Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:54, курсовая работа
Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйственного объекта. Управление оборотными активами занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Управление запасами…………………………………………… 4-11
Глава 2. Управление дебиторской задолженностью…………………… 12-23
Глава 3. Управление денежными активами…………………………….. 24-38
Заключение………………………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………………... 40
Приложение
Где, Нтх – норматив запасов текущего хранения в днях оборота;
Оо – однодневный объем производства (для сырья, материалов) или реализации продукции в предстоящем периоде;
Зсх – планируемая сумма запасов сезонного хранения;
Зцн – планируемая сумма запасов целевого назначения.
Основная задача – своевременное размещение заказов на пополнение запасов и вовлечение в хозяйственный оборот излишне сформированных их видов [6,с.167].
В
связи с изменением номинального
уровня цен на товароматериальные ценности,
цены, по которым сформированы их запасы,
требуют соответствующей
Эффективность текущей деятельности в значительной степени определяется скоростью трансформации оборотных активов из одного вида в другой. Запасы – одна из составляющих оборотных активов. Чем выше оборачиваемость средств, вложенных в запасы, тем меньшим их количеством можно обеспечить торгово-производственный процесс. Напротив, чем ниже оборачиваемость, тем дольше денежные средства омертвлены в запасах, тем меньше они дают отдачу.
Особому контролю и ревизии должны подвергаться залежалые и неходовые товары, представляющие собой один из основных элементов иммобилизованных оборотных средств.
При
анализе недостач и потерь от порчи
товароматериальных ценностей, не списанных
с баланса в установленном
порядке, необходимо изучить их состав
и причины образования, постараться
установить конкретных виновников для
взыскания с них причиненного
ущерба. Требуется также проверить
условия хранения ценностей, обеспечение
их сохранности по количеству и качеству,
квалификацию материально ответственных
лиц, запущен ли учет товароматериальных
ценностей, соблюдаются ли правила
проведения инвентаризации и выявления
их результатов [3,с.680].
Глава
2. Управление дебиторской
задолженностью
Управление
дебиторской задолженность
Выделяют три подхода к управлению дебиторской задолженностью – таблица 2.1 [10].
Табл.2.1 Подходы к управлению ДЗ
Подход | Реализация на практике | Соотношение доходности и риска |
Консервативный | Жесткая политика предоставления кредита и инкассации задолженности, минимальная отсрочка платежа, работа только с надежными клиентами | Минимальные потери
от образования безнадежной |
Умеренный | Предоставление среднерыночных (стандартных) условий поставки и оплаты | Средняя доходность. Средний риск |
Агрессивный | Большая отсрочка, гибкая политика кредитования | Большой объем продаж по ценам выше среднерыночных, но также высока вероятность появления просроченной дебиторской задолженности |
В
современной хозяйственной
Среди,
перечисленных видов наибольший
объем дебиторской
В
общей сумме дебиторской
Формирование политики управления ДЗ предприятия (или его кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам – рис.2.2 [2,с.196].
Рис.
2.2 Основные этапы формирования политики
управления
дебиторской задолженностью предприятия
1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) кредита и потребительского кредита.
На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности предприятия и его динамика и предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:
где КОАДЗ – коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;
ДЗ – общая сумма дебиторской задолженности предприятия (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);
ОА
– общая сумма оборотных
На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде.
Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
где ПИДЗ – средний период инкассации дебиторской задолженности предприятия;
– средний остаток
О0 – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
Количество
оборотов дебиторской задолженности
характеризует скорость обращения
инвестированных в нее средств
в течение определенного
где КОДЗ – количество оборотов дебиторской задолженности предприятия в рассматриваемом периоде;
ОР – общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
На
третьем этапе
анализа оценивается состав дебиторской
задолженности предприятия по отдельным
ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным
срокам ее инкассации. Пример графического
представления результатов этого анализа
приведен на рис. 2.3.
Рис. 2.3 Графический анализ „возраста» дебиторской задолженности предприятия
На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:
Коэффициент
просроченности дебиторской задолженности
и средний «возраст»
где КПДЗ — коэффициент просроченности дебиторской задолженности;
ДЗПР – сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;
ДЗ – общая сумма дебиторской задолженности предприятия.
Средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности определяется по следующей формуле:
где ВПДЗ – средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;
- средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде;
Оо – сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.
На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:
ЭДЗ = ПДЗ – ТЗДЗ – ФПДЗ
где ЭДЗ – сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
ПДЗ – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗДЗ – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПДЗ – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель – коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность
где КЭДЗ – коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
ЭДЗ – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
– средний остаток
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия [4,с.224].
2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.
В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию.
Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности — товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.