Управление оборотными активами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ управления оборотными активами предприятия, а также расчетных. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, состав и классификация оборотных активов (капитала) .
2. Проанализировать способы управления запасами. Нормирование. Оптимизацию размера партии заказа.
3. Проанализировать способы управление дебиторской задолженностью.
4. Рассмотреть возможность оптимизации остатка денежных средств.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………...2
2. Сущность, состав и классификация оборотных активов
(капитала) ……………………………………………………………………...........3-8
3. Управление запасами. Нормирование. Оптимизация размера
партии заказа. ………………………………………………………………………..........9
3.1. Управление запасами……………………………………………………………...9-11
3.2. Нормирование запасов…………………………………………………………...11-12
3.3. Модель оптимального размера партии заказа………………………………….13-15
4. Управление дебиторской задолженностью………………………………………..16
4.1. Профилактика долгов……………………………………………………………..16-17
4.2. Анализ дебиторской задолженности…………………………………………….17-19
4.3. Выход из положения……………………………………………………………...19-20
4.4. Досудебные меры регулирования………………………………………………….. 20
4.5. Жесткие меры……………………………………………………………………..21-22
5. Оптимизация остатка денежных средств…………………………………………..23
5.1. Кассовый план…………………………………………………………………….23-25
5.2. Легкореализуемые ценные бумаги………………………………………………25-28
6. Заключение………………………………………………………………………...29-30
7. Расчетная часть: Анализ ликвидности баланса Образовательного учреждения Московская банковская школа (колледж) Центрального Банка Российской Федерации………………………………………………………………………………31-35

Работа состоит из  1 файл

финансовый менеджмент.docx

— 89.77 Кб (Скачать документ)

Предприятию для осуществления  своей деятельности необходим некоторый  минимум оборотных средств (некий  вариант страхового запаса), например постоянный остаток денежных средств на расчетном счете, некоторый аналог резервного капитала.

Категория переменного оборотного капитала ( или варьирующей части оборотных активов) отражает дополнительные оборотные активы, необходимые в пиковые периоды или в качестве страхового запаса. Например, потребность в дополнительных материально-производственных запасах может быть связанна с поддержанием высокого уровня продаж во время сезонной реализации. В то же время по мере реализации возрастает дебиторская задолженность. Добавочные денежные средства необходимы для оплаты сырья и материалов, а также трудовой деятельности предшествующей периоду высокой деловой активности.

Следуя элементарной логике управления финансами, несложно понять, что рутинный, нормальный ход производственно-коммерческого  процесса может быть достигнут лишь в том случае, если в фирме придерживаются некоторой политики контроля за состоянием оборотных активов, краткосрочных обязательств, чистого оборотного капитала. Один и тот же объем производства может быть достигнут при разном обеспечении оборотными средствами. Если вспомнить, что любые активы без движения (в том числе и денежные средства!) несут в себе потенциальный убыток ( в размере неполученного дохода), то вполне естественный вывод о том, что излишняя неоправданная величина оборотных активов нежелательна. Однако и другая крайность – неоправданно низкий объем оборотного капитала – также недопустим, поскольку это может сказаться на ритмичности работы фирмы. Таким образом, политика управления оборотным капиталом должна обеспечить компромисс между риском потери ликвидности (т.е. неспособностью предприятия своевременно рассчитаться по своим обязательствам из-за недостаточности чистого оборотного актива) и эффективностью работы ( в части оптимизации величины и структуры оборотных активов, подразумевающей недопущение прямых и косвенных потерь от омертвления средств в излишних запасах). Заметим, что любая оптимизационная политика, в том числе и в отношении оборотных средств, условна и субъективна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Управление запасами. Нормирование. Оптимизация размера

партии заказа.

 

3.1 Управление запасами.

Управление  запасами - это оптимизация запасов произведенных товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью уменьшения затрат хранения при обеспечении уровня обслуживания и бесперебойной работы предприятия.

 Эффективное управление запасами  позволяет организации удовлетворять  или превышать ожидания потребителей, создавая такие запасы каждого  товара, которые максимизируют чистую  прибыль. 

 Корпоративная политика, способствующая  эффективному управлению запасами, - первая составляющая успешного  управления запасами. Другие необходимые  составляющие – хорошее аппаратное  и программное обеспечение и  знания, необходимые для использования  программного обеспечения. 

 Значение продуманной корпоративной  политики в деле эффективного  управления запасами неоценимо.  Все сотрудники организации должны  понимать фундаментальные основы, по которым составляется корпоративный бизнес план.

 Прежде, чем изучать новые  революционные способы определения,  когда и сколько товаров заказывать, нужно удостовериться, что на  складе - порядок. А для этого  необходимо следовать определенной  корпоративной политике и процедурам. Контролировать запасы и управлять  ими. 

 Управление запасами – это та область менеджмента, в которой можно много выиграть от использования эффективных методов, и этот выигрыш непосредственно измеряется в денежном выражении. Вместе с тем необходимо отметить, что применение того или иного подхода к управлению запасами должно определяться стратегией компании и вытекающей из нее стратегией управления запасами. На практике мы часто видим, например, что компания не определив, что для нее важнее: удовлетворение спроса потребителей или минимизация издержек, пытается выстроить систему управления запасами. Без четкой постановки целей и определения критериев эффективности эта задача не имеет решения.

Запасы составляют, как правило, подавляющую часть текущих активов. Их можно сгруппировать по технологическим  стадиям изготовления.

На  первой стадии запасы состоят из закупленных (заготовленных) сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.д. Данные запасы складируются и используются для изготовления продукции. Этих запасов должно хватить как минимум на один производственный цикл при определенных условиях их поставки. Логично, что большей частью большие массы заготовленного сырья сосредоточиваются в отраслях с сезонными производственными циклами. Таковы сахароварение, переработка плодов, овощей и фруктов, заготовка их оптовыми плодово-овощными базами.

Вторая  стадия существования запаса "связана с переходом сырья, материалов в стадию незавершенного производства. Для того, чтобы сырье и материалы превратились в готовую продукцию, необходимо время, определяемое особенностями технологии их обработки. Если это торговля, то технология обработки заключается в том, чтобы товар был расфасован, приобрел привлекательный вид. На это не требуется много времени, следовательно, на этой стадии в торговле запасы существуют непродолжительное время. Совершенно иная технология обработки сырья и материалов в машиностроении. К примеру, такие его отрасли, как судостроение, производство турбин для электростанций, самолетостроение, характеризуются длительными производственными циклами. Здесь заметная часть запасов существует на стадии незавершенного производства.

Третья стадия хранения запасов связана с тем, что требуется время на вывозку готовой продукции со складов. Запас готовой продукции необходим, чтобы обеспечить бесперебойную поставку готовой продукции потребителям.

Таким образом, уровни запасов зависят  от объемов продаж, от отраслевых особенностей, от совершенства продвижения товара как внутри компании, так потребителю. Имеются еще и финансовые различия между стадиями существования запасов. Так, если дебиторская задолженность накапливается и инкассируется после продажи товаров, находящихся на складе готовой продукции, то образование запасов на стадиях их заготовления и обработки требует денежных расходов до продажи товаров.

Для эффективного управления запасами требуется постоянно держать в поле зрения следующие вопросы. Сколько и каких единиц предметов хранения (сырья, материалов, готовой продукции) надо держать на складе? Сколько единиц сырья и материалов надо заказать и сколько единиц готовой продукции следует произвести в определенный момент времени? Когда следует заказать сырье и материалы или произвести продукцию?

Следовательно, цель управления запасами состоит в обеспечении предприятия различными видами запасов в необходимых количествах и в нужное время, чтобы обеспечить нормальное течение производственного процесса на уровне, близком к оптимуму, и при минимальных затратах.

3.2. Нормирование запасов

Нормирование запасов заключается  в определении их уровня, оптимального по конкретному критерию, и в разработке условий, которые обеспечивают поддержание  запасов на этом уровне.  Управление запасами осуществляется обычно при  различных ограничениях — по срокам подачи заказов и их исполнения, по экономичному объему партий, по уровню запасов.  Интервалы между поставками, объемы партий и спрос не являются постоянными величинами, так как  находятся под влиянием многих факторов, которые необходимо учитывать при  формировании запасов. Нормирование, регулирование  и контроль запасов предусматривают  поддержание такого соотношения  товаров частого и нерегулярного  спроса, которое обеспечивает высокую  оборачиваемость запасов при  удовлетворительном обеспечении покупателей  и оптимальных расходах на содержание запасов.

Нормы запасов — количество товаров  каждого наименования, которое должно храниться на складе для обеспечения  бесперебойной реализации. Различают максимальные, минимальные, средние нормы запасов, точки заказов, нормы страховых запасов. Точка заказа может быть установлена на уровне минимального запаса, если этого хватит до поступления новой партии товара. Прежде, чем решить вопрос о размере запаса данного товара, необходимо определить потребность в нем. Однако потребность - не единственный критерий; руководство предприятия должно определить цель создания запасов определенных товаров и в свете поставленных задач рассматривать вопрос о потребности.

Большинство предприятий стремятся к тому, чтобы обеспечить:

-постоянную готовность к отгрузке  товаров;

-минимальные вложения в запасы  денежной наличности;

-минимальный риск;

-простоту восполнения запасов;

-непрерывный, устойчивый ход  реализации.

Такие цели требуют поддержания  запасов на оптимальном уровне. Поддержание  запасов на минимальном уровне является средством увеличения прибыли. Поэтому  главной задачей является нахождение оптимального уровня запасов для каждого товара, а для этого нужно знать статистику расхода каждого товара.

При определении норм товарных запасов  используют три группы методов: эвристические, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.

Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные в значительной степени на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, ответственный за состояние запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи относится к группе эвристических и называется опытно-статистическим Если поставленная задача в области управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Анализируя их субъективные оценки ситуации, а также предлагаемые варианты, можно получить достаточно хорошее решение, незначительно отличающееся от оптимального. Этот метод также относится к группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.

Метод технико-экономических расчетов заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например ассортиментные позиции в торговле. Далее, для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонные запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы - например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков. Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика.

Экономико-математические методы. Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее.

 

 

3.3. Модель оптимального размера заказа.

Под оптимальным понимается такой размер заказа, который минимизирует общие затраты связанные с запасами.

Оптимальный размер заказа (ОРЗ) может быть определен по следующей формуле:

 



 

из-



.



 

 

Где Ипост – постоянные издержки на размещение и выполнение одного заказа; Пт – годовой объем продаж, единиц; Ихр.е. – издержки хранения запасов в % от стоимости запасов; Цт – цена покупки единицы запаса.

Рассмотрим проблему оптимального заказа на диаграмме, рис. 1.2 дает об этом наглядное представление. Здесь прямая 2 — это издержки хранения, т. е. Переменные издержки, которые растут пропорционально величине запасов. Кривая 3 показывает затраты по выполнению заказа, которые после некоей оптимальной величины заказа практически не меняются и могут быть приняты за постоянные расходы. Кривая 1 показывает поведение суммарных затрат по хранению и выполнению одного заказа запасов. Как видим, наименьшего значения суммарные расходы соответствуют точке пересечения кривых затрат хранения запасов и выполнения заказа. Эта точка и будет соответствовать оптимальному размеру заказа запаса.

Чтобы модель оптимального размера заказа работала, необходимо соблюдение ряда допущений. Объем продаж должен быть идеально спрогнозирован. Продажи должны равномерно распределяться в течение всего года. Заказы должны выполняться без задержек.

Общие расходы, р. п



 


 



О 


ОРЗ 

Размер заказа

Рис. 1.2. Оптимальный размер заказа:

1 — общая стоимость заказа; 2 — издержки хранения; 3 — затраты по выполнению заказа;                       ОРЗ — оптимальный размер заказа

 



Имеются и другие факторы, которые  могут влиять на величину оптимального размера запасов. Так, на размер запасов  влияет инфляция. Особенно сильно ее влияние  при больших объемах запаса. Если уровень инфляции носит относительно постоянный характер, то это обстоятельство необходимо учитывать путем введения поправки в величину оптимального размера запаса. Небольшие уровни инфляции не принимаются в расчеты, так как нет однозначных доказательств, что инфляция повышает или понижает оптимальный уровень запасов компаний.

Снижению размеров запаса способствует система поставок «как раз вовремя», т.е. когда запасы (сырье) прибывают  именно в момент, когда они необходимы в производственном процессе. Если речь идет о сложном производстве (например, машиностроение), то важным фактором снижения размеров запаса становится использование комплектующих изделий, произведенных на стороне вместо их собственного производства. Для сезонных производств особую роль приобретают соотношение между производственным календарным планированием и уровнями запасов, а также координация политики управления запасами с производственной и закупочной стратегиями.

Информация о работе Управление оборотными активами предприятия