Управление маркетингом в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 05:15, контрольная работа

Описание

Важными задачами банковского маркетинга являются повышение конкурентоспособности и прибыльности банка в долгосрочном периоде, эффективное продвижение его услуг на рынке и максимальное удовлетворение потребностей клиентов на основе постоянного изучения рынка банковских услуг. Особенность банковского маркетинга состоит в специфике банковских услуг. В условиях жесткой конкуренции проводником маркетинговой политики банка можно считать всех сотрудников — не все принимают решения, но все участвуют в их реализации.

Предметом исследования является определение современной концепции банковского маркетинга в Российских условиях.

Объектом исследования является Сбербанк России, как единая крупная банковская сеть с развитой инфраструктурой банковского сектора.

Содержание

1.Понятие банковского маркетинга.
2.Организация маркетинга в коммерческом банке.
3.Маркетинг как объект управления в коммерческом банке.

Работа состоит из  1 файл

БММ2 Олеся.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

      Сегментация  открывает возможность:

    • более точно оценить  целевой рынок с точки зрения потребностей клиентов;
    • выявить преимущества  или недостатки деятельности банка в освоении конкретного рынка;
    • более отчетливо поставить  цели и прогнозировать реальность успешного осуществления маркетинговой программы.

  

      Для проведения сегментации требуется соблюдение следующих условий:  

    • сегмент должен быть достаточно весомым, чтобы были оправданы  операционные расходы  банка, связанные с проведением  кампании по продвижению новых услуг  на рынок.
    • ответная реакция на действия банка  группы людей или компаний, выбранных  в качестве целевого рынка, должна выгодно отличаться от реакции  других сегментов.

   

  В клиентурном рынке обычно выделяют пять сегментов: 

    1. Юридические и физические лица,  открывающие  счета в банке.
    2. Корпорации, финансово-промышленные группы.
    3. Банки-корреспонденты.
    4. Правительственные и муниципальные органы ( рынок государственных долговых облигаций).
    5. Юридические и физические лица как учредители доверительного управления имуществом.
 

  После сегментации рынка банковских услуг банк проводит позиционирование   своей услуги в определенном сегменте рынка. 
 

      В результате сбора маркетинговой  информации   отдел маркетинга банка подготавливается к   анализу  ситуации на рынке.  Для проведения анализа отдел маркетинга может  использовать самые современные средства исследования рынка, которые есть в распоряжении банка.  Те банки, которые проводят на рынке активную политику, направленную на выживание,  комплектуют свои аналитические отделы по последнему слову техники.  Поскольку мне известны некоторые современные методы, применяемые  для анализа  в  российских банках,  то я о них немного расскажу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Маркетинг как  объект управления  в коммерческом  банке

      Широко  используемое в настоящее время  понятие "финансовый менеджмент" имеет многочисленные толкования.  Но в целом российские специалисты сходятся в одном — в том, что финансовый менеджмент — это управление отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. В гораздо меньшей степени, чем общий финансовый менеджмент, отечественными авторами проработана проблема финансового менеджмента и коммерческом банке. Причина в специфике деятельности коммерческого банка как финансового посредника по управлению денежными потоками, которым присуща вся совокупность функций денег. К освещению этой проблемы авторы, как правило, подходят с позиций соблюдения требований и нормативов государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность банковской системы в целом. Проблемам финансового менеджмента в коммерческом банке с позиций соблюдения требований регулирующих органов посвящены работы таких авторов, как Э.Н. Василишен, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, М.А. Пессель, Н.Э. Соколинская, А.М. Тавасиев.

      В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее актуален в современных условиях, так как первичным звеном в экономической цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных ценностей.  Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики первичен, а Центробанк — конструктор перестройки банковской системы. Среди исследователей этого направления финансового менеджмента в коммерческом банке можно назвать О.В. Грядовую, Ю.С. Масленченкова, Л.А. Плотицину, К.Р. Тагирбекова, В.Е. Черкасова

      В работах отечественных авторов (М.З. Бор, Г.С. Панова, В.В. Пятенко, В.Т. Севрук, В.М. Усоскин, Э.А. Уткин, Е.Б. Ширинская1) также представлен и опыт зарубежных банков. Данный опыт, безусловно, важен, однако зарубежные финансовые системы существенно отличаются от кредитно-банковской системы России. Например, распространение опыта Федеральной резервной системы США на российскую почву требует тщательной нелегкой адаптации, так как отечественная банковская система в отличие от системы США построена по территориальному принципу и основана на монопольном положении Центробанка России, а не на экономическом районировании субъектов федерации и экономики.

      Отсюда  можно сделать вывод о том, что одна из особенностей финансового  менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях — это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента в коммерческом банке — это совокупность финансовых отношений.

      Объект  деятельности финансового менеджмента  в коммерческом банке: — процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.

      Предмет деятельности финансового менеджмента  в коммерческом банке: — разработка и использование систем и методик  рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).

      Цель  финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ  построения оптимальных организационных  структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала)  и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

      Примеры заданных параметров, влияющих на устойчивость коммерческого банка, приведены в табл. 3.

 

Таблица 3

  Заданные параметры Режим деятельности
Максимизация  прибыли банка Минимально  допустимая нормативная ликвидность
Максимизация  ликвидности банка Норма прибыли, обеспечивающая окупаемость финансовых операций банка
Сбалансированность  прибыльности и  ликвидности  банка Норма прибыли, обеспечивающая рыночный доход. Управление ресурсной базой банка на основе ее дифференциации по срокам, объемам  и стоимости соответственно возможностям активных операций банка

      Финансовый  менеджмент в коммерческом банке, как  и любая система управления, состоит  из двух подсистем:

  • управляемой, или объекта управления;
  • управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.

      Субъектом управления финансового менеджмента  в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

      Объект  управления — денежные средства банковской клиентуры совершают движение в  соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.

      Процесс трансформации денежных средств  в системе финансового менеджмента  коммерческого банка проходит через  управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его  устойчивости. Поэтому в таблице 4 выделены пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функциями по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций.

 

Таблица 4

 

Финансовая устойчивость банка
  1. Программирование банка на основе финансово-экономических нормативов деятельности банка (внешних и  внутренних), программирование и стратегия деятельности банка
 
  1. Мониторинг  и анализ деятельности банка, идентификация  традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений
 
  1. Текущая оценка экономических выгод, операционно-стоимостный анализ банка и трансфертное  ценообразование
Организационная устойчивость банка
  1. Планирование деятельности банка: маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка
 
  1. Организационное построение банка (линейная, дивизионная, матричная структура; ориентация на услугу или клиента)
 
  1. Управление  человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала
Функциональная  устойчивость банка
  1. Специализация банка
 
  1. Универсализация банка
Коммерческая  устойчивость банка
  1. Продуктовая политика банка и функционально-технологическая поддержка продуктового ряда банка
 
  1. Финансовый  менеджмент клиентуры банка и его развитие в инновационное направление деятельности банка на основе потребностей клиентов (рынка) или управление изменениями (реинжиниринг процессов обслуживания клиентов)
Капитальная устойчивость банка 
  1. Кредитно-инвестиционная политика банка
 
  1. Эмиссионно-учредительская и фондовая политика банка
 
 

 

      Финансовый  менеджмент в коммерческом банке  — это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим  менеджментом — управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. Наряду с проблемами финансового, организационно-технологического характера в коммерческом банке большое значение имеют проблемы информационного и логико-аналитического обеспечения финансового менеджмента коммерческого банка, оптимизации деятельности коммерческого банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации технологических процессов и организационных структур. Последние относятся к проблемам системного анализа (исследования операций, информатики).

      Трехмерный  классификатор финансового менеджмента  в коммерческом банке можно представить  в виде схемы трех укрупненных  блоков управления процессами формирования и использования денежных ресурсов.

  1. Фронтальный блок представляет собой систему управления по разработке комплексных программ и проектов деятельности банка с учетом заданных ограничений; методологию управляющих воздействий; организацию и управление процессами планирования, систематизации и комплексности разработок; выдачу принципиальных и плановых технических заданий; мониторинг процессов на соответствие планов и заданий, коррекцию планов, экономическое и бизнес-планирование; финансово-экономический мониторинг и организацию учета и отчетности финансовой деятельности банка; разработку стратегии менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации; оптимизацию технологических процессов и внутрибанковских организационных структур; разработку маркетинговых стратегий и программ.
  2. Верхний блок представляет собой набор операционных функций банка, выбранный им в соответствии с миссией и концепцией деятельности конкретного банка, которая определена управляющими воздействиями первого (фронтального) блока.
  3. Правый блок представляет собой разработку технологических аспектов деятельности банка в области продуктовой политики, реинжиринга9 бизнес-процессов обслуживания банковской клиентуры, экспертизы и консалтинга в области сопровождения сложных и интегрированных банковских продуктов и услуг, формализацию технологических средств управления ресурсной базой банка, формализацию и технологическую унификацию проблем банковской клиентуры и потребностей окружающей среды банка, разработку и реализацию технологических средств финансовой деятельности банка и его взаимодействия с клиентами.

Информация о работе Управление маркетингом в банке