Управление оборотными активами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ управления оборотными активами предприятия, а также расчетных. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, состав и классификация оборотных активов (капитала) .
2. Проанализировать способы управления запасами. Нормирование. Оптимизацию размера партии заказа.
3. Проанализировать способы управление дебиторской задолженностью.
4. Рассмотреть возможность оптимизации остатка денежных средств.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………...2
2. Сущность, состав и классификация оборотных активов
(капитала) ……………………………………………………………………...........3-8
3. Управление запасами. Нормирование. Оптимизация размера
партии заказа. ………………………………………………………………………..........9
3.1. Управление запасами……………………………………………………………...9-11
3.2. Нормирование запасов…………………………………………………………...11-12
3.3. Модель оптимального размера партии заказа………………………………….13-15
4. Управление дебиторской задолженностью………………………………………..16
4.1. Профилактика долгов……………………………………………………………..16-17
4.2. Анализ дебиторской задолженности…………………………………………….17-19
4.3. Выход из положения……………………………………………………………...19-20
4.4. Досудебные меры регулирования………………………………………………….. 20
4.5. Жесткие меры……………………………………………………………………..21-22
5. Оптимизация остатка денежных средств…………………………………………..23
5.1. Кассовый план…………………………………………………………………….23-25
5.2. Легкореализуемые ценные бумаги………………………………………………25-28
6. Заключение………………………………………………………………………...29-30
7. Расчетная часть: Анализ ликвидности баланса Образовательного учреждения Московская банковская школа (колледж) Центрального Банка Российской Федерации………………………………………………………………………………31-35

Работа состоит из  1 файл

финансовый менеджмент.docx

— 89.77 Кб (Скачать документ)

Для продажи долга нужно, чтобы  задолженность была бесспорной, а  вероятность ее взыскания - высокой  или средней.

- начать  его самостоятельное принудительное  взыскание либо обратиться за  помощью к профессионалам по  истребованию долгов;

При исчерпании всех разумных мер  кредитор может взыскать долг через  суд. Обычно обращение в суд ведет  к разрыву партнерских отношений, но также может послужить началом  конструктивного диалога с должником. В дальнейшем новые должники, зная о том, что долговые споры поставщик  всегда решает через суд, стараются  не допускать просрочки погашения  задолженности.

Обращаются в суд в следующих  ситуациях:

- должник не признает долг  или имеет встречные претензии  к кредитору;

- должник признает долг, не имеет  претензий к кредитору, обладает  активами, достаточными для погашения  обязательства, но не желает  платить или требует от кредитора  льготных условий поставок;

- дебитор находится в предбанкротном состоянии.

- инициировать  банкротство должника или купить  его бизнес.

Банкротство - это признанная арбитражным  судом неспособность должника в  полном объеме удовлетворить требования кредиторов. Для признания юридического лица банкротом необходимо, чтобы  должник соответствовал определенным внешним признакам:

- невозможность удовлетворить  требования кредиторов по денежным  обязательствам или совершить  действия по внесению обязательных  платежей, если такие требования  не были выполнены в течение  трех месяцев с даты, когда  они должны были быть исполнены  (п. 2 ст. 33 Федерального закона от 26.10.02 N 127-ФЗ "О несостоятельности  (банкротстве)");

- требования к дебитору - юридическому  лицу должны составлять более  100 000 руб. в совокупности (п. 2 ст. 6 Закона N 127-ФЗ). Только ликвидируемые  и отсутствующие дебиторы не  должны отвечать данному требованию (ст. 224 и 227 Закона N 127-ФЗ).

Наличие этих обстоятельств является основанием для кредитора обратиться в суд по месту нахождения должника с заявлением о признании его  банкротом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Оптимизация остатка денежными средствами
      1. Кассовый план.

 

Деньги необходимы каждой компании, чтобы платить за труд и сырье, покупать основные средства, выплачивать налоги, обслуживать долг, выплачивать дивиденды и т.д. Однако деньги сами по себе на коммерческих текущих счетах не приносят процентов. К тому же у средней промышленной компании всего около 1,5 % всех активов имеют денежную форму (имеется в виду текущая сумма на счетах, наличность и портфель легкореализуемых ценных бумаг).

Существуют  вполне объективные причины, из-за которых компании необходимо держать наличные деньги, кассовые остатки. Во-первых, ей нужны трансакционные остатки, т.е. денежные остатки, требуемые для платежей и получения денег в повседневных операциях. Во-вторых, компания должна держать в коммерческом банке в качестве компенсации его затрат за предоставляемые услуги компенсационный остаток на текущем счете. В-третьих, ей следует иметь резервные запасы денег для непредвиденных колебаний притоков и оттоков денежных средств. Чем предсказумее движение наличности, тем крупнее должны быть резервы. Правда, если у компании есть свободный доступ к займам, то величина резервных запасов может быть минимальной. И наконец, нормальная компания имеет денежные остатки, которые позволяют ей воспользоваться ими для любой подвернувшейся выгодной спекулятивной сделки.

Таким образом, требуется четкая оценка денежных средств, которые необходимы компании. Эта оценка осуществляется с помощью кассового плана, или плана движения наличных денег. Кассовый план устанавливает все ожидаемые в данном периоде платежи и поступления. Он отличается от плана прибылей и убытков и имеет гораздо большее значение при недостатке наличных. Именно на основе плана движения наличности менеджеры производят своевременные платежи работникам и кредиторам.

Формирование кассового плана  начинается с прогнозирования объема продаж и определения размеров основных средств и запасов, необходимых  для обеспечения прогноза. После  этого производится оценка покупок  активов и платы за них в  увязке со сроками продаж и получением денег. Далее разрабатывается годовой  прогноз объема продаж и потребления  запасов с разбивкой по месяцам  вместе с установлением сроков оплаты покупок основных средств и запасов. В заключение делается расчет сроков получения дебиторской задолженности, графика уплаты налогов, даты выплаты дивидендов и процентов и т.д.

Все эти данные сводятся воедино  в кассовом плане, отражающем планируемые  притоки и оттоки денежных средств в компании за указанный период времени. Кассовые планы могут быть ежемесячными, еженедельными и даже ежедневными. Обычно компании используют ежемесячный прогноз кассового плана на следующие 6 — 12 мес., плюс детальный ежедневный кассовый план на предстоящий месяц. Если долгосрочный бюджет используется в целях планирования, то краткосрочный кассовый план преследует цель контроля и регулирования денежной массы.

Способы минимизации кассовых остатков. Очевидно, что финансовый менеджер, понимая необходимость иметь  кассовые остатки денежных средств, должен стремиться к их уменьшению. Его заботой является сокращение запасов наличных денег до минимума, необходимого для проведения деловых операций. Финансовая практика выработала различные способы минимизации денежных остатков. Рассмотрим наиболее распространенные.

Синхронизация потока денежных средств  позволяет сбалансировать притоки  и оттоки денежных средств, что позволяет  минимизировать трансакционные остатки. Например, если бы компания могла гарантированно ежедневно получать доход и синхронно в той же мере ежедневно вносить платежи, то это позволило бы держать кассовые денежные средства в очень небольших размерах.

Следующий способ минимизации денежных остатков — это использование  эффекта флоута (резерв времени). Под платежным флоутом понимаются те чеки, выданные компанией, по которым сумма денежных средств еще не списана банком с ее счета. Но пока деньги по чеку не списаны, они находятся в распоряжении компании. Следовательно, у компании имеется возможность удлинить период платежного флоута. Под инкассируемым флоутом понимаются те чеки, полученные компанией, по которым сумма денежных средств еще не записана на кредит ее счета в банке. В этом случае компания заинтересована как можно больше сократить период инкассируемого флоута. Чистый флоут компании определяется как разница между остатком по ее чековой книжке и остатком по банковским счетам. Чем больше чистый флоут, тем компании выгодней. Увеличение чистого флоута возможно за счет ускорения инкассации полученных чеков и замедления выплаты денег по выписанным чекам. Поэтому эффективно действующая компания стремится ускорить обработку поступающих чеков, и в то же время оттянуть собственные платежи по чекам как можно дольше.

Денежные остатки можно снизить  и за счет применения овердрафта. Так  именуют систему кредитования, при  которой компания может выписать чеки на суммы, превышающие остатки  на ее счетах, при этом банки автоматически  предоставляют кредиты на покрытие недостач. Но, как правило, кредит по овердрафту не может превышать оговоренной  суммы. Банки предоставляют овердрафты только самым надежным клиентам.

Крупные компании зачастую открывают  счета для особых целей (например, для выплаты дивидендов). Но нередко акционеры затягивают получение своих дивидендов. Вследствие этого большие суммы денег повисают мертвым грузом. Для уменьшения размеров особых счетов компании могут открыть счета с нулевым остатком. Они работают следующим образом. На нулевой счет выписываются дивидендные чеки. Банк ежедневно уведомляет компанию к 11 ч об общей сумме денег по чекам, предъявленным к оплате в этот день. Компания депонирует до 16 ч деньги на покрытие этих чеков. Она может перевести деньги на нулевой счет различными путями, например, путем перевода денег с активного депозитного счета, путем продажи рыночных ценных бумаг, путем займа необходимых средств у самого банка и т.д. Таким образом, к концу каждого дня на нулевом счету компании практически не остается денег.

Однако имеются и ограничения в проведении политики минимизации кассовых остатков на счетах компании. Таково требование к компании иметь компенсационные остатки для гарантирования оплаты услуг банка. Подобные требования усиливаются, когда предложение кредитов ограничено, а процентные ставки достаточно высоки. При этом, если в течение месяца остаток падает ниже оговоренной компенсационной суммы, то соглашение предусматривает штрафные санкции. Необходимость иметь компенсационные остатки повышает стоимость займа.

 

      1. Легкореализуемые ценные бумаги.

Наличие больших денежных остатков на текущих счетах означает их омертвление  и снижение эффективности финансовой деятельности компании. Поэтому при  большом количестве денежных остатков целесообразно переводить их в форму легкореализуемых ценных бумаг. Это такие ценные бумаги, которые можно в приемлемые сроки продать по цене, близкой к их рыночным котировкам. Как правило, легкореализуемые ценные бумаги приносят меньшие доходы, чем производственные активы, нередко в два и более раз. Однако компании нередко держат большой портфель легкореализуемых ценных бумаг, имеющих низкую доходность. Почему? Во-первых, они представляют собою эквивалент денежных средств. Когда оттоки денег превышают их притоки, компании продают часть своих легкореализуемых ценных бумаг, чтобы пополнить ее расчетные счета. Во-вторых, легкореализуемые ценные бумаги — это временные инвестиции до момента превращения их в денежные средства. Обычно это происходит при финансировании сезонных или цикличных операций, для удовлетворения потребностей, например, текущего финансирования строительства завода или погашения облигаций по наступившим срокам, для размещения выручки от продажи долгосрочных ценных бумаг.

В финансовой литературе встречаются  различные варианты использования  легкореализуемых ценных бумаг как  собственного источника быстрого обзаведения  денежными средствами.

В случае агрессивной политики финансирования компания, вообще не держит легкореализуемые ценные бумаги, считая их неприемлемо  низкодоходными. Она полностью полагается на банковские займы для удовлетворения сезонных пиков. Это самый рискованный  вариант, поскольку коэффициент  общей ликвидности здесь самый  низкий. Компания надеется на более  высокую норму прибыли на активы и возможности займов. Однако при  низком коэффициенте общей ликвидности  она будет иметь трудности как при займе необходимой суммы, так и при его погашении.

При консервативной политике финансирования компания стремится накапливать  низкодоходные легкореализуемые ценные бумаги в вялые периоды экономики, чтобы продавать их в момент пиковых  потребностей в денежных средствах. При этом варианте финансирования доходность активов будет несколько снижена, зато финансовый риск сводится к минимуму.

Компромиссная политика финансирования проводится в случаях, когда компания владеет легкореализуемыми ценными  бумагами в объемах, достаточных  для удовлетворения средних колебаний  потребностей в деньгах, но недостаточных  для удовлетворения пиковых потребностей. Данный вариант обеспечивает компромисс между стремлением к снижению риска и стремлением обеспечить достаточную доходность активов.

Каковы же критерии выбора легко  реализуемых ценных бумаг?

Несмотря на пониженную доходность, легкореализуемые ценные бумаги, как  и всякие рыночные ценные бумаги подвержены рискам. Их необходимо учитывать финансовому  менеджеру компании. Весьма актуален риск неплатежа. Он связан с тем, что  заемщик не сможет вьшлачивать проценты или основную сумму займа. В этом отношении финансовому менеджеру следует вспомнить, что государственные казначейские бумаги обладают минимальным риском. Ценные же бумаги корпораций, хотя и обещают повышенную доходность, но, как правило, обременены существенными рисками неплатежей. Немаловажен и процентный риск. Ему подвергаются большинство инвесторов вследствие изменений, которым бывают подвержены процентные ставки. Важное значение имеет ж риск покупательной способности денег. Инфляция постоянно угрожает снизить покупательную способность денег, инвестированных в легкореализуемые ценные бумаги. Наконец, риск ликвидности. Всегда имеется опасность, что легкореализуемые ценные бумаги могут быть не проданы по разумной цене и в приемлемые сроки.

Таким образом, компании приходится выбирать между риском и доходностью легкореализуемых ценных бумаг при формировании инвестиционного  портфеля. Большинство достаточно осторожных, нефинансовых корпораций формируют  портфель из практически безопасных и высоколиквидных краткосрочных  ценных бумаг казначейства либо супернадежных  корпораций.

Рассмотрим теперь механизм формирования денежных остатков путем трансформации  денег в легкореализуемые ценные бумаги и наоборот. Наиболее простой  механизм — это модель Бомола (рис. 1.3). Она приемлема для корпораций, у которых денежные расходы стабильны и прогнозируемы и соблюдается ряд граничных условий. Что это за условия? Корпорация имеет целесообразный уровень денежных средств. Поступающие средства от реализации вкладываются в краткосрочные легкореализуемые ценные бумаги. Деньги пополняются при их уменьшении до уровня безопасности.

 

Денежный остаток, р.


 

Cmax


 

 

Cср

 

 

Cmin


0           3           6           9               12         

Информация о работе Управление оборотными активами предприятия