Адаптация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 15:17, контрольная работа

Описание

Цель исследования – изучить особенности адаптации личности к специфике работы трудовой организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть содержание и структуру трудовой адаптации.
2. Рассмотреть виды адаптации.
3. Рассмотреть разновидности адаптации персонала.
4. Рассмотреть методы трудовой адаптации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Понятие «адаптация персонала»…………………………………………..……..6
Заключение ………………………………………………………..…………….21
Список использованной литературы………………………………...…………22

Работа состоит из  1 файл

Адаптация персонала.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)



Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: Управление персоналом

На тему: «Адаптация персонала»

                                                                  

 

                                                                                        Исполнитель:

……………………………..

Курс  V

Специальность ФиК

Группа 

№ зачетной книжки

 

Руководитель:

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Понятие «адаптация персонала»…………………………………………..……..6

Заключение ………………………………………………………..…………….21

Список использованной литературы………………………………...…………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. Процесс перехода на новую должность  или новую работу достаточно сложный  переход в жизни любого человека. Поступая на работу, человек активно включается в систему отношений организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым, подчиняет свое поведение служебным предписаниям данного предприятия.

Однако, поступая на работу, человек имеет свои представления  о том, что и как должно происходить  в организации, свои цели, в соответствии с которыми формирует требования: условия и содержание труда, оплата, возможности роста. Таким образом, кандидат строит свои отношения с предприятием, исходя из собственной системы ценностей и мотиваций, особенностей характера, темперамента, а также его философии жизни. Следовательно, и отношение работника к организации зависит от степени реализации его целей и удостоверения его потребностей. С другой стороны, рассматривая данную ситуацию, организация представляет собой общность со своими целями и задачами, системой ценностей и способами отношений. Кроме того предъявляются свои требования к работнику, к его трудовому поведению (образование, производительность, дисциплина, квалификация, коммуникабельность и мн. др.). В результате взаимодействия работника и организации осуществляется процесс трудовой адаптации. Именно, как мне кажется, трудовая адаптация является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового сотрудника требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки. Кроме того, трудовая адаптация работников в организации является прямым продолжением процесса отбора персонала. Недостаточное внимание к вопросам данного процесса приведет к тому, что будут сведены на нет результаты отбора, если новый сотрудник, не сумев своевременно освоить новую работу и не вписавшись в трудовой коллектив, уволиться. Таким образом, время и деньги, потраченные организацией на поиск и отбор персонала, могут оказаться выброшенными на ветер.

Как известно, адаптация играет особенно большую  роль, когда в организацию входит молодой работник, который имеет лишь теоретическое представление о том, как происходит трудовой процесс именно на определенном предприятии.

Также, что  является немало важным, когда включается новый работник в жизнь организации, может существенно активизироваться творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру.

В свою очередь  для руководителя данная информация (о том, как организован в его  подразделении процесс адаптации  служащих) может многое сказать о  степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

Цель исследования – изучить особенности адаптации  личности к специфике работы трудовой организации.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть  содержание и структуру трудовой  адаптации.

2. Рассмотреть  виды адаптации.

3. Рассмотреть  разновидности адаптации персонала.

4. Рассмотреть  методы трудовой адаптации.

Объект исследования – специфика работы деловой организации. Предмет исследования – проблема адаптации личности к специфике  работы трудовой организации.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Теоретическая основа работы выполнена на материалах исследований таких авторов, как: Т.Ю. Базаров, М. Джонсон, А.П. Егоршин, Б.Л. Еремин, А.Я. Кибанов, С.К. Мордовин и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «адаптация персонала».

 

Профессиональная адаптация  выступает важным составным элементом  системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством. Они  призваны способствовать покрытию потребностей организаций в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.

Адаптация означает включение  личности в новую для нее предметно-вещевую  и социальную среду.

Когда человек поступает  на работу, он включается в систему внутриорганизационных трудовых отношений, занимая в ней несколько позиций. Поступая на предприятие, человек имеет определенный цели, потребности, ценности, нормы, установки поведения. В соответствии с ними работник предъявляет и требования к организации: к условиям труда, оплате, содержанию, возможности роста, социальной среде.

Организация, предъявляет  требования к образованию, квалификации, производительности, дисциплине, умению работать в коллективе, готовности положительно воспринимать имеющиеся условия производства. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, протекает процесс адаптации.

Принято выделять первичную  и вторичную адаптацию. Первичная  имеет место при первоначальном вхождении молодого человека в настоящую трудовую деятельность.  Вторичная происходит в двух случаях: при переходе работника на новое рабочее место, со сменой или без смены профессии, а также при существенных изменениях производственной среды, ее технических, экономических и социальных элементов.

В широком смысле адаптация  – включение личности в новую  для нее предметно-вещественную среду. В свою очередь трудовая адаптация  персонала – это процесс приспособления работников к содержанию и условиям трудовой деятельности и непосредственной социальной среде, а также совершенствование деловых и личных качеств работников.

Работа с человеком  как ресурсом предприятия начинается именном на этапе адаптации. Процесс  трудовой адаптации представляет собой  взаимодействие работника и организации, их взаимное приспособление. Субъект адаптации – новый работник или новая социальная группа (новая бригада). Объект адаптации – трудовой коллектив, функционирующий в определенных организационно-технических условиях.

Трудовая адаптация  имеет целью возможно быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации, вхождение в рабочий коллектив, вхождение в организацию.

В процессе трудовой адаптации  решаются следующие задачи:

а) Проявление понимания  работником своих задач и должностных  обязанностей.

Новый работник должен быть ознакомлен со своей должностной  инструкцией, с областью своих задач  и полномочий, со своим рабочим  местом, с людьми, с которыми придется работать, с правилами трудового (делового) поведения, что сводит к  минимуму возникающие проблемы.

б) Развитие навыка выполнения своих обязанностей.

Новому работнику первое время необходима помощь на этапе  освоения профессиональных обязанностей. В этом может помочь наставник, при  этом остальной коллектив не будет  отвлекаться от своей работы.

Наставник сможет объяснить, показать, научить поделиться опытом. Таким образом, новый работник быстро приобретает необходимые профессиональные навыки, что влияет на снижение брака  и на повышение производительности труда.

в) Достижение более высокого уровня мотивации к труду.

Выход нового работника  на точку рентабельности приводит появлению  интереса к работе, начинает проявляться  творческий потенциал, что дает дополнительную возможность для мотивации труда. В свою очередь это влияет на профессиональный рост нового сотрудника и открывает перспективы карьерного роста.

г) Формирование чувства  причастности к делам предприятия.

Новый работник должен знать, что работа всей организации зависит  непосредственно и от него. Он должен видеть, что с ним считаются, к  нему прислушиваются. А значит, он будет чувствовать свою значимость для организации, понимать свою необходимость в организации, а это возможно только при полной адаптации работника.

д) Понимание своей  роли в успехе предприятия.

Некачественное и несвоевременное выполнение трудовых заданий одним работником влияет на общую результативность организации. Таким образом, все взаимосвязано.

е) Заинтересованность в  улучшении дел на предприятии.

Адаптация работника  – это приспособление индивидуума  к рабочему месту и трудовому коллективу.

Как и любой другой процесс, данный вид деятельности выполняет  ряд функций и основных задач, посредством которых происходит развитие и дальнейшее функционирование предприятия.

Выделяют пять основных функций:

1. Уменьшение стартовых  издержек как личности, так и предприятия.

Новый сотрудник не может  работать в полную силу, так как  для этого ему не хватает знаний специфики организации, информации о нормах и ценностях этой организации. Следовательно, существуют определенные потери в эффективности. Эффективная трудовая адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому сотруднику скорее достигнуть установленных стандартов выполнения работы.

2. Снижение тревожности  и неуверенности, испытываемых  новым работником.

Тревожность и неуверенность в данном случае означают боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации. Это нормальный страх человека перед новым и неизвестным.

3. Сокращение текучести  кадров.

Если работники чувствуют  себя неуютно на новой работе и  ощущают себя ненужными, то они могут отреагировать на увольнение.

4. Экономия времени  руководителя и сотрудника.

Новый сотрудник, который  не полностью адаптировался в  организации, требует значительно  больше времени на помощь в процессе выполнения возложенных на него обязанностей.

5. Развитие позитивного  отношения к работе, удовлетворенности  работой и реализма в ожиданиях.

Процесс трудовой адаптации  должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к  организации, к своему подразделению  и порученному делу. Это является непременным условием высоких рабочих показателей .

Структурное закрепление  функций управления адаптацией может  проходить по следующим направлениям:

1. Выделение соответствующего  подразделения (бюро, отдела) в структуре  системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала.

2. Распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по производственным подразделениям  организации, координации их деятельности со стороны службы управления персоналом.

3. Развитие наставничества, которое в последние годы в  отечественных организациях незаслуженно  забыто.

Задачами подразделения  или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии этого процесса являются организация: семинаров, курсов по различным вопросам адаптации; проведения индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником; интенсивных краткосрочных курсов для руководителей, вновь вступающих в должность; специальных курсов подготовки наставников; использования метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий; выполнения разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом; подготовки замены при ротации кадров; проведения в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.

 

Виды адаптации

Корпоративная – выявление общих стратегических целей и приоритетов предприятия, осознание места и роли организации на рынке, знакомство с отчетностью предприятия, знакомство с основными конкурентами и ключевым партнерами. Этот вид адаптации направлен на приспособление к общей деятельности всей организации.

Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе. Как правило, удовлетворенность трудом наступает при достижении определенных результатов, а последние приходят по мере освоения сотрудником специфики работы на конкретном рабочем месте.

В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. К этим условиям следует отнести: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.).

Информация о работе Адаптация персонала