Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:36, реферат
Целью моего реферата является изучение адаптации как одной из актуальных проблем в управлении персоналом.
Задача реферата - помочь HR-специалистам и руководителям подготовить эффективную систему адаптации персонала.
Введение…………………………………………………..……………….. 3
1. Понятие адаптации………………………………………………… 4
1.1.Этапы адаптации……………………………………………..……. 6
1.2.Разновидности адаптации персонала……………………..……… 7
2.Особенности адаптации персонала………………………………… 9
2.1.Аспекты адаптации………………………………………….…….. 9
2.2.Категории сотрудников…………………………………….……. 13
3.Обучение в период адаптации .Виды адаптации………..………. 18
4. Участники адаптационного процесса…………………….……… 19
Заключение………………………………………………………..……… 23
Список использованной литературы…………………………….……… 24
3. Организационная адаптация.
Обычно мы проводим на работе большую часть светового дня. Разумеется, это время должно быть как-то организовано в бытовом плане. Существует масса организационных моментов, с которыми предстоит разобраться новичку в первые дни / месяцы работы. Например:
4. Техническая (технологическая) адаптация
В каждой компании используется свой набор техники и программного обеспечения. Новому сотруднику в период адаптации придется:
5. Профессиональная адаптация
Данный аспект адаптации можно назвать «дообучением». Он напрямую связан с приобретением новым сотрудником недостающих знаний и навыков в профессиональной области. Когда необходима профессиональная адаптация?
1. Если новичок обладает
заведомо более низкими
2. В компании приняты
собственные стандарты работы (профессиональные
или технологические). Например, в
дистрибьюторских компаниях
А самому сотруднику необходимо
освоить следующие
6. Психофизиологическая адаптация
Данный аспект в первую очередь включает приспособление к определенному, часто отличному от привычного, режиму труда и отдыха. Особое внимание психофизиологической адаптации нужно уделить в следующих ситуациях:
1.3.Категории сотрудников
Рядовым сотрудникам, к которым относятся, например, рабочие производства или обслуживающий персонал в офисе, не всегда уделяется достаточное внимание, притом, что на большинстве промышленных и сервисных предприятий эта группа персонала является самой многочисленной.
На этапе адаптации
рядовых сотрудников в компании
следует разработать и
Наиболее приоритетной для
данной категории сотрудников является
социально-психологическая
Следующий по важности аспект - профессиональный. Объяснить корпоративную специфику работы, научить основным производственным алгоритмам - задача наставника.
Немаловажным является и психофизиологический аспект. Практика показывает, что часто кандидаты переоценивают себя, неоднократные вопросы и предупреждения менеджера по персоналу в ходе собеседования остаются неуслышанными, и, как следствие, сотрудники увольняются через неделю, объясняя это тем, что работа для них действительно физически сложна.
По опыту компаний, именно с разработки адаптационных инструментов для этой категории сотрудников начинается выстраивание целостной системы адаптации в компании.
Наиболее приоритетной для специалистов и инженерно-технических работников является организационная адаптация, в ходе которой сотрудник знакомится со спецификой работы подразделения, в которое он пришел работать, с тем как налажены бизнес-процессы и т. д.
Что касается профессионального аспекта, то все зависит от стадии развития, на которой находится сама компания. На этапе активного роста у нее чаще всего нет возможности привлекать людей «на вырост» и обучать их в процессе работы, так как большинство служб только формируется и такие компании делают ставки на «готовых» специалистов, по сути, покупая на рынке их профессиональные компетенции. Если же компания находится на стадии стабилизации, то профессиональный аспект адаптации новичков будет следующим по приоритету.
Мы работаем в ситуации, когда экономика растет и требуется все больше работников самых разных квалификаций.
Результаты исследований показывают, что от 20 до 30% образовательных программ вузов, представленных на российском рынке, не дают необходимого для профессиональной деятельности набора компетенций. Таким образом, для молодых специалистов наиболее приоритетным является профессиональный аспект адаптации. Уже сегодня большинство компаний имеет разработанные программы по работе с выпускниками вузов.
Кроме того, молодых специалистов приходится адаптировать к особенностям не только компании, но и бизнес-среды в целом - опять же, по причине отсутствия у них опыта работы. Организационные отношения существенно отличаются от учебных, носящих преимущественно неформальный характер. Таким образом, организационный аспект адаптации является следующим по приоритетности.
Иногда считается, что
руководитель априори обладает всеми
необходимыми навыками и информацией,
и поэтому, в отличие от специалистов,
его совсем не обязательно вводить
в курс дела. Это, конечно, неверно. Когда
на новое место приходит профессионал,
за плечами у которого опыт работы
в других организациях с другими
системами ценностей и
Для проведения адаптации линейных руководителей необходима поддержка руководителя более высокого уровня управления, которого требуется активно привлекать к данному процессу. Руководителю среднего звена прежде всего важно познакомиться с коллективом и найти общий язык с подчиненными, прежде всего с неформальными лидерами коллектива.
Программы адаптации руководителей обычно отличаются от вводного курса для рядовых сотрудников. Помимо общих сведений о компании и ее продукции, ему придется усвоить также принятые в ней стандарты в области управления людьми, ознакомиться с процедурами оценки и стимулирования сотрудников.
Какая-либо подготовка к приходу в компанию нового директора большая редкость. Стоит новичку выйти на работу, рассчитывать на какую-либо помощь ему не приходится.
При появлении в компании нового топ-менеджера акценты в процессе адаптации немного смещаются: можно сказать, что более приоритетной является адаптация коллектива к новому директору, а не наоборот.
При представлении коллективу
нового топ-менеджера службе персонала
целесообразно разработать план
знакомства, который должен быть поддержан
всеми существующими в компании
каналами коммуникации: персональными
и общими, письменными и вербальными.
Основная задача в этом случае - изменить
отношение сотрудников к новому
топу: от настороженности до полного
приятия. Для бизнеса важно, чтобы
руководитель пользовался у сотрудников
уважением, так как в этом случае
его решения будут
Под термином «удаленный офис»
не обязательно понимается подразделение,
находящееся на значительном расстоянии
от основного. В некоторых случаях
таким удаленным офисом может
быть склад в соседнем от центрального
офиса районе, отличающийся некоторой
обособленностью. Сотрудники удаленного
офиса бывают незаслуженно обделены
вниманием, иногда могут не знать
и не воспринимать нормы корпоративной
культуры. Таким образом, наиболее приоритетными
являются организационный и социально-
В удаленных офисах далеко не всегда есть HR-служба, и функции по адаптации ложатся на руководителей этих подразделений. В этом случае важно делать упор на подготовку раздаточных материалов, использование возможностей электронного обучения и внутренних корпоративных порталов.
Данные категории сотрудников выделены условно. Службе персонала необходимо определить те из них, которые есть в каждой конкретной компании, и список будет отличаться от предложенного. Некоторые компании не привлекают молодых специалистов, другие не имеют удаленных подразделений. Часто в отдельную группу выделяют наиболее многочисленную профессию в компании.