Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 11:30, дипломная работа
Новый коллектив для работника – это среда незнакомых ему людей с присущими им привычками, наклонностями и эмоциями, действующих по незнакомым работнику моделям поведения. Новый работник сталкивается с новой для себя корпоративной культурой, с незнакомыми правилами, условностями и табу. У работника неизбежно возникают сложности при освоении новой профессии (специальности) или нового рабочего места. Эффективность работника в такой ситуации падает. Естественным ходом работодателя становится работа по адаптации и ориентации нового работника.
Введение2
Раздел 1 Теоретическая часть. Трудовая адаптация персонала на предприятии. 6
1.1 Понятие и цели адаптации персонала. 6
1.2. Виды адаптации персонала. 12
1.3 Механизм адаптации персонала. 23
1.4. Методы адаптации персонала. 33
Раздел 2 Практическая часть. Анализ механизма адаптации персонала 44
2.1 Краткая характеристика Дзержинской ИФНС города Новосибирска 44
2.2 Механизм первичной адаптации персонала в Дзержинской ИФНС города Новосибирска47
2.3 Эффективность первичной трудовой адаптации в Дзержинской ИФНС города Новосибирска 55
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Методы адаптации персонала,
включенные в систему адаптации,
существующую в каждой компании, могут
быть самыми разными. Можно разделить
методы адаптации персонала на три
группы: экономические, организационно–
1. Испытательный срок
Испытательный срок – это основной период адаптации нового сотрудника организации. Пункт об испытательном сроке включается в контракт при следующих условиях:
2. Введение в должность
В случае если организация уже столь велика, чтобы полагаться только на личные контакты нельзя, один из способов обеспечить наилучшее начало работы новому работнику состоит в разработке и реализации программы введения в должность. Введение в должность может быть индивидуальным и групповым.
Групповое введение в должность сводится к прочтению курса ориентации. Программа общей и специальной ориентации была представлена в описании классификации с точки зрения Т.Ю. Базарова.
Индивидуальное введение в должность начинается сразу же после принятия предложения о работе в форме предварительного рассказа об организации, предоставления книг, брошюр, буклетов и т.п. Можно составить специальную Памятку работника, содержащую сведения об организации, структуре, производстве, условиях трудоустройства, социальной политике, льготах, медицинском обслуживании и пр.
Индивидуальное введение в должность завершается на рабочем месте непосредственным руководителем или специальным наставником. Непосредственный руководитель поздравляет нового сотрудника с началом работы, представляет коллективу, знакомит с подразделением и обстановкой в нем, подробно излагает требования, в том числе и неписаные, сообщает о трудностях, которые могут встретиться и наиболее распространенных ошибках в работе; о будущих коллегах, особенно тех, у кого трудный характер, и тех, на которых всегда можно положиться, просить совета.
Руководитель осуществляет также инструктаж, контроль за первыми шагами новичка, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении, оказывает всестороннюю помощь в адаптации.
Каждому новичку необходимо прикрепить наставника, обладающего достаточно высоким статусом в коллективе, коммуникабельного, готового прийти на помощь.
В течение первой недели руководителю желательно ежедневно видеться с работником, узнавать об успехах и помогать устранить проблемы. Это позволит как можно раньше полностью составить представление о его недостатках и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе и т.п. Руководитель также обязан выявить и зафиксировать все случаи нарушения трудовой дисциплины, включая внутрисменные простои и потери рабочего времени; социально–психологический климат в коллективе в связи с появлением «новичка», вмешиваться лично во все нестандартные или конфликтные ситуации с «новичком», ни в коем случае не давать его на «съедение» неформальному лидеру; не применять строгих мер административного, экономического, социологического и психологического воздействия на «новичка» в период испытательного срока. А поскольку введение в должность проводится во время испытательного срока, являющегося основной мерой программы адаптации то роль руководителя особо важна при адаптации новых сотрудников.
3. Адаптация молодых специалистов.
Механизм адаптации молодых специалистов представлен на рисунке 2.
1.
Прохождение производственной |
¯
2.
Прием на работу молодого |
¯
3.
Собеседование с заместителем
руководителя по кадрам и |
¯
4. Социальная адаптация молодого специалиста | |
Для
выпускников вузов – приказ о
стажировке, встреча с руководителем
стажировки, составление и утверждение
индивидуального плана |
Для выпускников техникумов – приказ о наставничестве, встреча с наставниками и подготовка плана адаптации на рабочем месте |
¯
5. Профессиональная адаптация на рабочем месте | ||||
Стажировка в течение года, наставничество |
Составление отчета по стажировке |
Принятие решения после завершения стажировки |
Выполнение заданий руководителя |
Участие в научной работе |
¯
6. Повышение деловой квалификации |
¯
7.
Анализ профессиональной | |||
Оценка потенциала специалиста |
Оценка индивид. вклада |
Вхождение в трудовой коллектив |
Возможность проф. выдвижения |
Рисунок 2 – Схема работы с молодыми специалистами в организации.
4. «Справочник новичка»
Одним из инструментов адаптации также может быть руководство для нового сотрудника или «Справочник новичка», который включает следующую или любую другую информацию в зависимости от специфики компании информацию:
– приветствие руководителя;
– подробную информацию о компании;
– данные обо всех структурных подразделениях;
– основные аспекты корпоративной кадровой политики;
– список служебных телефонов.
5. Наставничество
Наставничество – это процесс, в котором один человек ответствен за должностное продвижение и развитие другого человека вне рамок обычных взаимоотношений менеджера и подчиненного.
Наставничество касается следующих вопросов:
– введение в должность и перспективы карьерного роста;
– вхождение в коллектив;
– вхождение в целом в организацию.
Основные задачи наставника:
– помощь работнику в освоении и выполнении возложенных на него профессиональных обязанностей;
– создание условий для развития творческого потенциала;
– оказание помощи при адаптации в освоении корпоративной культуры, закрепленной на предприятии.
Выделяют два вида компаний в зависимости от института наставничества:
1. Наставничество как система начинает работать только при появлении новых сотрудников и только на время испытательного срока.
2. Наставничество существует на постоянной основе.
В первом случае система адаптации тесно связана с обучением. В каждом отделе назначается наставник, ответственный за адаптацию нового сотрудника. В обязанности наставника входят кураторство и контроль самого процесса адаптации в течение испытательного срока.
В организациях второго типа
с момента появления новых
сотрудников за каждым закрепляется
наставник. У одного наставника может
быть и несколько подопечных. Они
взаимодействуют и после
6. Консультирование
Индивидуальное
7. Тренинг
Тренинг – это набор
средств, с помощью которых знания,
процедуры и мысли
планомерный подход, предусматривающий
отработку определенных навыков
в сочетании с усилением
процесс, в ходе которого один тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы;
ежедневное обучение и руководство с целью повысить эффективность исполнительской деятельности.
Эти определения тренинга включают в себя несколько важных тем, которые повторяются почти во всех публикациях по персоналу:
Основные качества хороших тренеров:
Применительно к адаптации вопрос тренингов непосредственно касается так называемого Welcome! – тренинга.
Данный инструмент адаптации является относительно новым, но доказывает свою эффективность на практике. Он выступает как помощь в ориентировании нового сотрудника в большом объеме информации. Продолжительность тренинга зависит от потребностей компании, а именно, от объема той информации, которую планируется донести до новичков. Периодичность программы зависит от того, как часто и в каком количестве на предприятие приходят новые сотрудники.
Тренинг может включать перечисленные ниже информационные блоки.
1) сведения о компании,
представленные в доступной
2) производимые продукты;
3) корпоративная культура;
4) корпоративная политика
в области управления