской, низкий уровень дебиторской задолженности. При этом надо учитывать, что часто  полученные займы являются средствами или руководителя, или собственника бизнеса.

4.2. Стратегия планирования

 

    После получения данных финансового анализа  переходят к разработке финансовой стратегии предприятия, которая  должна полностью опираться на всю  стратегию фирмы. На основе финансовой стратегии организуется финансовая политика так, чтобы обеспечивалась конкурентоспособность предприятия.

    После формирования стратегии и финансовой политики осуществляют финансовое планирование. Оно может быть стратегическим, тактическим  и оперативным.

    Стратегическое  планирование. Обычно оно осуществляется в форме бизнес-плана, в котором  расписываются все аспекты коммерческого  предприятия. Период составления - от одного года до трех лет. В бизнес-плане  должны быть следующие разделы: маркетинговый, производственный, организационный  и финансовый. Бизнес-план используется не только для привлечения кредитов и займов, но и для внутреннего  контроля и управления. На малых  предприятиях для внутренних целей  он может быть упрощен и представлен  в форме технико-экономического обоснования (ТЭО).

    Тактическое планирование реализуется в форме  бюджетирования. Бюджетирование - это  составление годовых бюджетов по месяцам. Базой для составления  бюджета является бизнес-план. При  подготовке годового бюджета формируются  следующие виды бюджетов: бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет запасов, бюджеты расходов, бюджет инвестиций, кэш-флоу, прогнозный отчет о прибылях и убытках и прогнозный баланс.

    Для малого предприятия, не входящего в  объединение предприятий, необязательна  разбивка по центрам финансовой ответственности (ЦФО) как в крупных и средних  предприятиях. А поэтому предприятие  можно рассматривать как единый ЦФО, например центр прибыли. Учитывая, что постановка бюджетирования - трудоемкая и дорогостоящая процедура, руководству  предприятия необходимо выбрать  наиболее оптимальный бюджет.

    Оперативное планирование представляет собой подготовку графиков и планов по дням. Базой  для оперативного планирования является бюджетирование. Оперативное планирование позволяет контролировать потоки ресурсов предприятия и большей частью именно финансовых ресурсов. Здесь  готовятся графики платежей, формирования запасов и т.д.

4.3. Управление активами  и источниками  финансирования

 

    Уже в процессе осуществления процесса планирования необходимо понять, какова будет структура активов и за счет каких источников будет финансироваться деятельность предприятия.

    При формировании структуры активов, которые  делятся на внеоборотные и текущие, необходимо учитывать следующие принципы:

    - объем  и структура активов формируются  исходя из будущих перспектив  малого предприятия;

    - объем  и структура активов должны  соответствовать потребностям производства  и сбытовым нуждам малого предприятия;

    - состав  активов должен обеспечивать  желаемую эффективность работы  предприятия;

    - активы  должны увеличивать скорость  оборота;

    - необходимо  выбирать наиболее современные  и прогрессивные виды активов.

    Следует подчеркнуть, что для малых предприятий  наиболее характерна высокая оборачиваемость  оборотных активов, что связано  с мобильностью данного бизнеса, а поэтому их доля во всех активах  меньше, чем у среднего или крупного предприятия такого же вида производства. Но в любом случае финансовому  специалисту необходимо уделять  внимание таким активам, как запасы, дебиторская задолженность и  денежные средства.

    В свою очередь, источники финансирования деятельности предприятия могут  быть самые разные:

    -уставный  капитал - это основной источник  собственных средств, который  формируется первоначально при  создании организации;

    -добавочный  капитал - это прирост стоимости  основных фондов при переоценке, эмиссионный доход и безвозмездно  полученные денежные и материальные  ценности;

    -прибыль  - это источник, сформированный в  результате производственной деятельности  и которым предприятие может  распоряжаться только после всех  обязательных платежей. Прибыль  может быть использована для  формирования различных специальных  фондов малого предприятия;

    -амортизационные  отчисления - отдельный финансовый  ресурс, который вместе с прибылью  может использоваться для расширенного  воспроизводства. У малого предприятия,  в отличие от крупного, есть  возможность ускорить этот процесс  в соответствии с действующим  законодательством, применив механизм  ускоренной амортизации. Чистая  прибыль вместе с амортизационными  отчислениями составляет чистый  доход малого предприятия;

    -кредиты  и займы - внешние источники  финансирования предприятия. Для  малых предприятий очень сложно  получить кредит в банке или  разместить выпуск эмиссионных ценных бумаг. Но для малых предприятий при поддержке государства и общественных организаций работает система помощи малым предприятиям, по которой можно получить льготный кредит, оформить лизинг или венчурное финансирование. Также малые предприятия активно используют в своей работе средства владельцев бизнеса, а также их знакомых и родных.

4.4. Учет и отчетность

 

    В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" ответственность  за организацию бухгалтерского учета  на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных  операций несут руководители малых  предприятий.

    Малое предприятие ведет бухгалтерский  учет в соответствии с едиными  методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, планом счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности предприятий и типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

    Малому  предприятию рекомендуется вести  бухгалтерский учет с применением  следующих систем бухгалтерского учета:

    - общепринятая  система бухгалтерского учета;

    - упрощенная  система бухгалтерского учета;

    - кассовый  метод учета, в котором можно  объединить бухгалтерский и управленческий  учет.

    Малые предприятия, не обязанные проводить  аудиторскую проверку достоверности  бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством, могут принять  решение о представлении бухгалтерской  отчетности укрупненно по группам статей бухгалтерского баланса и статьям  отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.

Информация о работе Управление финансами в малом бизнесе