Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:54, курсовая работа
Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйственного объекта. Управление оборотными активами занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Управление запасами…………………………………………… 4-11
Глава 2. Управление дебиторской задолженностью…………………… 12-23
Глава 3. Управление денежными активами…………………………….. 24-38
Заключение………………………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………………... 40
Приложение
Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.
Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.
Выбор форм реализации продукции в кредит определяется отраслевой принадлежностью предприятия и характером реализуемой продукции (товаров, услуг) [5,с.120].
Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.
Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита [2,с.200].
3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.
При
расчете этой суммы необходимо учитывать
планируемые объемы реализации продукции
в кредит; средний период представления
отсрочки платежа, по отдельным формам
кредита; средний период просрочки
платежей исходя из сложившейся хозяйственной
практики (он определяется по результатам
анализа дебиторской
Расчет необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность осуществляется по следующей формуле:
где ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;
ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит; КС/Ц- коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;
– средний период
– средний период просрочки платежей по предоставленном кредиту, в днях.
Пример: Определить необходимую сумму финансовых средств,
инвестируемых
в предстоящем периоде в
задолженность, при следующих условиях:
планируемый объем реализации продукции с предоставлением товарного (коммерческого) кредита — 3200 тыс. усл. ден. ед.;
планируемый удельный вес себестоимости продукции в ее цене — 75%;
средний период предоставления кредита оптовым покупателям — 40 дней;
средний период просрочки платежей по предоставляемому кредиту по результатам анализа — 20 дней
Идз
Если
финансовые возможности предприятия
не позволяют инвестировать
4. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:
1) срок предоставления кредита (кредитный период) - характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию;
2) размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) - характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту;
3)
стоимость предоставления
где ПСК – годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит; ЦСН – ценовая скидка предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, в %; СПК – срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.
4)
система штрафных санкций за
просрочку исполнения
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы
Формирование
стандартов оценки покупателей, дифференциация
кредитных условий
6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов [5,с.125].
7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктур финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги [2,с.205].
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время являются:
В
современных условиях финансовой деятельности
предприятия стремятся не только
получать положительные финансовые
результаты, но и их планировать. При
наличии неплатежей данная задача трудновыполнима
– не каждое предприятие готово
предоставлять собственную
Следовательно риски неплатежа тоже можно оценить далеко не всегда, что обуславливает применение прямого страхования дебиторской задолженности. Чтобы застраховать дебиторскую задолженность предприятие должно застраховать всех покупателей, приобретающих продукцию на условиях отсрочки платежа. Страховая компания может застраховать дебиторскую задолженность при страховой премии 0,9% - 9%. Размер страховой премии по конкретному договору страхования может изменяться на основании повышающих ( от 1,00 до 5,00) и понижающих ( от 2,00 до 1,00) коэффициентов. Также в договоре страхования может применяться франшиза.
Договор страхования заключается на срок от 1 мес. до 1 года. Страховым случаем признается просрочка покупателем платежа или его банкротство. Страховой компанией не компенсируются :
К управлению дебиторской задолженностью относится также формирование резерва по сомнительным долгам. Создание резерва должно быть предусмотрено учетной политикой предприятия. Сумма резервов определяется по итогам инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода в следующем порядке:
Причем резерв не должен превышать 10% от выручки [1].
Управлять
дебиторской задолженностью можно
также стимулируя покупателей к
досрочной оплате счетов. Это можно
сделать путем предоставления скидок
со стоимости товаров, работ, услуг,
в случае если платеж осуществлен
ранее оговоренного срока [9,с.20].
Глава
3. Управление денежными
активами
Управление,
денежными потоками является одним
из важнейших направлений
Выделяют три мотива, побуждающие держать наличные денежные средства на руках:
Выделяют следующие подходы к управлению денежными активами – таблица 3.1 [10].
Таблица 3.1 Подходы к управлению денежными активами
Подход | Реализация на практике | Соотношение доходности и риска |
Консервативный | Хранение большого страхового остатка денежных средств на счетах | Возможность вовремя совершать планируемые платежи даже при временных проблемах с инкассацией может привести к их обесценению |
Умеренный | Формирование сравнительно небольших страховых резервов, инвестирование только в самые надежные ценные бумаги | Средняя доходность. Средний риск |
Агрессивный | Хранение минимального остатка денежных средств, вложение свободных денежных средств в высоколиквидные ценные бумаги | Предприятие рискует не расплатиться по обязательствам или понести потери из-за привлечения незапланированного краткосрочного финансирования |