Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 10:23, курсовая работа
Цель исследования – изучение системы управления финансами в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………………4
1. Организация управления финансами в Российской Федерации ………………….5
1.1 Объекты, субъекты, цели и задачи управления финансами…………………….5
1.2 Основные методы и формы управления финансами…………………………….10
1.3 Финансовое планирование, прогнозирование
и контроль как основные этапы управления финансами……………………………14
2. Государственные органы управления финансами………………………………...20
2.1 Высшие органы государственной власти управления финансами……………..20
2.2 Управление бюджетным процессом……………………………………………...21
2.3 Управление государственным долгом, управление налогообложением……....24
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы…………………………………………………...28
федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении, она передает
указанный законопроект в согласительную комиссию.
В третьем чтении ГД рассматривает расходы федерального бюджета по
подразделам функциональной классификации, распределение средств Фонда
федеральной поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходов по федеральным
целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе в пределах
расходов, утвержденных во втором чтении; перечень защищенных статей федерального бюджета, Программу государственных внешних заимствований РФ,
программы предоставления гарантий Правительства РФ, программы предоставления
средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов,
программу государственных внешних заимствований РФ.
При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете в
четвертом чтении проект голосуется в целом, внесение поправок в проект,
возможное во втором и третьем чтениях, в четвертом чтении не допускается.
Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на
очередной финансовый год передается на рассмотрение Совета Федерации. СФ
рассматривает закон и голосует в целом. В случае одобрения закон направляется
Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он
передается в согласительную комиссию, перерабатывается, передается в
Государственную Думу для утверждения в одном чтении, затем повторно
передается в
Совет Федерации для
Федерации может быть отклонено Государственной Думой повторным голосованием
не менее чем двумя третями голосов. В случае неподписания закона Президентом
закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается
Федеральным Собранием. Для преодоления вето Президента требуется не менее
двух третей голосов Федерального Собрания.
Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета - подписания Президентом РФ). В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы
исполнительной власти возлагается организация исполнения бюджетов, управление
счетами бюджетов и бюджетными средствами. Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. За исполнение доходной части бюджета отвечают налоговые органы и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо
сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять информацию об
исполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся
государственным (муниципальным) имуществом.
Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной
из форм финансового
контроля, осуществляемого
Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета
является Министерство финансов РФ. Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и другими документами и материалами.
Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального
бюджета после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает
решение об утверждении или отклонении отчета.
2.3
Управление государственным
долгом, управление
налогообложением.
Управление государственным внутренним долгом, установление порядка,
условий выпуска и размещения долговых обязательств РФ осуществляется
Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Центральным Банком и Минфином. Верхний предел внутреннего долга устанавливается законом о федеральном бюджете.
Операции с государственным внешним долгом регламентируются федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами. Право на осуществление государственных внешних заимствований находится в компетенции Правительства РФ. К примеру, Минфин разрабатывает проекты программ внешних заимствований и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти организует работу по привлечению в экономику иностранных кредитных ресурсов. Предельный размер государственных внешних заимствований ежегодно устанавливается в законе о федеральном бюджете.
В управлении налогообложением Федеральное собрание принимает лишь
законотворческое участие – принятие налогового законодательства (изменения и
дополнения к Налоговому кодексу, законы о федеральных законах и сборах и др.)
Президент РФ издает такие нормативные акты как Указ "О мерах по повышению
собираемости налогов и других налоговых платежей и упорядочиванию наличного и
безналичного денежного обращения, Указ "Об укреплении финансовой дисциплины". Непосредственно управление налогообложением осуществляет Правительство РФ. Своим законотворчеством оно лишь косвенно регулирует налогообложение, например такими постановлениями как "Положение о составе затрат включаемых в издержки производства и обращения" или внесением в государственную думу законопроекты о введении налогов и сборов, об изменениях и дополнениях в отдельные законы РФ о налогах Посредством своих министерств и ведомств Правительство осуществляет прямое управление налогообложением.
Министерство финансов осуществляет налоговое прогнозирование. Основной
задачей налогового прогнозирования является определение экономически
обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или
консолидированный бюджет. Различают оперативное, краткосрочное, среднесрочное
налоговое прогнозирование.
В частности оперативное прогнозирование осуществляется Минфином и
финансовыми органами на месяц или квартал с целью обеспечить реальную оценку
поступления налогов
на ближайшее время для определения лимитов
финансирования (в рамках утвержденного
бюджета) в разрезе экономической классификации,
а также министерств, ведомств, территорий
и государственных программ. Налоговое
прогнозирование играет активную роль
при разработки бюджетной и налоговой
политики. Кроме того, в процессе налогового
прогнозирования разрабатываются меры
по совершенствованию контрольной работы
налоговых органов.
Заключение
Управление финансами является важной
частью общей системы управления социально-экономическими
процессами в обществе. Под управлением
финансов следует понимать сознательное
воздействие органов управления на финансы
страны, регионов, хозяйствующих субъектов
и на финансовые процессы, финансовую
деятельность, осуществляемое с целью
достижения и поддержания
Объектами управления финансов являются виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплением и их использованием. Субъектами управления соответственно выступают организационные структуры, осуществляющие управление. Управление финансами осуществляется с помощью специальных приемов и методов.
Управление финансами должно осуществляться как на макроуровне (на уровне государства) так и на уровне отдельных организаций. Этот принцип обуславливается единством экономического пространства. Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специального финансового механизма, который включает в себя определённые элементы, такие как финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.
Неотъемлемыми этапами управления финансами, как и любого другого процесса управления, являются финансовое планирование, финансовое прогнозирование и финансовый контроль. Данные функции реализуются соответствующими органами управления финансами, под которыми подразумеваются совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление. По видам объектов управления органы управления финансами делятся на органы управления государственными финансами, финансами субъектов Федерации, муниципальных образований и органы управления финансами хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений, общественных фондов), индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Финансовую систему рассматривают как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
В процессе распределения
стоимости совокупного
Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.
Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: (а) у хозяйствующих субъектов, (б) у населения, (в) у государства и органов местного самоуправления.
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень (органов местного самоуправления). Каждый из них предполагает наличие собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, а также наличие собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.
Особую роль в функционировании государственных финансов играет Министерство финансов Российской Федерации. Это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Российской Федерации и координирующий деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Минфин России имеет территориальные органы.
В Российской Федерации функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по субъектам РФ, городам, кроме городов районного подчинения, районам и районам в городах.
Счетная палата РФ — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и. подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом. Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.