Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 11:30, дипломная работа
Новый коллектив для работника – это среда незнакомых ему людей с присущими им привычками, наклонностями и эмоциями, действующих по незнакомым работнику моделям поведения. Новый работник сталкивается с новой для себя корпоративной культурой, с незнакомыми правилами, условностями и табу. У работника неизбежно возникают сложности при освоении новой профессии (специальности) или нового рабочего места. Эффективность работника в такой ситуации падает. Естественным ходом работодателя становится работа по адаптации и ориентации нового работника.
Введение2
Раздел 1 Теоретическая часть. Трудовая адаптация персонала на предприятии. 6
1.1 Понятие и цели адаптации персонала. 6
1.2. Виды адаптации персонала. 12
1.3 Механизм адаптации персонала. 23
1.4. Методы адаптации персонала. 33
Раздел 2 Практическая часть. Анализ механизма адаптации персонала 44
2.1 Краткая характеристика Дзержинской ИФНС города Новосибирска 44
2.2 Механизм первичной адаптации персонала в Дзержинской ИФНС города Новосибирска47
2.3 Эффективность первичной трудовой адаптации в Дзержинской ИФНС города Новосибирска 55
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Наставник или руководитель отдела знакомит сотрудника с: коллегами и их функциональными обязанностями, историей структурного подразделения, схемой взаимодействия с другими отделами, порядком оформления документов, включая отчетность.
Также на данном этапе происходит обсуждение и согласования с сотрудником плана адаптации.
3 Вводное обучение.
4 Реализация плана адаптации.
Руководитель подразделения или наставник:
– Определяет долгосрочные, первоочередные цели;
– Описывает требования к работе и ожидаемые результаты;
– Контролирует выполнение задач в соответствии с листом адаптации;
Куратор совместно с ним осуществляет программу социально–психологическая адаптации по направлениям:
– определение психологической совместимости с коллективом, профилактика конфликтов;
– мотивация новичка;
– ознакомление с корпоративной культурой, этикой деловых отношений;
– помощь в развитии необходимых компетенций.
На данном этапе происходят регулярные встречи менеджера по персоналу и работника.
5 Оценка результатов прохождения адаптации.
Егоршин А.П. выделяет этапы адаптации персонала, которые по содержанию могут быть охарактеризованы как методы или способы адаптации:
Сравнение представленных точек зрений показано в таблице 4.
Таблица 4. Сравнение точек зрения авторов.
Автор |
Т.Ю. Базаров |
И.К. Макарова |
А.П. Егоршин | |
Этапы |
1.
Оценка уровня 2. Ориентация – общая программа; – специальная программа. 3. Действенная адаптация. 4. Функционирование.
|
1. Подготовительный. 2. Выход на работу нового 3. Вводное обучение. 4. Реализация плана адаптации. 5. Оценка успешности прохождения адаптации. |
– испытательный срок; – адаптация молодых специалистов; – программа введения в должность; – наставничество; – развитие человеческих ресурсов. | |
Общее |
Рассматривают
адаптацию как постепенный Рассматривает адаптацию с точки зрения работы службы управления персоналом |
|||
Отличия |
– рассматривает адаптацию как процесс, конечная цель которого – успешное приспособление работника, – направлен на человека. |
– направлен на формальную сторону адаптации работника; – включает определение результата адаптации, получение обратной связи; – носит практическую направленность. |
– этапы представлены непоследовательно; – представляет и методы адаптации персонала, и принципы кадровой политики. |
После рассмотрения сущности
и содержания процесса адаптации
можно сделать вывод о том,
что вопросами адаптации
При проведении Welcome! – тренинга при описании продукта или услуги может быть приглашен работник соответствующего профиля – технолог, маркетолог, а при разъяснении кадровой политики компании – сотрудник любого другого подразделения, который расскажет о себе и своем карьерном пути в компании. Для рассказа о социальной политике и защите интересов персонал можно пригласить представителя профсоюза. [2, стр. 25]
На этапе организации
системы адаптации мне кажется
целесообразным для усовершенствования
существующей системы адаптации
первоначальное осуществление
– проанализировать существующую систему;
– выявить факторы, мешающие эффективной ее работе;
– определить ресурсы предприятия, используемые в недостаточной мере, которые позволили бы создать оптимальную схему адаптации.
Кроме того, следует обратить внимание на реализацию принципов организации труда, оказывающих мотивационное воздействие на персонал и облегчающих процесс адаптации сотрудников. К таким принципам организации труда можно отнести:
В центре проблемы информационного обеспечения процесса адаптации лежит сбор и оценка показателей ее уровня и длительности. Эти показатели условно делятся на объективные и субъективные. К объективным относятся показатели, которые характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах. Кроме того, показатели адаптации подразделяются по принадлежности к одному из ее аспектов, например профессиональному аспекту; социально–психологическому; психофизиологическому.
Субъективные показатели
характеризуют
Сбор и обработку информации
об уровне и длительности адаптации
целесообразно проводить в
Обратная связь осуществляется для:
– коррекции поведения сотрудника;
– дополнительного информирования;
– оптимизации процедуры наставничества;
– получение полезной информации, направленной на дальнейшее совершенствование процесса адаптации в целом, а также на возможные изменения в бизнес – процессах компании.
В качестве способов организации обратной связи могут выступать беседы с менеджером по персоналу, круглые столы с участием директора предприятия, анкеты и отзывы, заполняемые сотрудником, экзамены после прохождения обучающих программ. При этом после проведения общей оценки адаптируемого сотрудника руководство и специалист службы управления персоналом могут вынести решения:
– о продолжении адаптации;
– об увольнении работника как не прошедшего испытания;
– о переводе на другую должность;
– о зачислении на соответствующую должность и снятии испытательного срока.
Существуют количественные показатели деятельности службы управления персоналом. Один из них – показатель уровня адаптированности сотрудников. При анкетировании работникам предлагается выразить степень удовлетворенности различными факторами, занося их в таблицу.
После чего может быть вычислен коэффициент – индекс удовлетворенности.
Оценка Факторы |
Совершенно удовлетворен |
Удовлетворен |
Затрудняюсь ответить |
Не удовлетворен |
Совершенно неудовлетворен |
Таблица 2 – Бланк анкеты для оценки удовлетворенности работников
Методика вычисления коэффициента:
Оценка «Совершенно
Индекс удовлетворенности изменяется от +1,0 до –1,0. Таким образом, от +1,0 до +0,6 – высокий уровень адаптированности, от +0,59 до +0,2 – средний уровень, менее +0,19 – низкий.
Кроме того, эффективность
работы кадровой службы по адаптации
персонала можно оценить
F = P: W * 100%,
где P – число прошедших испытательный срок и успешно адаптирующихся сотрудников,
W – общая численность работников, принятых за указанный период,
F – процент работников, закрепившихся на предприятии по итогам процесса адаптации и испытательного срока.
Также критериями для оценки
эффективности системы
1.4 Методы адаптации персонала