Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:39, курсовая работа
Цель исследования: Определение механизмов управления ликвидностью предприятия.
Задачи исследования:
1) Дать характеристику понятию ликвидности предприятия и процессу управления ликвидностью;
2) Раскрыть методику анализа ликвидности предприятия и определить его место в управлении ликвидности;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………….…4
Теоретические аспекты понятий «ликвидность» и «управление ликвидностью»…………………………………………………………………….....4
Сущность методики анализа ликвидности предприятия. Основные показатели ликвидности…………………………………………………………….7
Методы повышения уровня ликвидности предприятия……………...…..15
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БЕЛТРУБОПРОВОДСТРОЙ»………………………....20
2.1 История предприятия ОАО «Белтрубопроводстрой».…………………….20
2.2Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия ОАО «Белтрубопроводстрой»………………………………………………………...….21
2.3 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия ОАО «Белтрубопроводстрой»……………………………………………………………26
3 МЕРОПРИТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИТИИ ОАО «БЕЛТРУБОПРОВОДСТРОЙ»................................................................................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………
Этот коэффициент показывает,
какая часть краткосрочных
Коэффициент быстрой ликвидности показывает, какую часть текущей задолженности организация может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности. При расчете данного показателя основным вопросом является разделение текущих активов на ликвидную и трудноликвидную части. Этот вопрос в каждом конкретном случае требует отдельного исследования, т.к. к ликвидной части можно безоговорочно можно отнести лишь денежные средства.
Показатель исчисляется
по более узкому кругу текущих
активов, когда из расчета исключены
производственные запасы. Дело здесь
не только в значительно меньшей
ликвидности запасов, но и в том,
что денежные средства, которые можно
выручить в случае вынужденной реализации
производственных запасов, могут оказаться
существенно ниже затрат по их приобретению.
В условиях рыночной экономики типичной
является ситуация, когда при ликвидации
предприятия выручают 40% и менее
от учетной стоимости запасов. Анализируя
динамику этого коэффициента, следует
обращать внимание и на факторы, обусловившие
его изменение. Если рост коэффициента
быстрой ликвидности был связан
в основном с ростом неоправданной
дебиторской задолженности, то это
не характеризует деятельность предприятия
с положительной стороны. Коэффициент
быстрой ликвидности равен
где ДЗ - дебиторская задолженность.
Для повышения уровня текущей
ликвидности необходимо способствовать
росту обеспеченности запасов собственными
оборотными средствами, для чего следует
увеличивать собственные
Коэффициент текущей ликвидности показывает платежные возможности организации при условии погашения краткосрочной дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов.
где ТА - текущие активы,
ТП - скорректированные текущие пассивы.
Уровень коэффициента текущей
ликвидности непосредственно
У рассматриваемого показателя есть существенный недостаток: он не учитывает различий в составе оборотных активов, некоторые из них более ликвидны, чем другие. Это может привести к тому, что у компании возникнут проблемы с денежными средствами, а значение коэффициента останется высоким.
Ситуация, при которой компании не хватает ресурсов для поддержания достигнутого масштаба операций, называется чрезмерным расширением. Это случается, если компания очень быстро наращивает масштабы деятельности или если она была не полностью профинансирована на предыдущих этапах развития. Первым симптомом указанной угрозы становится хроническая нехватка денежных средств для обеспечения повседневной потребности в них. В результате возникает угроза банкротства. Возможным способом выхода из такого опасного положения является обращение к долгосрочным займам.
Не существует каких-то единых подходов для рассмотренных показателей работы фирмы. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации предприятия и др. Тем не менее, заметим, что владельцы предприятия (акционеры, инвесторы и другие лица, сделавшие взнос в уставный капитал) предпочитают допустимый рост в динамике доли заемных средств. Кредиторы (поставщики сырья и материалов, банки, предоставляющие краткосрочные ссуды, и другие деловые партнеры) отдают естественное предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономностью.[12]
Выводы о признании
структуры баланса
1) о признании структуры
баланса предприятия
2) о наличии реальной
возможности у предприятия-
3) о наличии реальной
возможности утраты
1.3 Методы повышения уровня ликвидности предприятия
Управление ликвидностью предприятия является одной из основных задач компании, разместившей свои ценные бумаги на фондовом рынке. Под управлением ликвидностью предприятия понимается обеспечение такого размещения финансовых средств, при котором активы предприятия можно легко превратить в свободные денежные средства, необходимые для покрытия долгов.
В настоящее время существует три основных разновидности управления ликвидностью предприятия.
Первый способ представляет собой размещение денежных средств предприятия в соответствии с его потребностью и интуицией управляющих.
Вторым способом управления ликвидностью является метод конверсии средств, при котором размещение активов происходит на сроки, соответствующие срокам размещения пассивов (например, срочные вклады до одного года направляются на предоставление кредитов до одного года).
Третьим способом управления ликвидностью предприятия являются методы научного управления, которые реализуются с помощью современных математических методов и алгоритмов, а также с помощью специально разработанного программного обеспечения.
В любом случае, управление ликвидностью предприятия должно происходить на основе анализа, который должен производиться специалистами. [13]
Надежным методом улучшения
финансового состояния
Среди внутренних факторов
возникновения неплатежей можно
выделить те, устранение которых напрямую
зависит от успешной совместной работы
бухгалтерии и менеджмента. К
ним относятся: дефицит собственных
оборотных средств, рост дебиторской
и кредиторской задолженности, несовершенство
механизма определения
Существенным фактором, оказывающим влияние на оздоровление финансового положения предприятия, является погашение дебиторской задолженности предприятия. Одной из причин возникновения дебиторской задолженности является неотрегулированность отношений предприятия и банка, приводящая к серьезным финансовым проблемам. При составлении и заключении договора на расчетно-кассовое обслуживание необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
- договорные отношения
с банком должны
- в договоре должно
быть определено, что зачисление
средств предприятия на
- установить ответственность
банка за задержку платежей
в связи с неправильной
- банку принимать и
выдавать денежные средства по
первому требованию клиента в
пределах средств, имеющихся
- в случае неоднократного
нарушения банком своих
В качестве дополнительных источников финансирования можно выделить нетрадиционные методы обновления материальной базы и ускоренной модернизации основных фондов, одним из которых является лизинг. Лизингодатель, предоставляя лизинг получателю основных фондов на установленные договором срок и за определенную плату, по существу реализует принципы срочности, возвратности и платности, присущие кредитной сделке. Но, с другой стороны, и лизингодатель, и лизингополучатель оперируют капиталом не в денежной, а в производственной форме, что сближает лизинг с инвестированием, резко поднимает его экономическую значимость.
И, наконец, необходимо остановиться еще на одном факторе финансового оздоровления. Это совершенствование договорной дисциплины. Влияние данного фактора невозможно выявить без учета отраслевых особенностей производства и организации финансов.
Необходимо понимать, что проблемы с ликвидностью предприятия нарушают его деятельность какого-либо подразделения, или, в худшем случае, всего предприятия. Самое ликвидное имущество – это деньги в кассе или на банковском счету, за ними следуют ценные бумаги (акции, паи фонда, долговые обязательства), которые можно в нормальных условиях быстро продать. На третьем месте находятся дебиторские задолженности – неоплаченные счета покупателей. Хотя в балансе в качестве оборотного имущества отражаются и предоплаты, и запасы, они не считаются ликвидным имуществом. Также не считается ликвидным имуществом основное имущество – оборудование и недвижимое имущество.
Проблемы ликвидности нередко возникают в результате того, что до начала реализации нового бизнеса или проекта не устанавливается, сколько денег необходимо для его запуска. Именно поэтому перед тем как начать бизнес, необходимо выяснить, сколько на это реально потребуется финансовых ресурсов. Если речь идет о начинающем предприятии, самое важное - убедиться, что имеется достаточно финансовых средств.
Ошибка зачастую допускается при учете поступлений от продаж. Как правило, руководитель предприятия предполагается, что весь товар будет продан сразу, и деньги за него поступят немедленно. Но на практике получается всё иначе. Чтобы продать товар, необходимо время, как для продажи, так и для получения денег. Более того, многие фирмы (особенно в торговле) предпочитают работать с отсрочкой платежа.
Также в калькуляциях нередко не учитываются затраты времени с момента приобретения сырья до момента, когда готовая продукция продана. Зачастую учитывается только время, которое уходит конкретно на производство, в него включают поставку материалов, производство, работу по продажам и поступление денег. Такой способ предварительного расчета кардинально неправилен.
Осуществлять постоянный
контроль за временем товарооборота
необходимо не только на начинающем предприятии,
но и на постоянно действующем. Это
позволяет определять потребность
в финансовых ресурсах. В противном
случае можно оказаться в положении,
когда перспективное
Кроме этого, необходимо постоянно
анализировать, что будет, если продажи
пойдут лучше или хуже, если поставки
сырья затянутся и предвидеть
наступление этих ситуаций и быть
готовыми к ним. Таким образом
можно оценить, сколько денег
максимально понадобится в
Конечно же самым главным в управлении ликвидностью является постоянный контроль за её показателями, которые рассмотрены выше. Коэффициенты ликвидности дают оценку способности фирмы оплачивать краткосрочные задолженности. Особое внимание необходимо уделять коэффициенту текущей ликвидности и коэффициенту срочной ликвидности.
За коэффициентом текущей ликвидности необходимо постоянно следить, особенно если речь идет о быстро развивающемся предприятии. Например, руководство, увидев, что предприятие успешно, может начать поиск возможностей для новых инвестиций и приобрести новое оборудование или недвижимость. Оборотные средства будут вложены в основное имущество. Но если новое оборудование сразу же не найдет достаточного применения или если на его приобретение будет затрачено слишком много денег, то может пострадать все предприятие, так как оборотных средств будет недостаточно для оплаты счетов.
Коэффициент срочной ликвидности считается более консервативным по сравнению с коэффициентом текущей ликвидности, поскольку при его расчёте из оборотного имущества вычтено имущество, которое, как правило, трудней реализовать, и предоплаты, возврата которых зачастую нельзя потребовать.
Информация о работе Управление ликвидностью предприятия (на примере ОАО «Белтрубопроводстрой»)