Управление оборотными активами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ управления оборотными активами предприятия, а также расчетных. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, состав и классификация оборотных активов (капитала) .
2. Проанализировать способы управления запасами. Нормирование. Оптимизацию размера партии заказа.
3. Проанализировать способы управление дебиторской задолженностью.
4. Рассмотреть возможность оптимизации остатка денежных средств.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………...2
2. Сущность, состав и классификация оборотных активов
(капитала) ……………………………………………………………………...........3-8
3. Управление запасами. Нормирование. Оптимизация размера
партии заказа. ………………………………………………………………………..........9
3.1. Управление запасами……………………………………………………………...9-11
3.2. Нормирование запасов…………………………………………………………...11-12
3.3. Модель оптимального размера партии заказа………………………………….13-15
4. Управление дебиторской задолженностью………………………………………..16
4.1. Профилактика долгов……………………………………………………………..16-17
4.2. Анализ дебиторской задолженности…………………………………………….17-19
4.3. Выход из положения……………………………………………………………...19-20
4.4. Досудебные меры регулирования………………………………………………….. 20
4.5. Жесткие меры……………………………………………………………………..21-22
5. Оптимизация остатка денежных средств…………………………………………..23
5.1. Кассовый план…………………………………………………………………….23-25
5.2. Легкореализуемые ценные бумаги………………………………………………25-28
6. Заключение………………………………………………………………………...29-30
7. Расчетная часть: Анализ ликвидности баланса Образовательного учреждения Московская банковская школа (колледж) Центрального Банка Российской Федерации………………………………………………………………………………31-35

Работа состоит из  1 файл

финансовый менеджмент.docx

— 89.77 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Управление дебиторской задолженностью.

 

В тот момент, когда зарабатывать деньги становится все труднее, особое значение для компаний приобретает  контроль за долгами. Секрет эффективности здесь кроется в комплексном подходе. Так, своевременный контроль и анализ позволят вовремя выявить просроченную задолженность и оперативно принять меры по ее взысканию. Воздействие на дебитора может быть жестким или мягким: можно сразу подать в суд, а можно и поддержать контрагента, предложив ему более доступные методы погашения обязательств, например бартер или отсрочку платежа. А если подвело документальное оформление операции, то бывает проще оставить должника в покое во избежание доначислений по налогам. Единственное, что сейчас делать категорически нельзя - это оставлять дебиторскую задолженность без внимания.

Совсем  недавно менеджеры использовали любые средства в борьбе за увеличение объема продаж. В кризис приходится больше заботиться о безопасности предприятия, его платежеспособности, поддержании  текущей ликвидности. В такой  ситуации сбор дебиторской задолженности, с которой уже уплачены НДС  и налог на прибыль, становится приоритетной задачей. Бухгалтерам, финансовым и  руководящим работникам предприятия  необходимо научиться управлять  долгами дебиторов, чтобы не утратить полученной прибыли и уменьшить  риск финансовых потерь.

    1. Профилактика долгов

Работа с дебиторской задолженностью требует планирования и четко  выстроенного процесса управления риском неплатежей. Она начинается с организации  правильного и своевременного документооборота внутри компании и с контрагентами. Определяется круг сотрудников, которые  отвечают за работу с дебиторами. Проводится регулярный анализ дебиторской задолженности, права изменения условий поставки, составляются регламентирующие документы  с описанием порядка действий по возврату долгов. Нужно обязательно  рассмотреть меры поощрения, мотивирования  сотрудников на достижение минимальных  установленных показателей задолженности.

Уже на этапе подготовки договора купли-продажи необходимо запрашивать  учредительные документы, бухгалтерскую  отчетность будущего покупателя, документы, подтверждающие полномочия представителя  контрагента, сведения о банковских счетах и другую информацию. На основе этих данных проводится предварительная  оценка платежеспособности потенциального покупателя, проверяется его деловая  репутация, определяются возможные  формы поставки и ее оплаты, целесообразность включения в текст договора положений  о штрафных санкциях за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, необходимость использования обеспечительных мер (поручительство, залог, неустойку и т.п.).

Работа по управлению долговым портфелем  внутри компании включает расчет предельных размеров дебиторской задолженности - критической и рабочей (допустимой). Эти показатели являются индикаторами, которые сигнализируют о необходимости  усилить (либо, наоборот, ослабить) работу с должниками. Возникновение значительной дебиторской задолженности обычно связано с предоставлением заказчикам отсрочки платежа за поставленные товары, то есть поставщики кредитуют своих  заказчиков. Предприятие-поставщик  должно объективно оценивать свои возможности  и кредитовать заказчиков в таких  размерах, которые не приведут к  хроническому недостатку средств для собственных нужд. Необходимо разработать обоснованную политику предоставления товарного кредита и инкассации задолженностей для различных видов продукции и групп покупателей. Кроме того, нужно ранжировать покупателей в зависимости от объема закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты и впоследствии своевременно их пересматривать с учетом мониторинга спроса на продукцию.

Управлять дебиторской задолженностью можно, стимулируя покупателей к досрочной  оплате счетов. Обычно для этого  предоставляются скидки с цены продажи  или стоимости поставки, если платеж осуществлен ранее договорного  срока. Преимущество поставщика заключается  в том, что, получив выручку раньше условленного срока и используя  ее в денежном обороте, он возмещает  предоставленную скидку.

4.2 Анализ дебиторской задолженности

При определении политики продаж необходим  предварительный расчет и сопоставление  дополнительных расходов от продаж в  долг и расходов, связанных с риском неоплаты в установленный договором  срок или превращения дебиторской  задолженности в безнадежную к взысканию.

С установленной периодичностью специалисты  компании должны анализировать дебиторскую  задолженность по персональному  списку контрагентов, срокам образования  и размерам; контролировать расчеты  по отсроченной или просроченной задолженности, оценивать реальность наличия дебиторской задолженности; определять приемы и способы ускорения  востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.

Анализ может включать оценку абсолютных и относительных показателей  состояния, структуры и движения дебиторской задолженности. Для  этого определяются доли конкретных дебиторов, а также каждого вида дебиторской задолженности (краткосрочной, долгосрочной, просроченной свыше трех месяцев) в общей совокупности долгов, рассматривается динамика изменений каждой составляющей, темп роста остатка и т.п.

Увеличение доли долгосрочной дебиторской  задолженности в динамике может  привести к снижению уровня платежеспособности организации, уменьшению ликвидности  активов. Превышение темпов роста дебиторской  задолженности над темпом увеличения выручки от продаж свидетельствует  о снижении уровня управления дебиторской  задолженностью, о "замораживании" части выручки, необходимой для  финансирования текущей деятельности.

Необходимо также установить фактическое  и оптимальное соотношение дебиторской  и кредиторской задолженности. Превышение дебиторской задолженности над кредиторской обычно является хорошим знаком. Поступление денежных средств от покупателей позволяет своевременно рассчитываться с поставщиками и подрядчиками. Однако значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской увеличивает потребность в оборотных средствах для обеспечения текущей деятельности компании, вынуждает обращаться к заимствованиям и создает угрозу финансовому состоянию предприятия. Существенное превышение кредиторской задолженности над дебиторской приводит к снижению финансовой независимости и устойчивости предприятия.

При анализе производится сопоставление  показателей оборачиваемости дебиторской  и кредиторской задолженности. Если оборачиваемость дебиторской задолженности  опережает оборачиваемость кредиторской, то это, как правило, означает, что  при одновременном возникновении  сопоставимой суммы кредиторской и  дебиторской задолженности последняя  поступит раньше срока погашения  кредиторской задолженности. Это позволяет  производить своевременные расчеты  с поставщиками и подрядчиками.

Дополнительную информацию даст ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения, например с 30-дневным  интервалом, и анализ ее изменения. Для этого нужно выделить долю сомнительной задолженности и рассмотреть  ее динамику. Рост свидетельствует  о повышении риска невозврата дебиторской задолженности и  возможности образования просроченных долгов. Поэтому предприятие должно стремиться к минимизации этого  показателя. Одним из способов управления сомнительной задолженностью является создание резерва по сомнительным долгам.

Анализ динамики просроченной дебиторской  задолженности по торговым операциям  позволяет определить ненадежных контрагентов, сократить им объем кредитных  отгрузок либо работать с ними на условиях полной предоплаты или коммерческого  кредитования. Важна оперативная  информация о текущей задолженности, включая период просроченной задолженности, история отношений с клиентом, объем и регулярность осуществляемых им закупок, его доля в структуре  доходов и валовой прибыли, количество нарушений условий оплаты в прошлые  периоды.

И, наконец, производится расчет реальной дебиторской задолженности с  учетом темпов инфляции и обесценения  за время просрочки платежа, периода  взыскания, рассчитываются потери от невзыскания и списания.

Результаты анализа дебиторской  задолженности должны учитываться  при планировании дальнейшей деятельности предприятия.

    1. Выход из положения

Во время финансового кризиса  даже самый добросовестный контрагент может оказаться в ситуации, когда  у него не будет возможности своевременно и в полном объеме погасить задолженность  перед поставщиком. Существуют способы, которые помогут в сложившихся  обстоятельствах решить проблему на взаимовыгодных для сторон условиях. К ним относятся коммерческое кредитование, аванс в неденежной форме и бартер.

- Коммерческое кредитование

В условиях дорогих кредитных ресурсов покупатель и поставщик могут  в договоре купли-продажи оговорить  дополнительное условие о коммерческом кредитовании (ст. 823 Гражданского кодекса  РФ). Коммерческий кредит может быть выдан:

- покупателем продавцу в виде  аванса или предварительной оплаты  товаров (продавец готов платить  проценты за период от получения  аванса до отгрузки товаров);

- продавцом покупателю путем предоставления  отсрочки (рассрочки) оплаты приобретаемых  товаров (покупатель готов платить  проценты за период от отгрузки  до погашения задолженности за  товар).

Проценты по коммерческому кредиту  являются платой за пользование чужими денежными средствами. Если договор  содержит условия о коммерческом кредите, но размер процентов в тексте не указан, они взимаются по ставке рефинансирования, действующей в  день уплаты заемщиком суммы долга  или его части.

 

- Аванс в неденежной форме

Если у покупателя нет денег  на предоплату, он может предложить рассчитаться недежеными средствами. Продавец, получивший такой аванс, обязан заплатить НДС в бюджет из собственных оборотных средств и оформить счет-фактуру. Поэтому неденежные авансы можно брать только высоколиквидными ценными бумагами, ходовым товаром, активом, который можно быстро превратить в деньги.

- Бартер

При отсутствии или ограниченном количестве денежных средств урегулировать  дебиторскую задолженность можно  через товарообменные операции (бартерные  сделки). Компания может решить, что  в некоторых ситуациях она  пойдет на обмен нужных ей ценностей  на свою продукцию. Бартерная сделка (товарообмен) оформляется единым договором, в котором оценка товаров и  услуг производится по договорным ценам. При этом денежные средства не перечисляются, а стоимость поставляемого товара компенсируется встречными поставками.

4.4. Досудебные меры регулирования

Если долг не погашен в срок, есть всего два способа его  вернуть: договориться с должником  о добровольном возврате или взыскать его в принудительном порядке. Преимущества досудебного урегулирования долга - это отсутствие дополнительных издержек, связанных с обращением в суд, и взаимовыгодное разрешение потенциально конфликтной ситуации без ущерба для деловой репутации и взаимоотношений  партнеров.

С должниками следует постоянно поддерживать контакт: высылать напоминания о  приближении сроков погашения задолженности (по обычной или электронной почте), вести телефонные переговоры и личные встречи с руководством должника, предъявлять претензии.

К финансовым способам воздействия  на дебиторов, допустивших просрочку  платежа, относятся: применение штрафных санкций, предложения о проведении взаимозачетов, реструктуризации долга, продажа задолженности, инициация  процедуры банкротства и др. Выбор  того или иного метода зависит  от особенностей должника, суммы задолженности, количества дней просрочки, готовности должника к погашению долга и  других факторов.

 

 

 

 

4.5. Жесткие меры

Несмотря на все попытки, покупатель может не реагировать на предложения  продавца урегулировать отношения  либо отказываться платить. Тогда кредитор может:

- продать  долг;

Обычно дебиторскую задолженность  продают при острой потребности  в денежных средствах. Ее покупают предприятия, которые являются должниками дебитора. Приобретая дебиторскую задолженность  с дисконтной скидкой, они предъявляют  ее должнику к погашению по полной стоимости. Купить долг может также  компания, которая входит в ту же финансовую группу, что и должник, и заинтересована в скупке всех долгов организаций холдинга. Кроме того, перепродать долг можно лицу, заинтересованному  в обладании правами требования именно к этому должнику. Например, так бывает, когда дебитор находится  на стадии банкротства (или его "подводят" к банкротству) и среди кредиторов идет борьба за максимальное количество голосов на собрании кредиторов.

Основой сделки по продаже долгов является договор переуступки права  требования, или договор цессии (п. 1 ст. 382, ст. 384 ГК РФ). В соответствии с ним право требовать возврата долга и другие права первоначального  кредитора (цедента) переходят к  другой организации (цессионарию) за соответствующую  плату. По договору цессии новый кредитор может потребовать от должника уплаты не только основного долга, но и штрафов, пеней и неустоек.

Информация о работе Управление оборотными активами предприятия