Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа
Местные власти видят главный плюс создания новых компаний в решении вопроса безработицы на вверенной им территории. Создание новых рабочих мест решает столь актуальную проблему, снижает влияние экономического кризиса на бюджет российских семей и их благополучие в целом.
Именно малый бизнес в России становиться тем резервом, когда экономический кризис в миг разрушает крупные компании. Именно от малых предприятий продолжают поступать исчисления в государственный бюджет, поддерживая экономику России.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ЧТО ТАКОЕ МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ? 3
2. МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА 5
2.1. Организация управление предприятием в малом бизнесе 5
2.2. Особенности менеджмента в малом бизнесе 7
3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ 9
3.1. Особенности финансового менеджмента в малом бизнесе 9
3.2. Финансовая система малого предприятия 14
3.2.1. Структура финансовой системы малого предприятия 14
3.2.2. Кадровое обеспечение управления финансами 15
4. ВНЕДРЕНИЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ 17
4.1. Финансовый анализ 17
4.2. Стратегия планирования 18
4.3. Управление активами и источниками финансирования 19
4.4. Учет и отчетность 20
4.5. Финансовый контроль 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Управляющая
система представляет собой финансовую
службу или финансового специалиста,
который с помощью механизмов
и инструментов финансового менеджмента,
а также современных
рис.1.
Современная
управляющая система должна работать
на информационных потоках, а для
эффективного построения управляющей
системы необходимо иметь широкий
круг информации как внутренней, так
и внешней. У малого предприятия
ресурсы по приобретению информации
малы, но все-таки для эффективного
управления этим не стоит пренебрегать,
а поэтому следует и
Под управляемой системой понимается совокупность финансовых ресурсов, их оборот и воспроизводство, а также отношения, возникающие в результате этих процессов. Большая часть времени и усилий в управляемой системе малого предприятия отдается управлению денежными оборотами
В
большинстве случаев управление
финансами на малом предприятии
из-за небольшой его численности
осуществляется на уровне главного бухгалтера,
который взаимодействует с
На данный момент существует три эффективных способа организации структуры управления финансами малого бизнеса:
1.
Совмещение должностей (например, главный
бухгалтер и финансовый
2.
Создание отдельного
3)
передача финансового
Но в любом случае финансовый специалист малого предприятия должен выполнять следующие функции:
-формировать
и реализовывать финансовую
-организовывать управленческий учет, оптимизировать затраты;
-постоянно
проводить финансовый и
-осуществлять
финансовое планирование (формировать
оперативные планы, бюджеты и
участвовать в подготовке
-реализовывать
мероприятия по обеспечению
-оптимизировать и управлять составом активов и пассивов, скоростью оборота и порядка их возникновения и погашения;
-проводить
поиск эффективных способов
-разрабатывать
мероприятия по увеличению
-организовывать мероприятия по контролю за сохранностью финансовых ресурсов;
-оптимизировать
и разрабатывать финансовые
-участвовать
в мероприятиях по риск-
-консультировать
вышестоящее руководство и
Первое, с чего необходимо начать, внедряя финансовое управление на малом предприятии, - это провести углубленный финансовый анализ. Финансовый анализ должен основываться на данных, полученных по результатам финансового (бухгалтерского) учета.
При
проведении финансового анализа
могут возникнуть проблемы организационного
характера - бухгалтерский учет и
состав отчетности некоторых малых
предприятий отличается от бухгалтерского
учета и состава отчетности средних
и крупных предприятий. Поэтому
финансовому специалисту
Для детального анализа будет недостаточно отчетности предприятия, здесь необходимо получить как можно больше информации из бухгалтерского учета и по возможности из управленческого учета.
Финансовый
анализ осуществляют с использованием
следующих методов: вертикальный и
горизонтальный анализ, коэффициентный
анализ, факторный анализ, сравнительный
анализ. На данном этапе необходимо
определить структуру и динамику
показателей, оценить рентабельность,
ликвидность и
В
отличие от крупных предприятий
в малом бизнесе показатели разнятся.
Так, например, значение показателя ликвидности
обычно меньше, а оборачиваемости -
больше, поскольку в связи с
малой численностью и высокой
оборачиваемостью для малого предприятия
характерны: высокая производительность
труда, высокий уровень кредиторской,
низкий уровень дебиторской
После получения данных финансового анализа переходят к разработке финансовой стратегии предприятия, которая должна полностью опираться на всю стратегию фирмы. На основе финансовой стратегии организуется финансовая политика так, чтобы обеспечивалась конкурентоспособность предприятия.
После формирования стратегии и финансовой политики осуществляют финансовое планирование. Оно может быть стратегическим, тактическим и оперативным.
Стратегическое
планирование. Обычно оно осуществляется
в форме бизнес-плана, в котором
расписываются все аспекты
Тактическое планирование реализуется в форме бюджетирования. Бюджетирование - это составление годовых бюджетов по месяцам. Базой для составления бюджета является бизнес-план. При подготовке годового бюджета формируются следующие виды бюджетов: бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет запасов, бюджеты расходов, бюджет инвестиций, кэш-флоу, прогнозный отчет о прибылях и убытках и прогнозный баланс.
Для малого предприятия, не входящего в объединение предприятий, необязательна разбивка по центрам финансовой ответственности (ЦФО) как в крупных и средних предприятиях. А поэтому предприятие можно рассматривать как единый ЦФО, например центр прибыли. Учитывая, что постановка бюджетирования - трудоемкая и дорогостоящая процедура, руководству предприятия необходимо выбрать наиболее оптимальный бюджет.
Оперативное планирование представляет собой подготовку графиков и планов по дням. Базой для оперативного планирования является бюджетирование. Оперативное планирование позволяет контролировать потоки ресурсов предприятия и большей частью именно финансовых ресурсов. Здесь готовятся графики платежей, формирования запасов и т.д.
Уже в процессе осуществления процесса планирования необходимо понять, какова будет структура активов и за счет каких источников будет финансироваться деятельность предприятия.
При формировании структуры активов, которые делятся на внеоборотные и текущие, необходимо учитывать следующие принципы:
- объем
и структура активов
- объем
и структура активов должны
соответствовать потребностям
- состав активов должен обеспечивать желаемую эффективность работы предприятия;
- активы должны увеличивать скорость оборота;
- необходимо выбирать наиболее современные и прогрессивные виды активов.
Следует подчеркнуть, что для малых предприятий наиболее характерна высокая оборачиваемость оборотных активов, что связано с мобильностью данного бизнеса, а поэтому их доля во всех активах меньше, чем у среднего или крупного предприятия такого же вида производства. Но в любом случае финансовому специалисту необходимо уделять внимание таким активам, как запасы, дебиторская задолженность и денежные средства.
В свою очередь, источники финансирования деятельности предприятия могут быть самые разные:
-уставный капитал - это основной источник собственных средств, который формируется первоначально при создании организации;
-добавочный
капитал - это прирост стоимости
основных фондов при
-прибыль
- это источник, сформированный в
результате производственной
-амортизационные
отчисления - отдельный финансовый
ресурс, который вместе с прибылью
может использоваться для
-кредиты
и займы - внешние источники
финансирования предприятия.
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.
Малое
предприятие ведет
Малому
предприятию рекомендуется
- общепринятая система бухгалтерского учета;
- упрощенная система бухгалтерского учета;
- кассовый
метод учета, в котором можно
объединить бухгалтерский и
Малые
предприятия, не обязанные проводить
аудиторскую проверку достоверности
бухгалтерской отчетности в соответствии
с законодательством, могут принять
решение о представлении