Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:36, реферат
Целью моего реферата является изучение адаптации как одной из актуальных проблем в управлении персоналом.
Задача реферата - помочь HR-специалистам и руководителям подготовить эффективную систему адаптации персонала.
Введение…………………………………………………..……………….. 3
1. Понятие адаптации………………………………………………… 4
1.1.Этапы адаптации……………………………………………..……. 6
1.2.Разновидности адаптации персонала……………………..……… 7
2.Особенности адаптации персонала………………………………… 9
2.1.Аспекты адаптации………………………………………….…….. 9
2.2.Категории сотрудников…………………………………….……. 13
3.Обучение в период адаптации .Виды адаптации………..………. 18
4. Участники адаптационного процесса…………………….……… 19
Заключение………………………………………………………..……… 23
Список использованной литературы…………………………….……… 24
1. Обучение, связанное с ознакомлением с корпоративными стандартами.
В данную группу входит обучение:
1.правилам работы с клиентами;
2.правилам работы с корпоративной базой данных;
3.составлению отчетности и т. д.
Хорошо, если это обучение сопровождается выдачей памяток, в которых прописаны все основные алгоритмы.
2.Профессиональное обучение. Часто в компанию принимают сотрудника, который не обладает полным набором необходимых компетенций, но отличается достаточно высоким потенциалом. В этом случае для него целесообразно спланировать необходимое обучение, информация о котором будет отражена в Адаптационном листе. В таких случаях необходимо прикрепить к новичку наставника.
3.Стажировка. В ряде компаний практикуется стажировка специалистов в смежных подразделениях, которая организуется для ускоренного вхождения в должность и понимания сотрудником основных бизнес-процессов.
С целью быстрой адаптации нового тренинг-менеджера, который будет заниматься обучением персонала, можно направить его на ограниченный период на стажировку в отдел продаж, маркетинга и т. д. Таким образом, он будет хорошо понимать, чем занимаются сотрудники, с которыми он будет взаимодействовать в дальнейшем и программы обучения для которых будет разрабатывать.
Перечисленные выше формы обучения - минимальный набор инвестиций в нового сотрудника.
В успешной адаптации нового сотрудника заинтересована прежде всего компания. Это не только вопрос комфорта новичка, но и обретение эффективного и лояльного сотрудника.
В некоторых компаниях принято считать, что развитие персонала является исключительной прерогативой сотрудников HR-службы, что в корне неверно.
Идеально, если со стороны компании в адаптации нового сотрудника принимают участие три стороны:
1)наставник
2)непосредственный
3)служба персонала
На практике участие всех сторон встречается не во всех компаниях.
Рассмотрим функции каждой из сторон, предполагая, что в компании все стороны (линейные руководители, наставники, службы персонала) задействованы в процессе адаптации новых сотрудников.
Служба персонала
Опыт показывает, что эффективнее всего, когда HR-служба выполняет координирующую роль в процессе адаптации, а именно разрабатывает и внедряет адаптационные инструменты, обучает внутренних клиентов (руководителей и наставников) их использованию, контролирует исполнение утвержденных процедур.
Задач и службы персонала по отношению к новым сотрудникам:
- участие в проведении
мероприятий по адаптации,
- проведение Welcome! Тренинга;
- подготовка Комплекта новичка;
- эмоциональная поддержка
новичка во время всего
- получение обратной связи от новичка после окончания адаптационного периода.
Кто именно в службе персонала координирует адаптацию нового сотрудника, зависит, прежде всего, от структуры службы и распределения обязанностей внутри нее: это может быть менеджер по персоналу, менеджер по подбору персонала, тренинг-менеджер.
Линейный руководитель
Руководители подразделений являются ключевыми клиентами службы персонала.
Задачи, стоящие перед руководителем по адаптации новых сотрудников:
1.Определение должностных обязанностей. Подготовка предложений о работе.
2. Постановка целей и
задач на период
3. Определение наставника
из числа ведущих специалистов
отдела. Следует помнить, что
4. Ознакомление новичка
с содержанием Адаптационного
листа и разъяснение
5. Отслеживание промежуточных
результатов. Важно избегать
6. Оценка выполненных
заданий, проведение оценочных
мероприятий для проверки
7. Принятие решения относительно работы нового сотрудника в компании.
Наставник
Наставничество - процесс
обучения, консультирования и оценки
новичка более опытным
Действия, выполняемые наставником в адаптационном процессе:
- подготовка рабочего места нового сотрудника к первому дню его работы;
- поздравление новичка с началом работы;
- рассказ о функциях
подразделения и знакомство
- знакомство с рабочим местом, оборудованием, содержанием функциональных обязанностей, подготовленных руководителем;
- обеспечение доступа в Интранет, обучение работе в корпоративной базе данных;
- обучение в процессе работы - хорошо, если в компании существует план обучения или стажировки, по которому работает наставник;
- предоставление обратной
связи, которая является
Куратор
Очень часто в литературе
термины «наставник» и «
Задачами куратора могут быть:
- помощь в изучении алгоритмов работы в корпоративном интранет-портале;
- обед с новым сотрудником в первый день его работы;
- регулярные встречи с
новым сотрудником, ответы на
вопросы об особенностях
- разъяснение норм внутренних коммуникаций, принятых правил делового этикета.
Важность процесса адаптации
за последние годы многократно возросла.
Растущий дефицит кадров на рынке
труда, снижение лояльности работников,
гонка зарплат - все это заставляет
компании постоянно искать способы
привлечения и удержания
В компании с грамотно проводимой
адаптацией сотрудники быстро и планомерно
осваивают профессиональные обязанности,
легко устанавливают дружеские
отношения с коллективом, не снижается
мотивация к качественному
Хорошие специалисты – на вес золота. Важно не только найти таких специалистов, но и обеспечить правильное вхождение во внутренний мир компании.
Список использованной литературы
Монографии, учебники и учебные пособия, диссертации
1. Вершинин Т.В. Роль производственной адаптации в решении кадровых проблем. Проблемы функционирования заводских служб адаптации и стабилизации кадров.// Т.В. Вершинин – Новосибирск: Издательство СОРАН, 2004г. – 204 с.
2. Адаптация человека к трудовой
деятельности и ее психофизиологическая
оценка: Межотраслевые методические рекомендации.//
НИИтруда - М.: Наука,2002.–149с.
3. Шепеленко Г.И. Управление производством
и персоналом.// Г.И. Шепеленко - Ростов-на-Дону.:
МарТ, 2005. – 328 с.
Ресурсы сети интернет
1. www.enbv.narod.ru
2. http://www.referat-web.ru
3. http://www.claw.ru