Адаптация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:36, реферат

Описание

Целью моего реферата является изучение адаптации как одной из актуальных проблем в управлении персоналом.
Задача реферата - помочь HR-специалистам и руководителям подготовить эффективную систему адаптации персонала.

Содержание

Введение…………………………………………………..……………….. 3
1. Понятие адаптации………………………………………………… 4
1.1.Этапы адаптации……………………………………………..……. 6
1.2.Разновидности адаптации персонала……………………..……… 7
2.Особенности адаптации персонала………………………………… 9
2.1.Аспекты адаптации………………………………………….…….. 9
2.2.Категории сотрудников…………………………………….……. 13
3.Обучение в период адаптации .Виды адаптации………..………. 18
4. Участники адаптационного процесса…………………….……… 19
Заключение………………………………………………………..……… 23
Список использованной литературы…………………………….……… 24

Работа состоит из  1 файл

Реферат. Адаптация персонала..docx

— 49.70 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

(ДВФУ)

 


ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И МЕНЕДЖМЕНТА

Экономический факультет

 

Кафедра национальной экономики

 

Реферат

По дисциплине «Менеджмент»

Специальность 080103.65 «Национальная  экономика»

 

На тему: «Адаптация персонала»

 

 

 

Выполнил студент гр. С-1403нб

______________ Ольховик Е.О.

                                                                                Проверил 

______________ Буренина Н.В.

___________________________

  (зачтено/ незачтено)

 

 

 

г. Владивосток

2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………..……………….. 3

    1. Понятие адаптации………………………………………………… 4

1.1.Этапы адаптации……………………………………………..……. 6

1.2.Разновидности адаптации персонала……………………..……… 7

2.Особенности адаптации персонала………………………………… 9

2.1.Аспекты адаптации………………………………………….…….. 9

2.2.Категории сотрудников…………………………………….……. 13

3.Обучение в период адаптации .Виды  адаптации………..………. 18

4. Участники адаптационного процесса…………………….……… 19 

        Заключение………………………………………………………..……… 23

         Список использованной литературы…………………………….……… 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Адаптация персонала на рабочем  месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей  стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого  периода. До сих пор многие государственные  предприятия и коммерческие организации  не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой  зарубежный опыт использования адаптационных  техник, который только в последнее  время стали перенимать отечественные  кадровики.

Нередко организации используют только отдельные элементы адаптации, например, проводят для новичков вводные  курсы или выдают всем пришедшим  «Справочник сотрудника». Но для  того чтобы проводимые мероприятия  были эффективными, необходим системный  подход к адаптации новых сотрудников. Отсутствие системности может привести к снижению эффективности других проектов HR-службы, направленных на формирование бренда работодателя, развитие корпоративной культуры.

В ходе опроса, проведенного одним из российских деловых изданий, 8% респондентов, заявили, что их компании не предпринимают никаких усилий по адаптации новичков, а 12% - что  руководство только начинает об этом задумываться. Большая же часть - 80% компаний - рассматривают функцию  адаптации персонала как необходимую  для успешного ведения бизнеса.

Целью моего реферата является изучение адаптации как одной  из актуальных проблем в управлении персоналом.

Задача реферата - помочь HR-специалистам и руководителям подготовить эффективную систему адаптации персонала.

  1. Понятие адаптации

Потребность в формировании системы адаптации возникает  на этапе активного развития компании. Вместе с ростом организации увеличивается  общее количество подразделений  и сотрудников, а значит, новичков. В какой-то момент руководители уже  не могут лично заниматься новыми сотрудниками, что распространено в  компаниях малого бизнеса. С этого  момента возникает потребность  в стандартизации процедур взаимодействия с новыми сотрудниками, а значит, в создании системы адаптации.

Адаптация (от лат. adaptio – приспособление) – процесс ознакомления работника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами корпоративной культуры новой компании.

В самом общем виде адаптация  — «процесс приспособления работника  к условиям внешней и внутренней среды». Термин «адаптация» чрезвычайно  широк и применяется в различных  областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти  два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет  и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная — включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.

В пользу адаптации красноречиво говорят следующие цифры. Порядка 80% людей, уволившихся в первые полгода-год работы, принимают решение об уходе из компании в первые две недели.

Основные причины ухода —  несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую  организацию. Помочь сотруднику успешно  влиться в новую организацию  — важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам.

Зачастую "новичок" приходит на предприятие, а его рабочее место  не подготовлено, и никто особенно этим не озабочен, новичкам предоставляют  право выплывать самим. Но поскольку  первое впечатление обычно оставляет  глубокий след, такая процедура может оказать длительное отрицательное воздействие на мотивацию и отношение сотрудника к работе.

"Опыт" такого рода может  зачастую объяснять высокую текучесть  кадров в первые недели или месяцы работы и причины, по которым новый сотрудник может испытывать чувство отчуждения и занять негативную позицию по отношению к организации прямо с первого дня работы. Если новые сотрудники предоставляются самим себе, то организация не может влиять на то, что они случайно узнают, и потеряет возможность сформировать у них положительное отношение к работе и преданность традициям фирмы.

Адаптация персонала подразделяется по направлениям:

1. производственная:

  • профессиональная;
  • психофизиологическая;
  • социально-психологическая;
  • организационно - психологическая;
  • организационно-административная;
  • экономическая;
  • санитарно-гигиеническая.

2. внепроизводственная:

  • адаптация к внепроизводственному общению с коллегами;
  • адаптация в период отдыха.

Все виды адаптации взаимосвязаны  между собой.

С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как  формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.

 

 

 

1.1.Этапы адаптации

Процесс адаптации традиционно  принято разделять на четыре этапа. 
          1. Оценка уровня подготовленности нового работника.   
 Необходим для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения. т. д. 
           2. Ориентация.  Практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации.

Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).

В ходе проведения общей программы  ориентации часто затрагиваются  следующие вопросы:

  • общее представление о компании: цели, приоритеты, проблем;
  • политика организации;
  • оплата труда;
  • дополнительные льготы;
  • охрана труда и соблюдение техники безопасности. 
              3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами

            4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 — 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.

 

        1. Разновидности адаптации персонала

1. Отрицание. Новый сотрудник не принимает ценности организации, его ожидания целиком не совпадают с реальностью. В большинстве случаев такие сотрудники увольняются в первые месяцы работы.

2. Приспособленчество. Подобные сотрудники полностью принимают все правила и нормы организации. Такой тип сотрудников составляет большую часть штата любой организации.

3. Маскировка. В данном случае сотрудник демонстрирует принятие второстепенных установленных в организации норм и правил при одновременном «отрицании» основных установок. Подобная линия поведения типична для сотрудников группы риска, которые могут разорвать трудовое соглашение в любой момент.

4. Адаптивный индивидуализм. Эта разновидность адаптации подразумевает принятие основных правил и норм организации при полном «несогласии» с второстепенными ценностями. Это дает возможность работнику сохранить собственную индивидуальность и отлично справляться со своими служебными обязанностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности адаптации разных категорий сотрудников

С точки зрения квалификации и должностного уровня новых сотрудников, условно можно выделить несколько  категорий:

1.рядовые сотрудники, рабочий персонал;

2.специалисты, служащие, инженерно-технические работники (ИТР);

3.молодые специалисты;

4.руководители среднего звена;

5.руководители высшего звена;

6.сотрудники удаленных офисов.

Для каждой категории персонала  разные аспекты адаптации имеют  разную приоритетность. Прежде всего поговорим о различных аспектах адаптации.

 

2.1.Аспекты адаптации

Специалисты в области  управления персоналом выделяют несколько  аспектов процесса адаптации:

1.    Корпоративная адаптация

Для того чтобы начать работать эффективно, человеку необходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности компании, например:

  • Какое место занимает компания на рынке? Как идут дела? К чему стремится?
  • Каковы стратегические цели и приоритеты компании?
  • Кто является ключевыми клиентами? Кто основными конкурентами?
  • Как осуществляется управление компанией? Кто принимает решения?
  • Какова структура компании? Где какие подразделения расположены?
  • Какова периодичность и технология планирования и отчетности?
  • Какие действуют процедуры, регламенты?
  • Кто и в каком порядке подписывает документы?

2.    Социальная адаптация

Приходя на работу, человек  принимает те нормы поведения  и общения, которые существуют в  коллективе, включается в систему  взаимоотношений с коллегами.  
На этом этапе он знакомится с «атмосферой компании» – корпоративной культурой. Сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы:

Информация о работе Адаптация персонала