Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 10:23, курсовая работа
Цель исследования – изучение системы управления финансами в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………………4
1. Организация управления финансами в Российской Федерации ………………….5
1.1 Объекты, субъекты, цели и задачи управления финансами…………………….5
1.2 Основные методы и формы управления финансами…………………………….10
1.3 Финансовое планирование, прогнозирование
и контроль как основные этапы управления финансами……………………………14
2. Государственные органы управления финансами………………………………...20
2.1 Высшие органы государственной власти управления финансами……………..20
2.2 Управление бюджетным процессом……………………………………………...21
2.3 Управление государственным долгом, управление налогообложением……....24
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы…………………………………………………...28
3) Общественный финансовый контроль (выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.).
4) Независимый аудиторский контроль (осуществляют специализированные аудиторские организации или независимые аудиторы).
Существует несколько методов финансового контроля, из которых выделяются:
1) проверка;
2) обследование;
3) анализ финансового состояния;
4) надзор;
5) наблюдение (мониторинг);
6) ревизия.
Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта на основании отчётных, балансовых и первичных документов (счета-фактуры, накладные, платёжные поручения и требования, кассовые документы и др.). При проверке выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Таким образом, проверки носят тематический характер, например, проверка правил начисления и уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и
т.д. Обследование подразумевает охват более широкого спектра финансово-экономических показателей хозяйствующего субъекта, определение его финансового состояния и перспектив развития. При обследовании могут производиться контрольные замеры расходования материалов, топлива и т.д.
Под надзором понимается контроль со стороны компетентных органов за деятельностью субъектов хозяйственной деятельности, которым выдана лицензия на определённый вид деятельности. Наличие лицензии подразумевает соблюдение определённых условий лицензирования, то есть, правил осуществления конкретной деятельности. При надзоре проверяется соблюдение этих правил. Если правила нарушаются, орган надзора может отозвать лицензию, тем самым запретить определённый вид деятельности.
Анализ финансового состояния подразумевает доскональное исследование отчётной финансовой документации в целях общей оценки деятельности предприятия, его ликвидности, установлении обеспеченности собственными оборотными средствами и т.д. Например, для определения рентабельности деятельности предприятия и для изучения динамики изменения прибыли, осуществляют анализ отчёта о финансовых результатах (форма 2 балансового отчёта). Сам анализ включает в себя горизонтальный анализ показателей, оценку структуры показателей прибыли и их динамики (изменение) за ряд отчётных
периодов. Под наблюдением (мониторингом) понимается постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и за финансовым состоянием предприятия-дебитора. Например, неэффективное использование полученной ссуды, а также ухудшение финансового состояния
дебитора, может стать основанием для ужесточения условий кредитования (обеспечение дополнительным залогом или др.) или для требования досрочного возврата ссуды.
Ревизия, - это самый дорогостоящий и самый всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизия представляет взаимосвязанный комплекс
проверочных мероприятий
в отношении конкретного хозяйствующего
субъекта или группы субъектов. Цель проведения
ревизии вытекает из целей финансового
контроля, которые приведены выше.
2. Государственные органы управления финансами
2.1
Высшие органы
государственной власти
управления финансами.
Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства
формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на
данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства
РФ на соответствующий период. Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму
законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на
всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления
финансами.
Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные
законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета,
федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного
регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске
госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие
законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального
бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С
этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной
палаты и половину
состава его аудиторов
Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов
назначает Совет федерации.
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе
федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме
отчет об исполнении бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно- кредитной политики. Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.
2.2
Управление бюджетным
процессом.
Бюджетный процесс является составной частью бюджетного планирования.
Бюджетное планирование заключается в централизованном распределении и
перераспределении
стоимости общественного
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов
государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
1) составление проектов бюджетов;
2)
рассмотрение и утверждение
3) исполнение бюджетов;
4) составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование -
перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.
Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению
проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического
развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а
также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы
исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ,
соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют
Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных
образований. Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год. На основе данных плана-прогноза МФ РФ разрабатывает основные характеристики бюджета и
распределение расходов бюджета. Правительство РФ рассматривает предложения об
увеличении (сохранении) минимальных размеров оплаты труда и пенсий, их
индексации. МФ РФ направляет проектировки основных показателей бюджета федеральным исполнительным органам для распределения по конкретным бюджетополучателям и уведомляет исполнительные органы субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ.
Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными исполнительными органами предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям средств, разработка указанными органами предложений о проведении экономических преобразований, отмене нефинансируемых нормативных актов, а также подготовка перечня финансируемых федеральных целевых программ. Несогласованные вопросы подлежат рассмотрению межведомственной комиссией, возглавляемой министром финансов РФ.
На основе представленных федеральными исполнительными органами документов
Правительство Российской Федерации должно утвердить проект закона о
федеральном бюджете для внесения в Государственную Думу. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации. Совет ГД направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.
В первом чтении: ГД обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики бюджета. ГД заслушивает доклад Правительства РФ, Комитета по бюджету и профильного комитета, ответственного за рассмотрение проекта бюджета, доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или отклонении проекта. В случае отклонения проекта ГД может передать проект в согласительную комиссию (состоящую и представителей ГД, СФ и Правительства РФ), вернуть проект Правительству на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству РФ (в последнем случае новый проект бюджета готовит и вносит в ГД новый состав Правительства РФ). При передаче проекта в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик бюджета, после чего проект вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в ГД. По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление ГД о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.
Во втором чтении ГД утверждает расходы федерального бюджета по разделам
функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального
бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фона финансовой
поддержки субъектов РФ. Если ГД отклоняет проект федерального закона о